Объединим усилия ради качественных изменений в образовании

Поделиться
Объединим усилия  ради качественных изменений в образовании
Позиция инициативной группы "Першого грудня"

"Мы строим то, что представляем", - эта мысль является одним из тезисов Украинской хартии свободного человека. Расширять рамки общих представлений, искать, беречь и развивать человеческие таланты и, как принцип, поощрять проявления творческой неординарности независимо от сферы деятельности означает вырываться из замкнутого круга стереотипов и изменять будущее.

Воспитание и образование - первооснова для любых изменений в нашей стране, сохранения Украинского государства и его постоянного прогресса.

Сегодня мы находимся не только в постсоветских, но и в постмилитарных условиях. Мы избавились от военной организации жизни бывшей империи, но "казарменный дух" ощущается до сих пор. Он проявляется как в агрессии отношений между людьми, так и в образовании, которое не ставит своей целью сформировать личность, научить мыслить, привить желание быть свободным человеком или дать конкурентные знания.

Нынешняя система воспитания и образования в Украине не ценит ни семью, ни человека, который учится, и не стремится поощрить его к постоянному интеллектуальному развитию или подготовить к рынку труда. Такая система ориентирует учителя, преподавателя и ученого не на то, чтобы продуцировать знания или искать новые подходы и ориентиры, а чтобы "воссоздавать уже воспроизведенное", придерживаясь проверенных клише. Более того, преподавателя и ученого перегружают рутиной, ограничивающей творческие возможности. По сути, наша образовательная система до сих пор остается формализованной, бюрократической и недоброжелательной как к человеку, так и к миру.

Опаснейший продукт такой системы - человек без ценностей. Его мораль - двойные стандарты в личной, общественной и государственной жизни. Сегодняшнее состояние страны в значительной степени является следствием деятельности такого циничного человека.

Современная система воспитания и образования очень часто продуцирует фиктивные знания, польза от которых не соответствует прилагаемым усилиям. Главный защитник системы - чиновник от образования с его консервативной, иерархической и коррупционной ментальностью.

Заложник этой системы - учитель. Его авторитет в Украине подорван прежде всего хронической бедностью "сеятелей разумного, доброго, вечного", их положение не менее беспомощно, чем положение всего общества.

Сквозную проблему системы представляет повсеместная коррупция: эта болезнь из социально-экономической превратилась в устойчивую деградированную культуру взаимоотношений педагогов, студентов и учеников, а также их родителей.

Характерным признаком нашей системы образования является формализм и формальность как следствие всеобщей общественной фальши.

В сфере образования - от детского сада до университета - отсутствует целостная система национального воспитания. Такая система не касается политических или партийных идеологий. Она должна научить человека с малых лет любить и уважать Украину.

И, самое важное, в нашей стране нет никаких здоровых экономических и общественных стимулов для самостоятельного развития образования.

При таком положении дел отдать образование на откуп власти с ее нынешним мировоззрением означает окончательно уничтожить перспективу изменений и в конце концов заложить мину замедленного действия под само государство и общество.

Оставить "школу школе", надеясь на внутренние силы просвещенцев, означает предложить больному заняться самолечением, не изменив условия, которые привели его к болезни.

Нам вряд ли поможет реформа образования в том виде, в котором она осуществляется сейчас. Нельзя заниматься камуфляжем традиций, ведущих к разрушению человека и превращению его в зависимого и беззащитного уродца.

Украине нужна новая, реально интегрированная в европейское, а следовательно, в глобальное пространство система образования, в центре внимания которой была бы задача развивать свободного и мыслящего человека, стремящегося овладеть качественными, конкурентными в мире знаниями.

* * *

Главная цель нашей инициативной группы - не давать готовые ответы, а прежде всего привлечь внимание общества к темам, жизненно важным для Украины.

Вся Украина должна учиться. Это самая значимая установка для всех нас, украинских граждан, без малейшего исключения.

В дошкольном образовании государству нужно учиться, как пробудить у детей настоящую любовь к Украине, родной земле, к истории народа и собственной семьи, а родителям - воспитывать у детей жизнерадостность, уважение к людям и к труду. В средней школе, кроме всестороннего образования, нужно поддерживать оригинальность мышления и неординарность личности каждого, заботиться о талантах и вместе с тем развивать самодисциплину, достоинство, правдивость и трудолюбие. В высшей школе нужно учить, как мыслить в глобальном конкурентном мире, правильно и результативно применять знания и умения.

Для национального образования любая власть, которая мыслит долгосрочными категориями, обязана выполнить по меньшей мере два условия: материально обеспечить учителей и преподавателей для жизни и творческой работы и сосредоточивать средства для надлежащего технического обеспечения школ и университетов.

Стратегически важным является дело, тесно связанное с образованием, - вывести из не менее тяжелого состояния национальную науку, которая сведена к унизительному положению как агрессивным невежеством, так и жесткими экономическими реалиями, где в основе всех интересов - быстрые деньги.

Шаги, необходимые для того, чтобы изменить положение, - реальные и осуществимые. Для изменений не нужно никаких чудес, а надо иметь лишь волю. Предлагаем важнейшие направления работы.

Первое. Мы уверены, что активные представители украинских просвещенцев, широких кругов заинтересованных специалистов в других сферах, а также общественные активисты способны инициативно объединить усилия и сформировать концепцию современной национальной системы воспитания и образования. Общими усилиями мы можем и должны выработать общественный заказ на изменения.

На наш взгляд, проблемы образования должны стать предпосылкой для организации единого общественного движения по всей стране. Призываем общественных активистов, студенчество, преподавателей и просвещенцев, которые осознают глубину проблем, самостоятельно начать объединение усилий ради качественной реформы образования и против коррупции в этой сфере.

Второе. С большой надеждой обращаемся к украинским родителям и надеемся, что именно в родительской среде может появиться активное ядро движения за преобразования в этой сфере. Украинские родители должны были бы активнее бороться за качественное образование в нашем государстве, понимая его значение для перспективы своих детей. Это основа, которая может объединить нас всех независимо от языка, благосостояния или взглядов.

Третье. Призываем политические силы, разделяющие наши взгляды и оценку состояния дел, стать практическим движителем изменений в сфере образования, в частности через необходимые парламентские кампании и законодательные инициативы.

Четвертое. Приглашаем общественность, и прежде всего самих просвещенцев, поддержать реформаторские усилия членов парламента, сдерживающих политическое наступление против самой перспективы качественного национального образования.

В частности, сегодня в реальной общественной поддержке нуждаются реформы в сфере высшего образования, где крайне важно не допустить чиновничьего и коррупционного закрепощения. Публичные обращения и выступления учителей, преподавателей, студенчества и всех неравнодушных граждан должны продемонстрировать живую человеческую реакцию и способность противостоять нынешнему положению.

Пятое. Общество нуждается в объединении интеллектуалов, которые бы представили целостное видение основательных и продуктивных изменений, необходимых украинскому образованию.

Призываем украинских предпринимателей проявить готовность поддержать общественные образовательные инициативы и проекты. В частности, представители заинтересованных деловых кругов могли бы объединить усилия, чтобы создать независимый финансовый фонд для нужд образования и прежде всего - для обучения студентов за рубежом с условием возвращения и работы в Украине.

Перечень этих и других задач не является исчерпывающим. Хотим надеяться, что предложенные нами соображения дадут толчок разным средам к конкретным действиям, а высказанные мысли возьмут на вооружение политические, деловые и общественные силы, заинтересованные в настоящих изменениях в Украине.

Инициативная группа выказывает моральную солидарность со всеми украинскими просвещенцами, учеными, учителями и преподавателями, которые работают по чести и совести в нынешних сложных условиях.

Верим в активные и здоровые силы украинского студенчества.

Мы должны вместе сформировать реальный общественный заказ на качественное образование.

Наша общая воля способна изменить страну.

Вячеслав Брюховецкий, Богдан Гаврилишин,
кардинал Любомир Гузар, Иван Дзюба,
Мирослав Маринович, Мирослав Попович,
Евгений Сверстюк, Вадим Скуратовский, Игорь Юхновский

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме