ОБРАЗОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ — ВОЗМОЖЕН ЛИ СОЮЗ?

20 апреля, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №16, 20 апреля-27 апреля

С переходом к рыночным отношениям сотни тысяч людей в нашей стране оказались в непростой ситуации...

С переходом к рыночным отношениям сотни тысяч людей в нашей стране оказались в непростой ситуации. Специалисты с высшим образованием, военнослужащие, уволенные в запас, столкнулись с необходимостью менять профессию. Поэтому особенно актуальным стал вопрос получения второго образования, новой специальности. Институт последипломного образования Киевского национального университета имени Тараса Шевченко — старейшее высшее учебное заведение системы последипломного образования Украины — был основан в 1949 году. Он функционирует в составе университета как его структурное подразделение на основе самофинансирования. Основными видами деятельности института являются получение второго высшего образования (переподготовка) по специальностям: учет и аудит, финансы, правоведение, психология; повышение квалификации преподавателей и специалистов различных видов деятельности; организация и проведение краткосрочных семинаров, коллоквиумов, конференций и летних школ. О своих взглядах на проблемы высшего образования в Украине рассказывает кандидат экономических наук, профессор Виктор НЕВЕСЕНКО, возглавляющий институт вот уже четвертый год.

 

НЕВЕСЕНКО Виктор Иванович, родился в 1940 г. в с. Низы Сумского района Сумской обл. После окончания ПТУ №18 г. Донецка был старшим рабочим, буровым мастером Ташелгинской геологоразведочной партии Кемеровской обл., затем служил в Забайкальском ВО. В 1968 г. окончил экономический факультет Донецкого коммерческого института, затем — аспирантуру УкрНИИ торговли и общественного питания. Работал директором республиканского проектно-технического института Минторга УССР, ректором Киевского торгово-экономического института. 1992—1995 гг. — заместитель министра образования Украины, затем ректор Киевского института народной медицины. С января 1997 г. возглавляет институт последипломного образования Киевского университета.

 

О последипломном образовании

 

Сегодня получение второго образования в Украине — это острая необходимость, в отличие от развитых стран, не подкрепленная, к сожалению, ни государственной политикой, ни экономической стратегией. Сейчас нужны специалисты, новый уровень и качество получения знаний. Рынок продуцирования новых профессий огромен. Об этом свидетельствуют многочисленные рекламные объявления, в которых зачастую под адресом нового «международного университета» можно прочитать мелким шрифтом: «вход со двора». Казалось бы, пожалуйста, 5—10 месяцев обучения — и ты дефицитный специалист. Проблема состоит лишь в том, какие знания, причем за немалые деньги, могут дать подобные «заведения образования»? Во времена СССР считалось, что второе образование можно получить за 10 месяцев, однако сегодня жизнь предъявляет более жесткие требования. На овладение юриспруденцией уйдет как минимум 3—3,5 года. Кроме того, из экономиста еще можно попытаться подготовить юриста за 1,5 года, а из бывшего артиллериста?

Я глубоко убежден: ни о каком качестве и новом уровне знаний речь просто не может идти, если не учитывать экономический аспект. От всех бюджетных отраслей только и слышатся требования о зарплате. А ее просто неоткуда взять. Поэтому, если мы говорим о рынке, то должны осознавать, что громоздкая система образования не должна находиться вне его. И единственный способ зарабатывать деньги в этом направлении — это оказывать платные услуги (разумеется, я не имею в виду школы).

 

Об акционировании высших учебных заведений

 

Всю систему образования нужно изменить, на мой взгляд, таким путем: вузы, техникумы, колледжи, ПТУ передать в подчинение местным властям, как сейчас школы и дошкольные учреждения. За Министерством образования оставить контроль за работой всех учебных заведений через аккредитацию. Необходимо изменение формы собственности высших учебных заведений на основе их акционирования, то есть контрольный пакет акций (50% плюс 1 акция) остается в собственности государства, а остальное становится собственностью трудового коллектива организации образования. Соответственно государственная часть бюджета идет только на зарплату. Государство как стратегический владелец обучающего заведения назначает для его управления ректора, предварительно проведя выборы в коллективе, на тендерной основе дает заказ на подготовку необходимых специалистов и, пользуясь системой мониторинга, осуществляет контроль по соблюдению государственных стандартов и качества знаний. Меньшая часть акций — 49% — поступает на фондовый рынок, посредством которого она реализуется для других потенциальных инвесторов, юридических и физических лиц, частных вузов, и становится единственным источником формирования бюджета высшего учебного заведения. Уверен, что сфера образования имеет большие резервы для того, чтобы зарабатывать, начиная от материальной базы вуза, общежитий, земли, на которой он расположен. Государству следовало провести полную инвентаризацию всего, чем оно владеет, что должно содержать на бюджетные средства, ведь для большинства вузов сегодня проблемой является даже оплата коммунальных услуг. Если рассмотреть все в государственном масштабе, изучить каждое из 1200 учебных организаций различных уровней аккредитации, элементарно навести там порядок, уверен, можно найти тысячи решений. Зачем далеко ходить за примерами? Почти четыре года назад нам в наследство досталось хозяйство, находившееся в плачевном состоянии: протекающие потолки, обшарпанные стены, прогнившие трубы, общежитие с одним душем на 100 человек, тараканы… Однако многочисленные предложения от близлежащих банков о продаже помещений по остаточной стоимости мы отвергли, решив, что разберемся сами. В итоге вместо общежития у нас прекрасная гостиница, в которой могут проживать одновременно триста человек. Причем, если в городе номер стоит 0—150 в сутки, то у нас — 60—70 грн. Работают дневное и вечернее кафе, тренажерный зал, автостоянка. Проведение различных семинаров и конференций также приносит доход. С января 1999 года мы не взяли ни копейки из бюджета, поэтому смело можем назвать себя примером экономических реформ. Однако сегодняшний уровень государственного планирования стал настолько жестче, что приходится лавировать. Если частные вузы могут торговать, к примеру, лесом, углем и металлами, то государственные не могут ввести в должностное расписание даже единицу «парикмахер» , так как она не предусмотрена в системе образования. Поэтому приходится придумывать должность «старшего лаборанта», который, кстати, работает на лучшем в городе итальянском оборудовании. Необходимо создать одинаковые экономические условия для учебных заведений всех форм собственности.

 

О кадровой политике
и системе оплаты преподавателей

 

К сожалению, сейчас нет государственного подхода к созданию новых учебных заведений. Не говоря уже об их возросшем количестве, о том, что большинство техникумов превратились в институты и университеты, многие министерства начали создавать свои собственные учебные заведения. О каком качестве и «новом внутреннем содержании» образования может идти речь, если педагогические кадры остались старыми в буквальном смысле этого слова? И профессор, тридцать лет преподававший основы социалистической экономики, без повышения квалификации или переподготовки, сегодня, после основного места работы, бежит в колледж или «международный университет», дабы излагать азы рыночных отношений. Ведь это абсурд! Поэтому я убежден: управляющий персонал органов управления высшим образованием, ректоры, проректоры, деканы, заведующие кафедрами соответственных учебных заведений могут занимать свои посты не более двух сроков (8 лет). Это же касается и директоров колледжей, техникумов, ПТУ, школ и их заместителей. Ведь не зря на Западе представители интеллектуальной элиты предпочитают поскорее вернуться с руководящих должностей на преподавательскую работу, поскольку разница в оплате труда минимальна, а ответственности и обязанностей у руководителей намного больше. Именно потому ректор в рамках утвержденного фонда заработной платы должен лично устанавливать должностные оклады в зависимости от качества проделанной преподавателем работы, а сами должностные оклады должны ежегодно пересматриваться. Конкурсную систему, рассчитанную на пятилетний срок, считаю устаревшей, она требует совершенствования. В нашем институте действует контрактная система на одну сессию, и только за прошлый год было уволено пятнадцать преподавателей, половина которых, кстати, университетские. Нельзя не учитывать специфику преподавания второго образования, ведь у нас учатся не 17-летние дети, а взрослые, ответственные люди, которым знания необходимы прежде всего на практике.

Не могу не упомянуть еще об одной бюджетной яме — заочном образовании, которое, по-моему, сегодня надо полностью перевести на коммерческую основу. Если какой-либо фирме или организации нужен специалист, пожалуйста, платите. Мы же распотрошили заочную систему по всем вузам, колледжам, техникумам, перемешали заочников и стационар, тогда как на Западе система заочного образования представляет собой отдельную специфическую отрасль. Долю бюджета, которая шла на финансирование заочного образования, нужно перевести на дневное образование, и платить должны все студенты, только доля эта будет, например, 20—30% от общей стоимости. После первого курса отличники переходят на бесплатное обучение.

 

Об управлении высшим образованием

 

В свое время я стоял у истоков разработки системы аккредитации вузов, и сейчас прихожу в ужас от того, во что это вылилось. Когда мы разрабатывали эту систему, то прекрасно понимали, что градация учебных заведений необходима. Например, таких учебных организаций, как классический Киевский университет, в Украине может быть не больше десяти, остальные же — институты. Однако то, что мы имеем сегодня, приняло просто уродливые формы, полностью скомпрометированы сами названия «университет», «академия». Десять лет назад в Украине юристов готовили десять вузов, сейчас — 170, даже техникумы в райцентрах сегодня выпускают «правоведов». Видимо, все, к чему подходят с формальной точки зрения, нивелируется и теряет смысл. Сегодняшние реалии таковы, что один и тот же человек может быть и директором колледжа, и ректором частного вуза, и деканом какого-нибудь государственного учреждения. На мой взгляд, нужно заменить трехступенчатую систему аккредитации учебных заведений на двухступенчатую, минуя этап сертификации. Затем вместо специализированных советов на базе ВУЗов образовать экспертные комиссии по аккредитации, под руководством Государственной аккредитационной комиссии, введя в его состав действительно независимых экспертов из числа ведущих специалистов-практиков в данном направлении во главе с ответственным работником Министерства образования и науки в ранге заместителя министра. Сеть высших учебных заведений должна быть упорядочена за счет включения территориально родственных учебных заведений в состав ведущих университетских центров — классических университетов посредством покупки части их акций.

При комплексном анализе ошибок реформирования образования видно, что они обусловлены ошибками в реформировании народного хозяйства. Мы приняли «Закон об образовании» и лишь затем «Закон о предпринимательстве». Соответственно требованиям времени начали создавать частные вузы, но «ошибочно» не записали, что эти вузы должны быть лицензированы, то есть находиться под контролем. Сколько времени и сил нужно, чтобы исправить ситуацию? Сегодня каждый руководитель вуза должен понимать важность решения именно экономических проблем, не перекладывая ведение дел на одного старшего бухгалтера. Государство должно, во-первых, создать условия для современного хозяйствования, «заложить» программу, подготовить соответственную законодательную базу, согласно которой честно заработанные вузом деньги будут направляться на дальнейшее развитие учебной базы, а руководитель, владея колоссальными материальными ресурсами, будет своим хозяйством распоряжаться сам. Нам следует твердо осознать одно: у государства денег нет и не предвидится. Поэтому думать и работать мы должны сами.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно