НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ!

25 января, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №3, 25 января-1 февраля

Такой заголовок вслед за Львом Толстым вполне мог бы дать своему посланию доктор Б. Кирхгофф из Германии, руководитель научных исследований фирмы WESER-CHAMPIGNON...

Украинские студенты, которые в 2001 г. стажировались в Германии в рамках программы содействия развитию малых и средних предприятий, поддерживаемой Министерством экономического сотрудничества ФРГ
Украинские студенты, которые в 2001 г. стажировались в Германии в рамках программы содействия развитию малых и средних предприятий, поддерживаемой Министерством экономического сотрудничества ФРГ

Такой заголовок вслед за Львом Толстым вполне мог бы дать своему посланию доктор Б. Кирхгофф из Германии, руководитель научных исследований фирмы WESER-CHAMPIGNON. Немецкий ученый, судя по тону письма, тоже очень огорчен и возмущен происходящим, но только речь идет не о царской России, а об Украине, конкретнее, о сотрудничестве в области науки и образования между Германией и Украиной. Письмо доктора Б.Кирхгоффа я предлагаю для публикации в «Зеркале недели» и, лишь немного сократив, привожу его перевод без дополнений и исправлений.

С моей точки зрения, на пути развития сотрудничества между Германией и Украиной в области науки и образования встало сейчас немало проблем. Конечно, есть и положительные примеры, но негативных фактов так много, что можно говорить о нежелании и даже сопротивлении старых управленческих кадров что-либо менять к лучшему в этой области. Могу привести немало тому доказательств.

1. Договор между Украиной и Баварией о развитии сотрудничества в области науки и образования был расторгнут в одностороннем порядке Баварией после случая негативного отношения проректора Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт» к исследовательскому проекту молодого ученого, аспиранта А. Григанского в Регенсбургском университете. В соответствии с договором, украинская сторона должна была принять документы от украинских кандидатов и оплатить их проезд до Германии. Немецкая же сторона — оплатить стоимость их пребывания в Германии и предоставить стипендию. Проректор предложил Григанскому заниматься всем самому, поскольку, по словам проректора, в качестве официального лица он не в состоянии чем-либо помочь.

Эта программа была закрыта. А.Григанский и некоторые другие ученые, которые все-таки провели свои исследования в Регенсбурге, содержались за счет фонда непредвиденных расходов Министерства науки, образования, исследований и культуры Баварии.

2. Администрация Ивано-Франковского государственного технического университета нефти и газа пыталась получить 10% от стипендии своих студентов, которые были на практике в немецкой компании WESER-CHAMPIGNON. Координатор практики был вынужден составить документ о получении этими студентами гораздо меньшей стипендии для уменьшения суммы денег, которую они должны были выплатить университету.

3. Три студента Украинского государственного университета пищевых технологий получили возможность пройти практику по своей специальности в Германии в фирме WESER-CHAMPIGNON как раз перед защитой дипломов. Их проректор заставил студентов написать заявление об исключении из университета, поскольку, по его мнению, они не были этого достойны. Хотя ребята — из числа лучших студентов курса и имеют лучшие оценки. Сейчас эти студенты все-таки закончили прохождение практики в немецкой компании, хотя теперь и не ясно, что их ждет после возвращения домой и получат ли они свои дипломы.

4. Декан факультета ветеринарной медицины Национального аграрного университета в Киеве хотел исключить студентку своего факультета из университета в связи с тем, что она проходила практику в немецкой компании HENNE-WELNER. Девушка была вынуждена прервать практику до срока окончания и вернуться в Киев.

5. Отсутствует понимание и со стороны Украинского комитета IAESTE, который занимается организацией практики украинских студентов за рубежом. Вместо того, чтобы во избежание каких-либо осложнений подготовить документы для практики украинских студентов как можно раньше, все всегда делается как можно позже. Хотя немецкой стороне не всегда просто решить все необходимые формальности из-за наличия сильной оппозиции в Немецком министерстве труда. Безработных в Германии предостаточно, и каждый практикант расценивается как потенциальный соперник для трудоустройства немца.

К тому же, если для учебного заведения не так важно, приедет приглашенный студент или ученый точно в срок или месяцем позже или раньше, то для предприятия это прежде всего вопрос денег. Фирма должна зарегистрировать прибывших, нанять и оплатить для них жилье, выделить персонал, который будет заниматься практикантами и так далее. Если группа вовремя не приехала, зря тратятся деньги и время фирмы. Из-за таких повторяющихся случаев от сотрудничества с украинскими вузами отказались уже пять немецких компаний, которые потенциально могли бы брать на практику к себе до 60 практикантов из Украины ежегодно.

Я уверен, что эту картину можно дополнить, поскольку такие случаи имели и имеют место сейчас во многих научно-исследовательских и образовательных центрах Украины. Они отражают достаточно ненормальную позицию управленцев Украины в вопросе контактов с зарубежными странами в области науки и образования. Высокопоставленные бюрократы стараются избегать каких бы то ни было форм сотрудничества и интеграции молодежи Украины в европейские процессы консолидации. Кроме тех случаев, где присутствует их личная выгода. Небольшое примечание: в вузах Германии для получения диплома специалисты всех технических профессий ОБЯЗАНЫ пройти по меньшей мере ПОЛУГОДОВУЮ стажировку на предприятии, желательно за границей. Мы это расцениваем как шаг вперед, дающий новые знания и идеи Германии.

В Украине попасть на практику и стажировку за границу имеют шанс только те студенты, которые в состоянии сами их оплатить. Обычно это сыновья и дочери богатых родителей с неплохими знаниями иностранных языков и компьютера, но абсолютно без какого-либо опыта реальной работы как физической, так и умственной. Кстати, исключительно среди выходцев из богатых и высокопоставленных семей наблюдаются случаи краж товаров широкого потребления в супермаркетах. К тому же такие молодые люди рассчитывают на жизнь и карьеру за рубежом («свалить» из страны) вместо того, чтобы строить планы развития национальной экономики и создавать свои собственные производства в Украине. А ведь для нас именно желание развивать украинскую экономику считается основной предпосылкой для направления студента или молодого ученого на практику в Германию. Между тем бедные уроженцы украинских сел без каких-либо связей почти не имеют шансов пройти практику за рубежом.

Администрация украинских вузов объясняет свое неприятие практики студентов за рубежом тем, что она ломает учебные планы. Но ведь цель каждого вуза заключается преимущественно в подготовке молодежи к реальной жизни, к старту в бизнес. Разве не так? Я задаю вопрос: «Где же молодежь может этому лучше научиться — в университетских учебных аудиториях по устаревшим и оторванным от жизни учебным программам или на реальном предприятии, которое работает в условиях рыночной экономики? Или в разрушенных колхозах и госпредприятиях с остатками коммунистической системы?»

На мой взгляд, для дальнейшего развития научно-исследовательских и образовательных связей между Украиной и Германией лучшей формой организации было бы создание специализированного центра или центров, которыми управляли бы МОЛОДЫЕ ученые. Они могли бы координировать исследовательские проекты, общие учебные программы и организацию обмена практикантами, студентами и учеными с зарубежными странами. Нужно всячески помогать молодым людям, которые хотят и могут получить теоретические и практические знания за рубежом для использования их потом в своей стране, в Украине. Это абсолютно необходимо, если украинская сторона желает развивать сотрудничество с Германией.

Не могу не упомянуть, что по мнению д-ра Б. Кирхгоффа, публикация его письма — это признак существования независимой прессы в Украине. Копии текста он отправил в Министерство образования и науки Украины и Комитет IAESTE, а также по трем адресам в Германии: Министерство образования и науки, IB Бонн и Министерство экономики и кооперации.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно