Мне — 37, и я родился в период «аналогового поколения». Я помню, как рылся в бумажных каталогах в библиотеке, учил английский с толстенными словарями, а чтобы найти нужный термин в учебнике, должен был его полистать.
Технологии развивались, и я взрослел вместе с ними. Мой племянник уже не может прожить без смартфона и 15 минут. Он «гуглит» голосом, учится пользоваться моноколесом на Youtube, заказывает себе кроссовки на AliExpress и часами залипает в TikTok. От любой информации в мире его отделяют две-три секунды и несколько движений пальцами.
Вероятно, вы слышали термин digital natives — это люди, которых с пеленок окружают технологии. Именно таково поколение Z — молодежь, которой сейчас 15–25 лет. Они никогда не жили в мире без Интернета и привыкли мгновенно получать любую информацию. Они, скорее, выйдут из дома без штанов, чем без смартфона.
В книге «Zкономика» американские исследователи Джейсон Дорси и Денис Вилла привели впечатляющую статистику: 31% поколения Z чувствуют себя некомфортно, если хотя бы полчаса находятся без смартфона. 44% «зетов» хотя бы раз в неделю заглядывают в телефон ночью, и 29% сидят в смартфонах после полуночи ежедневно.
Мгновенный доступ ко всей возможной информации имеет и обратную сторону. Поколению Z приходится бороться со СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности) и FOMO (синдромом утраченных возможностей или навязчивым страхом что-то пропустить). Информационный шум, постоянное изменение трендов, десяток соцсетей, без которых чувствуешь себя «не в теме», — все это приводит к неврозам и невозможности концентрироваться на чем-то даже минуту.
Впрочем, пути назад уже нет: диджитал-мир с нами всерьез и навсегда. Если современная молодежь привыкла к технологиям, образовательный процесс должен пойти ей навстречу. Чтобы оптимизировать и осовременить образование для нынешнего поколения, необходимо понять его потребности и особенности.
Что нам надо знать о поколении Z
Чтобы понять, как вдохновить на учебу современных двадцатилетних, следует учесть некоторые признаки поколения:
— Свободолюбие. Им нужно больше пространства и свободы для самореализации. Интернет показал, как много вокруг людей со схожими идеями и мыслями, и вместе с тем как много вариантов идей и мыслей может быть. Поэтому стандартизация — враг для поколения людей, желающих хоть как-то выделиться. Дайте им выбор — темы, формата, способа презентации. Делайте ставку на творческие задания. Аудитория отблагодарит вас разнообразием реализации задуманного.
— Визионерство. Вместо теории они предпочитают практику, ведь теоретические знания можно получить и в Google. Так что апеллируйте к конкретным кейсам и предлагайте решить задачи, встречающиеся в реальной жизни. Поэтому, например, ученикам могут не нравиться химия и физика, если вы не проводите эксперименты, а только решаете уравнения в тетради или учите теоремы. Покажите на практике закон тяготения или правило буравчика, объясните, где они понадобятся им в реальной жизни, и вы завоюете их внимание.
— Азарт отследить прогресс и разные метрики. Фитнес-трекеры считают их шаги, финансовые приложения руководят расходами, электронные карты отслеживают перемещения и сообщают о количестве новых посещенных мест. Так что подсчет выученных слов, пройденных уроков и прочитанных параграфов может их стимулировать учить и читать больше. А еще хорошо работает получение виртуальных наград и другие инструменты геймификации. Доброе слово может забыться, а награда останется с учеником навсегда.
— Привычка воспринимать информацию визуально: через видео и изображение. Люди воспринимают визуальные образы намного легче, чем слова. Именно поэтому большинству людей проще посмотреть фильм, чем прочитать книгу. Поэтому создавайте слайды и инфографики, а еще лучше — видеолекции. Так вас точно заинтересованно выслушают.
— «Клиповое мышление». То есть восприятие информации короткими отрывками. Людям поколения Z трудно долго концентрироваться, потому что вокруг очень много триггеров, требующих их воображения. Разбивайте задания на более мелкие, добавляйте в лекции интерактив и элементы игры. Обучение должно быть динамичным — монотонные лекции и длинное чтение учебных материалов им совсем не подходят.
— Манера легко отвлекаться и надолго залипать в соцсетях. Конечно, в современном диджитал-мире это происходит с каждым. Но если переписка с преподавателем происходит в мессенджере, дополнительные материалы — в отправленных е-мейлом pdf, а домашнее задание в лучшем случае делается в Googledocs, внимание подростка распыляется, и в этом виновата именно эта «система».
Чтобы вовлечь ученика в обучение, лучше использовать платформы наподобие Google Classroom. Это бесплатный веб-сервис, созданный для упрощения передачи файлов между учителями и студентами. В нем можно обмениваться заданиями, выполнять их, общаться с одноклассниками и учителями и вести календарь с расписанием. К тому же у Google Classroom есть мобильное приложение, позволяющее делать фотографии и прикреплять их к заданиям, делиться файлами из других приложений и получать доступ к информации даже офлайн. Учитель может отслеживать прогресс каждого ученика, ставить оценки и комментировать их. Сервис используют в учебных заведениях как основную образовательную платформу. То есть это одновременно и тетрадь, и дневник, и целая куча учебников.
Мир движется к онлайн-образованию
Благодаря карантинным ограничениям работники сферы образования уже сделали огромный, хотя и вынужденный шаг навстречу технологиям. Некоторые школы овладели сервисами наподобие Google Classroom и упростили жизнь как ученикам, так и учителям. Однако не все, поэтому порой дистанционное обучение сводится к тому, что учитель присылает в Viber задание, школьник выполняет его в тетради, фотографирует и отправляет преподавателю. Это не только неэффективно, но и отталкивает молодежь от обучения и портит имидж дистанционного образования.
Учителя часто воспринимают такой формат обучения скептически, а жаль, — хорошо организованное удаленное образование может дополнить традиционные уроки и стать реальным спасением во время пандемии. Неудивительно, что мировой рынок онлайн-образования растет на 10% ежегодно, а мировые инвесторы вкладывают миллиарды долларов в образовательные технологии — EdTech.
Так, в Южной Корее еще в 2015 году полностью отказались от бумажных учебников и создали Virtual Interactive Ubiquitous Book — 3D-учебник с использованием дополненной реальности. В некоторых штатах США, например в Калифорнии и Юте, еще несколько лет назад перешли с бумажных учебников на электронные книги. И значительно сэкономили, ведь электронный учебник в Америке стоит 4 долл., тогда как бумажный — от 30 до 100 долл. Калифорнийская власть вместе с Google даже предоставляет бесплатный Wi-Fi социально незащищенным семьям, чтобы их дети имели возможность учиться онлайн.
В 2016-м мы создали цифровой интерактивный учебник по английскому языку. Таких в мире до сих пор несколько десятков. В течение года в нем занимаются более 50 тысяч студентов с преподавателем по видеосвязи. И знаете, что они больше всего ценят? Преподавателям не нужно вручную исправлять ошибки, потому что это происходит автоматически. Также им нравится, что за них уже создали сценарий урока и набор мультимедийных материалов. А студенты довольны, что выполнение упражнений гапоминает игру, и они сразу знают, правильно ли ответили.
Первые шаги в направлении диджитал-образования уже сделали и в Украине. Например, «Освіторія» создала геймифицированную платформу для подготовки к ВНО, а на EdEra могут в онлайне учиться не только ученики, но и учителя.
В целом в Украине есть около полусотни стартапов в сфере EdTech. Среди них — платформа для поиска репетиторов Buki, площадка для онлайн-курсов Prometheus, учебная платформа Eduget, сайт для подготовки к ВНО Besmart, система управления обучением Clevio academy, клавиатурный тренажер Ratatype и прочие.
Цифровые технологии в обучении — не просто вынужденный шаг во время карантина, но и то, чего действительно требует от образовательного процесса поколение Z. Аудитория наших студентов приблизительно на 20% состоит из «зетов», и мы заметили, что им нравится делать все со смартфона: изучать новые слова, выполнять домашние задания, руководить своим расписанием. Вообще-то они ценят свою мобильность и возможность учиться из любой точки мира, но в нынешней ситуации возможность не выходить из дома для занятий более приоритетна.
Обучение поколения Z — это не необходимость «отбыть пары» ради аттестата или диплома. Они хотят получать такие знания и навыки, которые действительно понадобятся в дальнейшей карьере. Так что нам, работникам образования, надо лишь сделать шаг им навстречу.