Образование и репетиторство — сферы, кардинально трансформировавшиеся во время карантина. Если еще год назад взрослые и дети встречались с преподавателями и репетиторами почти всегда лишь физически, то сегодня онлайн-встречи и учеба стали привычной частью нашей жизни. Торжествующие дети могут сказать родителям: «Мама, папа, теперь вы поняли, для чего мне нужен был смартфон».
Сотни тысяч учителей и преподавателей получили опыт проведения уроков онлайн, постепенно, со сложностями открыв для себя новый формат. До конца каникул было не известно, пойдут дети в школу либо продолжат учебу из дома. Как бы ни развивались события дальше, на государственном уровне уже возник вопрос о создании дистанционных и смешанных форматов, необходимость которых в будущем очевидна.
Переформатирование происходит и в сфере дополнительного образования — курсов и тренингов. Ведь многие взрослые, посещавшие курсы и тратившие по несколько часов на дорогу, сегодня, попробовав уютный онлайн, признаются, что уже не всегда готовы тратить усилия и время на дорогу.
Кардинальные изменения, которые вызвал карантин, отображает соцопрос от сервиса онлайн-уроков Bramble. По его данным, 82% опрошенных преподавателей Великобритании до карантина вообще не преподавали через Интернет, и только 6% давали уроки онлайн. Тогда как после периода вынужденной изоляции уже 99% опрошенных заявили, что теперь хотят использовать онлайн в своей работе, а 87% планируют проводить через Интернет минимум половину своих занятий.
Мы были одной из первых онлайн-школ в Украине, когда десять лет назад начинали преподавать английский через Интернет. Начинали с того, что рассылали своим ученикам письменный курс по e-mail и, честно говоря, это было не очень продуктивно. После нескольких сеансов переписки студенты теряли интерес и «исчезали». Революционной технологией стали сервисы видеозвонков, позволяющие проводить видео-уроки. Оказалось, что в отличие от писем, видео-общение отлично удерживает внимание студента.
Одна из базовых технологий, которые мы используем в онлайн-образовании сегодня — это цифровые учебники, когда ученик и преподаватель синхронизованно находятся «на одном экране», видят действия друг друга, при этом работают на мультимедийной платформе, где можно, к примеру, выполнять задания, прослушивать произношение слов, смотреть видео или в один клик отбирать слова в личный словарь, чтоб позднее учить их со смартфона. Цифровые материалы занимают место печатных, при этом в учебу привносятся элементы игры — геймификация. Но как бы ни был хорош инструмент — ключевым в результате является мастер, т.е. преподаватель. А в занятиях «один на один» — еще и совместимость студента и преподавателя. Итак, какие типы преподавателей и отношений с ними, по нашему опыту, чаще всего возникают?
Заботливый «нянь»
Нянь, с одной стороны, это наставник, который знает, что и когда требовать от ученика. Но фишка в том, что делает он это максимально заботливо. Его ролевая модель — «папочка» или «мамочка», разжевывающие материал своему питомцу. Преподаватель-нянь опекает своего студента, носится с ним, помогая ему со всеми вопросами и заданиями. И не важно, какого возраста этот студент, главное, что его вдохновляет забота, когда ему повторяют и подсказывают. Их, по нашему опыту, около 13%.
Друг, который рядом
Из названия понятно, какого рода отношения возникают в такой паре. Они дружеские и партнерские. Чаще всего это зрелый преподаватель и зрелый студент, которые могут находить общие темы. Они на одном уровне и общаются чаще всего на «ты». Это модель друга, который сидит рядом и морально помогает выполнять задания. Она складывается где-то в 20% случаев.
Преподавателю-другу не нужно требовать выполнения «домашки». Он просто дает советы, помогая студенту. Студент-друг не хочет, чтобы его дрессировали, его вдохновляет свободное спокойное общение, учеба в приятной атмосфере.
Дрессировщик или контролер
Третий тип преподавателя — дрессировщик или контролер — самый распространенный типаж — 65%. Он сидит, условно, с указкой и говорит, что делать, когда делать. Преподаватель-контролер подходит студентам, которым нужно, чтобы их «пинали» и держали в тонусе. Кстати, такие студенты могут быть сильны в работе с материалом, но им нравится контроль. Вызов для преподавателя уже в том, чтобы такой студент вообще «приходил» на уроки и делал задания.
Лидер впереди
Самый уникальный тип преподавателя— лидер. Есть категория учеников, которые по жизни всегда заняты — у них много работы, хобби, учебы и они активно реализуют себя. И хотя их иностранный на хорошем уровне, они хотят заниматься еще. Таких учеников сложно удержать и заинтересовать, они быстро начинают и быстро заканчивают заниматься.
Этим студентам-лидерам нужен и преподаватель-лидер, сильная и разносторонняя личность, с которой будет интересно. Такой преподаватель должен иметь высокий уровень языка, но кроме этого он может вдохновлять, показывать новые горизонты. Преподаватели-лидеры — уникальны, их, по нашему опыту, всего 2%.
Как выбрать онлайн-преподавателя себе? Главное правило — вам должно быть удобно заниматься «здесь и сейчас» с первого урока. Ощущение комфорта — это и есть главный индикатор совместимости, когда не возникает негативных эмоций и вы хотите идти на новый урок.
Если у вас пропал энтузиазм, один из приемов его возвращения — найти нового преподавателя. Благо, в онлайн-школах местонахождение преподавателей не играет роли и это сделать проще.
Что ценят другие студенты в преподавателях? В первую очередь, системность подхода, когда есть четкое движение по темам, система напоминаний, повторений и контроль выполнения домашнего задания. Также студентам нравится, когда преподаватель удерживает в памяти цель студента, поставленную им себе перед началом учебы, чтоб в подходящем контексте напомнить о ней. Например, эта тема пригодится, чтоб отработать деловую переписку, которая нужна для достижения вашей цели — знать иностранный для работы в международной компании. Также студенты ценят самостоятельность преподавателя, когда он сам может решать вопросы, находящиеся в его компетенции.
И еще один важный момент. В этом материале я рассказал о типах преподавателей иностранного языка, но как показывает практика, просто умом просчитать, какой тип подойдет вам — сложно. Мой совет — выбирать преподавателя сердцем. Не стесняйтесь попробовать несколько вариантов, если вас что-то не устраивает.
Подумайте, что вас больше вдохновляет — когда преподаватель всегда старается вам помогать как «нянь» или когда общается с вами на равных как друг, требователен как контролер или сам по себе сильная и интересна личность.
Запишите после урока те чувства, которые вы испытали, чтоб оценить свою совместимость. Было ли мне комфортно, хочу ли я идти на следующий урок, делать «домашку»? Сколько я готов с этим преподавателем заниматься? Если после урока ощущения будут приятными и хорошими — можно двигаться дальше и строить с этим человеком свой мир иностранного языка.