Не отнимайте у нас жизнь

6 июля, 12:21 Распечатать Выпуск №26, 6 июля-12 июля

О страстях вокруг медицинского ВНО — IFOM.

© Etcetera.media

"Друзья, не слушайте тех, кто провоцирует вас и призывает саботировать государственный экзамен. Уже завтра их слова не будут означать ничего. Не рискуйте врачебным будущим. Придите на экзамен. Просто придите", — призвал студентов-медиков заместитель министра здравоохранения Александр Линчевский накануне квалификационного экзамена IFOM. 

Очевидно, это впервые в истории чиновник министерства уговаривал студентов сдать экзамен. И они пришли. Не все, но большинство, — по данным Центра тестирования МЗ, явка составляла 77%. Но этим история не закончилась. 

IFOM (International Foundations of Medicine) для третьекурсников — своеобразное медицинское ВНО, проверка профессиональной компетентности студентов по фундаментальным дисциплинам. Он является одним из этапов Единого государственного квалификационного экзамена

Задания для экзамена составляет и проверяет Национальный совет медицинских экзаменаторов США. Это одно из самых авторитетных в мире аттестационных агентств. "Эксперты — преподаватели медицинских университетов разных стран — составляют банк тестовых вопросов, — объясняет Александр Линчевский. — Потом эти вопросы переводят на национальные языки, печатают буклеты и рассылают их в страны-участницы". IFOM в разных формах сдают будущие медики 29 стран мира. Украина присоединилась к ним впервые. До сих пор украинские студенты третьего курса сдавали только экзамен "КРОК-1", теперь к нему прибавились еще и международный IFOM, и экзамен по иностранному языку профессионального направления. 

Зачем нам это надо? Потому что к "КРОКу" есть много вопросов. Из года в год этот экзамен успешно сдавало подавляющее большинство будущих врачей, а качество медицины в стране далеко от желаемого. Кроме того, эксперты упрекали "КРОК" и за качество заданий, и за возможности для коррупции (см. "Скованные одной цепью", ZN.UA от 2 марта 2018). С экзаменом IFOM, который проходит по аналогии с ВНО, таких проблем можно избежать: "Студенты выполняют задания, присланные Национальным советом медицинских экзаменаторов, и их ответы вновь отсылаются в США, — рассказывает Александр Линчевский. — Следовательно, вмешательство в результаты невозможно".

Минус "КРОКов" в том, что (по словам Александра Линчевского) эти экзамены проверяют знание тестовых буклетов, а IFOM — умения. Кроме того, экзамен IFOM позволит сравнить результаты украинских студентов с результатами студентов других стран и может стать мощным стимулом для развития медицинского образования, а следовательно — и качества отечественной медицины.

Почему же некоторые студенты отказались сдавать IFOM? Претензий несколько. Сначала озвучивалась одна: утечка персональных данных студентов в "частную американскую лавочку". 

 Потом, когда к делу подключились адвокаты, претензий к международному экзамену стало больше: как выбирали зарубежное аттестационное агентство, был ли тендер? Почему студентов могут отчислить за провал экзамена IFOM, ведь их об этом не предупреждали во время поступления? Протестующие обещают судебные иски. В МЗ говорят, что с документами для проведения международного экзамена все хорошо, и судебных разбирательств не боятся. А студентов имеют право отчислять согласно ст. 46 Закона "О высшем образовании".

Была и такая претензия: IFOM препятствует конституционному праву человека на образование. Очевидно, по такой логике все экзамены и зачеты можно считать препятствиями. В Конституции действительно гарантируется право на образование, но не сказано, что высшее образование является обязательным. Вместе с тем Конституция гарантирует право граждан на эффективное медицинское обслуживание, а Европейская хартия прав пациентов — на качественную медпомощь.

Но перед самым экзаменом громче всего звучал единственный вопрос, который, кажется, и является сутью протестов: "Студенты учились по украинским программам, а теперь должны сдавать экзамен по американским тестам"? Это не так, уверяют в МЗ. "Экзамен IFOM — не американский, а международный, он лишен национальных признаков, — объясняет Александр Линчевский. — В тестах речь идет не о протоколах лечения, а о научных медицинских знаниях, являющихся международными по своей природе. Нет украинской или американской анатомии". 

Страх студентов перед международным экзаменом можно понять, ведь часть их добросовестно училась по программам и требованиям своего вуза, и не их вина, когда что-то не соответствует международным стандартам. Но вопрос: "Почему мы не готовы?" — студенты должны были бы задавать прежде всего руководству своих университетов, а не министерству. 

Еще в марте 2018 года Кабмин принял постановление о Едином государственном квалификационном экзамене и IFOM, на сайте МЗ и в СМИ руководители министерства объясняли, что этот экзамен точно будет. "Руководство вузов знало суть экзамена, сроки, требования, — говорит Инна Совсун, вице-президент КSЕ. — И имело почти год на то, чтобы донести это до студентов и подготовить их. А вот коммуникация министерства со студентами действительно могла бы быть лучшей. Но для этого было недостаточно  ресурсов". 

Зная об IFOM, вузы должны были изучить современные программы подготовки медиков и международные стандарты, пересмотреть свои программы и учебные планы и, если надо, внести в них коррективы и осовременить. Для этого у университетов были возможности, поскольку еще в 2014 году вышел новый Закон "О высшем образовании", который дал вузам свободу в формировании собственных учебных планов. А год назад МЗ отменило целый ряд приказов, регламентировавших содержание планов. Ожидалось, что все это даст медицинским вузам возможность быстро реагировать на развитие медицины, учитывать мировые тенденции. Воспользовались ли они этими возможностями? Увидим. Очевидно, экзамен IFOM стал экзаменом на профессионализм не только для студентов. 

Впервые внедряя международный экзамен, МЗ пошло на определенные компромиссы. За несколько месяцев до IFOM международные тесты апробировали на четверокурсниках 19 украинских университетов. Это дало возможность сравнить результаты украинцев с результатами студентов других стран и посмотреть, нужно ли вносить какие-то коррективы в структуру тестов. 

Результаты оказались не такими уж блестящими: украинские студенты показали средний результат вдвое ниже, чем средний результат студентов стран-участниц. Но, как отмечают тестологи, это не означает, что "все пропало", поскольку студенты других стран несколько месяцев целеустремленно готовились к тесту, для них это было не пробное тестирование, а настоящий экзамен, от которого зависело будущее, — таким образом, они были мотивированы и в состоянии стресса очень сосредоточены. Наши четверокурсники не готовились, и они не были мотивированы — знали, что этот экзамен не повлияет на их оценки в университете. "Мониторинговый IFOM нам показал "остаточные знания", то, что срабатывает почти на автоматическом уровне", — говорит Инна Совсун.

Любопытно, что лидерами, по результатам исследования, стали национальные медицинские университеты Львова и Киева, — у них 36 и 34% студентов соответственно выполнили тестирование на сравнительно высокий балл. А в нескольких вузах половина студентов показала очень низкие результаты.

Из 6 тысяч четверокурсников, принимавших участие в мониторинге, только один набрал самый высокий балл, который считался бы приличным и в Штатах. Александр Линчевский общался с ним и отметил, что это очень мотивированный, много читающий будущий врач. 

"Несмотря на то, что многие студенты, отдельные ректоры и народные депутаты жаловались, мол, IFOM  неприемлем для измерения уровня подготовки студентов, результаты мониторингового экзамена, проведенного в марте, свидетельствуют, что этот экзамен хорошо работает, и мы его можем использовать, что программы подготовки не отличаются кардинально", — говорит Инна Совсун. 

Накануне экзамена IFOM Александр Линчевский обратился через Фейсбук к студентам-третьекурсникам: "Друзья, я понимаю, что волнуетесь и ставки высоки. Понимаю, что сдавать такой экзамен впервые — сложно, что неизвестность пугает. Знаю, что учились эти три года больше других. Знаю, что читали, слушали лекции (интересные и не очень), ходили на пары, конспектировали, учили… Экзамен будет корректным и справедливым. Будьте уверены. Я верю в вас".

После того как из-за границы поступят результаты проверки тестов, украинская комиссия (представители МЗ и университетов, а также независимые эксперты) установят порог "сдал—не сдал" (минимальное количество баллов, ниже которого тест считается проваленным). Так же делают ежегодно для ВНО при поступлении. Это обычная практика в тестологии, ведь для установления порога надо видеть общую картину результатов и возможности аудитории.

"Если в тестах IFOM будут вопросы с минимальным количеством правильных ответов (например, из-за особенностей преподавания в ЗВО), эти вопросы не будут учитываться при определении порога "сдал—не сдал". Но мониторинговое исследование показало, что такие вопросы почти не встречаются, — сказал Александр Линчевский. — В последующие годы пороговый балл и требования к IFOM постепенно будут повышаться". 

"Мы понимаем важность этого экзамена для страны, а также то, что многих он пугает, — говорит и.о. директора Центра тестирования при МЗ Эдуард Рубин. — Этот фактор будет учтен, когда будет определяться критерий "сдал—не сдал", и будет сделано все возможное для успешной сдачи его теми, кто хочет учиться дальше".

А вот у тех, кто не пришел на экзамен, будут проблемы. Если суды с МЗ и Кабмином все же будут, они затянутся надолго, да и результат их неизвестен. И в то же время истечет срок, когда студенты могли бы воспользоваться второй попыткой сдать международный экзамен. 

Хотя официально считается, что протестуют против IFOM только студенты, есть подозрение, что за их спинами маячат другие силуэты. Как умеют использовать студентов, мы уже видели неоднократно. Вспомним хотя бы недавний скандал в НМУ, когда МЗ пыталось уволить ректора (см. "Скованные одной цепью", ZN.UA от 2 марта 2018).

Неизвестно, что творится за кулисами протестов, но даже в соцсетях видно, как вовсе не студенты призывают: "Не дадим превратить Украину в еще один штат Америки!", "На вашем месте я бы не пошел на экзамен", "Те, кто против IFOM, — настоящие герои, а остальные — трусы, потому что прячутся за их спинами", "Бунт будет успешным, если его поддержит большинство". 

Несмотря ни на что, экзамен все же состоялся. Студенты сдавали его не одновременно, а в три смены: кто-то в первый день, кто-то во второй, кто-то в третий. В первый же день экзамена произошло ЧП. Как сообщила пресс-служба МЗ, несколько студентов сфотографировали и слили в Сеть задания тестов. "Кроме того, зафиксированы попытки некоторых иностранных студентов поощрять других студентов распространять экзаменационные задания", — заявляют в Минздраве. Конечно, это позор для Украины, особенно если учесть, что мы новички среди стран, внедряющих IFOM.

Александр Линчевский замечает: "Центр тестирования МЗ Украины исследует и оперативно передает информацию о правонарушениях в правоохранительные органы и посольства иностранных государств. Все студенты, причастные к копированию или распространению экзаменационных заданий, будут лишены права на сдачу экзамена и могут быть отчислены из университета. Отдельно изучаем вопрос об иностранных студентах, которые активнее всего приобщались к попыткам сорвать экзамен". 

Почему медицинскому ВНО, IFOM, оказывается такое сопротивление? Кому может мешать независимый международный экзамен? 

Вузам, которые, благодаря IFOM, должны были бы получить стимул к развитию, а в действительности привыкли жить в тихом болоте. Потому что теперь к ним придут студенты и скажут: "Научите нас". Мешает экзамен тем, кого устраивает взяточничество, кто зарабатывает на откровенно слабых контрактниках-кормильцах. Тем, кто боится, что результаты международного тестирования покажут реальное качество образования. 

В первые же дни экзамена МЗ предупредило вузы: "Обеспечение надлежащих условий проведения аттестации студентов — обязанность ректоров университетов. Изобличение фактов саботажа экзаменов со стороны заведений высшего образования может стать причиной разрыва трудовых контрактов с руководством таких заведений".

"В общем, иногда был саботаж на уровне вузов. Были случаи недопуска студентов в аудитории с компьютерами, им выключали электричество, деканы некоторых вузов давали распоряжение не подписывать необходимые документы и всячески запугивали студентов", — говорит Эдуард Рубин. И обещает, что для студентов, которые не смогли сдать экзамен не по собственной вине, в ближайшие же дни создадут условия для прохождения тестирования. 

Невыгоден IFOM и тем, кто строит бизнес на иностранных студентах. Будем откровенны: чаще всего иностранцы едут в Украину за дешевым образованием и дипломом. Унизительно, но факт. И на этом строят бизнес фирмы, "сопровождающие" иностранцев в украинских вузах. Вспомним скандал с Донецким медуниверситетом — вокруг него паслись аж 18 фирм-посредников. 

"О том, что деятельность посреднических фирм может приобретать типично мафиозные признаки, свидетельствует следующий факт: посол одной из стран, чьи студенты стали жертвами обмана, получил по телефону анонимные угрозы, поскольку слишком серьезно занялся решением проблемы, — отметил глава МИД Павел Климкин в своем блоге на НВ.UA. — Жалобы наших иностранных коллег-дипломатов касаются двух главных проблем: низкого качества самого обучения и уже упомянутых фирм-посредников… У студентов много жалоб на низкое качество лекций, оторванность теории от практики и условность всего учебного процесса. Вместо этого процветает коррупция… В результате на родину с украинскими дипломами возвращаются невежды. Часто выпускники-медики не могут сдать дома квалификационный экзамен, необходимый для начала врачебной практики". Кстати, по данным Центра тестирования, большинство тех, кто не явился на экзамен, — иностранцы.

"С коррупцией справиться очень сложно, она слишком глубоко засела. Спрут, который всегда был в медицинском образовании, — он ведь никуда не делся, — заметил знакомый преподаватель медицинского вуза, успешный врач. — У нас сейчас фактически два МЗ: старые кадры, оставшиеся еще от той системы, и новые. И в Центре тестирования тоже два Центра: те, кто хочет изменений, и щупальца старого спрута. И в вузах так же. У нас до сих пор не утверждены новые стандарты медицинского образования: старые щупальца хотят, чтобы все осталось, как было, только название заменили бы более современным. Идет серьезная борьба за новое, и мы наблюдаем ее вокруг IFOM. Но, полагаю, мы сможем себя очистить. Изменения происходят каплями, которые со временем смоют всю грязь".

Жаль, что медицинское ВНО оказалось в центре скандалов, но это было ожидаемо, — так же тяжело пробивалось когда-то ВНО при поступлении. Понятно, что все новое начинается сложно, но начинать надо. Качественная медицина — это дело государственной безопасности.

Просматривая фото и видео с акций протеста Stop IFOM, я увидела фото студента, державшего плакат с надписью "Не забирайте мечту!" Мечту о чем — о дипломе любой ценой? Тогда и мы, ваши будущие пациенты, должны были бы выйти с плакатом — "Не отнимайте жизнь!" Потому что ваши невыученные уроки — это угроза каждому из нас. Как метко сказал один знакомый: теперь, выбирая врача, я буду спрашивать у него, как он относится к IFOM. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 3
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно