Нужно ли Украине ВНО?

11 января, 2008, 13:58 Распечатать Выпуск №1, 11 января-18 января

Правду говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад... Эти слова как нельзя лучше описывают ситуацию, связанную с поступлением в украинские вузы.

Правду говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад... Эти слова как нельзя лучше описывают ситуацию, связанную с поступлением в украинские вузы. Конечно, она не может не волновать директора любого общеобразовательного учебного заведения. В конце ноября 2007 г. официальный печатный орган МОН газета «Освіта України» опубликовала проект документа «Условия приема в высшие учебные заведения Украины в 2008 году».

Меня очень обеспокоил сам факт появления этого документа как такового, что полностью отрицает необходимость проведения внешнего независимого оценивания (ВНО) качества образования выпускников школ. Считаю, что внедрение ВНО — самый большой успех украинской образовательной политики в плане истинного реформирования системы образования. Не 12-балльная шкала оценивания, не переход на 12-летнее обучение (очень противоречивое решение, боюсь, что ошибочное), а именно ВНО. Если указанный про­ект вступит в силу, это будет откатом в худшие времена брежневской эпохи. А гимназии, лицеи, коллегиумы и спецшколы — заведения нового типа (ЗНТ) — никому не будут нужны, ведь их задача — работа со способными и одаренными детьми. Как правило, эти заведения обеспечивают своим воспитанникам качественное среднее образование и тем самым открывают им дорогу к не менее качественно­му высшему образованию. Среди них мало медалистов, поскольку вытянуть на медаль, особенно на золотую, — очень непросто. Знания учеников оцениваются в соответст­вии с критериями 12-балльной системы, по которым получить оценку высокого уровня довольно непросто. Кстати, дети, которые переходят из ЗНТ в общеобразовательные школы, всегда улучшают свои оценки. И нередко ученики ЗНТ переходят в школы именно из-за того, что в гимназии или лицее медаль им не светит. Это из личного директорского опыта.

Но это еще не все. То, что было моей директорской гордостью, в случае принятия вышеупомянутого документа становится моим директорским позором! Одним из концептуальных принципов возглавляемого мною учебного заведения, который эффективно дейст­вует с первых дней его основания, является возможность без льгот и квот поступать в самые престиж­ные вузы.

Я гордился тем, что у меня не болит голова о том, чтобы пристро­ить своих выпускников! Две трети гимназистов учатся за пределами области в престижных вузах, завое­вывают гранты на обучение и ста­жировку за границей (США, Англия, Нидерлан­ды, Канада, Поль­ша, Германия). Для примера: в «Моги­лянку» (НаУКМА) поступили 28 наших выпускников, двое из них — преподаватели этого престижного университета. Среди выпускников Калушской гимназии — один кандидат наук, 13 преподавателей вузов, 19 аспирантов. Выпуск­ница 1998 г. Леся Рекунова первой среди студентов Украины получила диплом магистра в Международ­ной европейской академии (г. Бо­лонья). Работает в Европарламен­те.

Благодаря сертификатам ВНО последние два года процент поступления наших выпускников на места госзаказа соответст­венно составляет 97 и 92%.

Утверждаю, что выпускники ЗНТ готовы честно конкурировать, поступая в любой престижный вуз, у них нет никаких гарантий относительно честности самой процедуры поступления, которую предлагает проект «Условий... » В особенности пункт 15! То, что там написано... простите, — маразм.

Учителя ЗНТ четко понимают меру своей ответственности за объек­тивность выставленных ими оценок, однако их будут обвинять отцы детей, которые не смогут пройти (цитирую извлечение из абзаца 1, п. 15 «Условий... »: «особливі умови участі в конкурсі та фор­ми проведення вступних випробувань (співбесіда, попереднє тес­тування, творчі конкурси, спортивні змагання, олімпіади, атестаційні іспити тощо)...». Чего стоит лишь слово «ТОЩО»! Это волшебное слово, так как позволяет сделать все, что заблагорассудится!

Очень не хочется верить, что проведенный МОН Украины двухлетний успешный эксперимент по внешнему независимому оцениванию качества образования выпускников 11 классов общеобразовательных школ, положивший начало цивилизованному (и справедливому) доступу молодежи к высшему образованию, можно считать похороненным.

Об успешности эксперимента свидетельствует отсутствие жалоб. Это во-первых. Выпускники с честно заработанными высокими баллами в сертификатах беспрепятственно стали студентами тех вузов, в которых они хотели учиться. Это во-вторых. И наконец, вузы получили возможность выбирать себе студентов.

Кажется, наше образование стало на путь истинный. Все честно, все удовлетворены... Издан приказ МОН под номером 600, которым определен перечень предметов для внешнего оценивания и установлено, что отныне путь к высшему образованию — для всех, кто желает его получить, — лежит исключительно через пункты ВНО. Наконец мы забыли о «телефонном праве» и всяческих льготах, наконец все дети получили одинаковые права на получение высшего образования в соответствии со своими знаниями. А вузы должны выбирать себе студентов согласно своим требованиям. Абитуриент предлагает себя, а вуз выбирает. Идеальная схема, которая давно действует в более чем 150 странах мира.

Однако приказ МОН вузы саботировали. Они не выполнили предписания, согласно которому до октября необходимо определиться с перечнем дисциплин, по которым будет осуществляться зачисление на учебу. Распространились слухи о возобновлении балла аттестата, продолжались наборы на курсы довузовской подготовки с подтекстом, что слушатели этих курсов таки будут иметь преимущества при поступлении в вуз.

И вот граждане Украины ознакомились с проектом «Условий приема в высшие учебные заведения Украины в 2008 году». Сразу возникает вопрос: «Разве в последующие годы будут другие условия?..»

В свое время автору этих строк попал в руки отчет о работе всеукраинской конференции «Актуальные проблемы изучения естественно-математических дисциплин в общеобразовательных учебных заведениях Украины», которая проходила в мае 1999 г. при Киевском университете имени Т.Шевченко. В одном из выступлений подчеркивалось: «Реальная ситуация в средних школах Украины в сотни и тысячи раз хуже, чем об этом говорят на всех уровнях.

Намного больше половины старшеклассников совершенно ничего не знают! Суммарное их достижение за все школьные годы составляет стотысячные доли общих объемов школьной программы.

Мы предложили ученикам 10 и 11 классов обычных киевских школ полсотни простейших вопросов по всем школьным предметам: sin 30 грд.=?, 0,5 х 0,5 =?, что такое NaCl, самые большие притоки Днепра, в каком году (!) Киев освободили от фашистов, когда родился Т.Г.Шевченко, в каком году (!) принята последняя Конституция Украины и т.п.

Количество положительных ответов должно было составлять 50 из 50. А получалось: в обычном классе — 5, а в специализированном — 10 из 50. Поскольку проще вопросов просто быть не могло, оценка знаний по каждому предмету (точнее — по всем!) получается равно «нуль»...

Крупные специалисты методической науки сразу же бросятся критиковать недостаточную научность такого тестирования... Но чур им вместе с той «липой» в показателях образованности современных старшеклассников, к которой они привыкли.

Процветает система круговой поруки и массового бесстыдного вранья чиновников от образования, благодаря которым настоящая ситуация якобы никому не известна, и это ведет к дальнейшему усложнению программ и учебников, тогда как уже сегодня большинству старшеклассников на уроках литературы нужно давать в руки «Читанку»; на уроках математики — предлагать слагать и умножать простые дроби и находить процент от числа...

Учителя видят, что ученики не усваивают программу, так как безнадежно отстали в этой гонке. И с горечью констатируют, что срабатывает естественная психологическая реакция старшеклассника — он поставил на себе как на ученике жирный крест и утратил веру настолько, что уже не может ответить даже на те простые вопросы, на которые не колеблясь отвечал в 5—7 классах...»

Это было сказано в 1999 году. Небезразличным к образованию читателям не мешало бы узнать, что творится в образовании сейчас. Для этого стоит прочитать статью директора Украинского центра независимого оценивания качества образования г-на Ликарчука о результатах ВНО в г. Киеве (газета «Завуч», 2007 г., №33). Он пишет об использовании сертификатов ВНО: «Из 1760 городских медалистов лишь 55% воспользовались своими сертификатами по украинскому языку. В частности 45% выпускников, награжденных золотыми и серебряными медалями, результаты тестирования не устроили. Аналогичная ситуация с историей. Здесь с тестами на 11—12 баллов справились 1082 выпускника киевских школ. Если предположить, что все они — «медалисты», то неизвестно, за какие заслуги получили медали еще 678 учеников. Еще хуже ситуация с математикой — 12 баллов по этому предмету получил лишь 41 ученик».

В Украине в нынешнем году было 448 тысяч выпускников старшей школы. На телевидении промелькнула информация, что студентами вузов стали 500 тысяч лиц. Что, все выпускники школ стали студентами вузов? А какое качество этого массового высшего образования? Возникает также очень непростой вопрос: а что будут делать юноши и девушки с поголовным высшим образованием, независимо от того, как оно получено — честно или за деньги?

На секции по образованию ІІІ Всемирного форума украинцев (2001 г.) довелось услышать, что система поступления в украинские вузы — позор нации. Очень не хочется признавать, что это был диагноз. Однако как можно понять суть 1 абзаца 15 пункта проекта будущих правил приема в вузы?

«В правилах приема в высшее учебное заведение, независимо от конкурса при поступлении на определенное направление подготовки (специальность), могут устанавливаться особые условия участия в конкурсе и формы проведения вступительных экзаменов (собеседование, предварительное тестирование, творческие конкурсы, спортивные соревнования, олимпиады, аттестационные испытания и тому подобное). Эти особые условия могут устанавливаться для тех лиц, которые добились высоких успехов в учебе, при условии предоставления ими в приемную комиссию сертификатов Украинского центра оценивания качества образования с оценками (количеством баллов) не ниже 4 баллов по 12-балльной шкале... Не нужно много ума, чтобы понять, что эти «особые» условия — гарантия представителям «золотой» молодежи получить место на студенческой скамье с оценкой 4 балла в сертификате.

Абзацы 8—9 пункта15 узаконивают довузовскую подготовку. Но как это понимать?

«Количество мест для этих лиц устанавливается приемной комиссией высшего учебного заведения и не должно превышать 40% от общего объема государственного заказа, доведенного высшему учебному заведению. В высших учебных заведениях, где осуществляется подготовка по отраслям знаний: естественные науки, инженерия, строительство и архитектура, транспорт — до 60% от общего объема государственного заказа, доведенного высшему учебному заведению по этим отраслям знаний». Это значит, что на 100 зачисленных студентов, при варианте 50 мест госзаказов и 50 коммерческих, всего 20—30 выпускников школ, которые не входят в какие-то комплексы (не дают заработать вузу, не платят деньги за поступление), станут студентами!

И еще один перл: «Для конкурсного отбора абитуриентов засчитываются результаты внешнего оценивания учебных достижений выпускников учебных заведений системы общего среднего образования, подтвержденные сертификатами Украинского центра оценивания качества образования по соответствующим предметам, по результатам оценивания знаний в текущем году (по шкалам оценок от 1 до 12 баллов и от 100 до 200 баллов). Сертификаты ниже установленного уровня (4—6 баллов по 12-балльной шкале оценивания или 124 балла по 100-балльной шкале оценивания) высшими учебными заведениями не принимаются».

Автор этих строк вынужден признать, что не в состоянии прокомментировать этот текст. Это возобновление конкурса аттестатов? Если ответ утвердительный, то это ужас для честных учителей, это новый виток коррупции, но уже в школах! Это конец гимназиям, лицеям и подобным учреждениям, которые являются чуть ли не единственным достижением нашего школьного образования и единственной базой для поддержания интеллектуального потенциала нашего государства.

В школьном образовании нарушен баланс учебного времени между предметами естественного и гуманитарного циклов, что уже привело к острой нехватке инженерно-технических работников и специалистов естественного профиля. Не совсем оправданные дискуссии о гуманизации и гуманитаризации образования уже привели к падению престижа естественных наук, в частности физики — одной из основных наук естественного цикла и основы научно-технического прогресса вообще. К тому же резко сократилась доля учебных часов, отведенных на ее изучение.

Почти утратили внешкольное образование как развитую систему внешкольных учреждений спортивного, эстетического, художественного и технического направления. Автору, учителю физики, хорошо знакома система работы бывших станций юных техников, которые организовывали разные выставки технического творчества школьников и соревнования по техническим видам спорта. Эти мероприятия регулярно проводились, участие в них становилось событием в жизни ребенка, и нередко — определяющим в выборе профессии. Сегодня об этом можно лишь вспоминать.

Это не ностальгия по прошлому. Это наша повседневная жизнь, в которой практически утрачено развитие технического творчества школьников во внешкольных учреждениях, не проводятся выставки-конкурсы технического творчества. Сложились условия, когда способный ребенок не может участвовать в интересных и полезных для него интеллектуальных или спортивных соревнованиях из-за того, что его отец не в состоянии оплатить поездку к месту проведения мероприятия. Утратить легко, а восстановить… и сложно, и дорого… Государство теряет интеллектуальный потенциал!

Педагогический коллектив нашей гимназии высказал мнение по проекту «Условий...»:

— единственным и решающим условием зачисления на учебу должны быть результаты внешнего оценивания;

— победители высших уровней государственных и международных предметных олимпиад и конкурсов-защит научно-исследовательских работ, прочих соревновательных интеллектуальных форм должны иметь преимущества при поступлении;

— «особые условия» приема в вузы (пункт 15) ведут к открытой коррупции, девальвации ценности интеллекта;

— довузовская подготовка — позорный вузовский бизнес;

— золотые и серебряные медали — моральные стимулы, а не критерии зачисления в вузы;

— в целом проект вызывает тревогу у педагогов, отцов, учащихся тенденцией к обесцениванию авторитета знаний, тяготением к коррупции.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно