Внимательно и c интересом прочел проект «Нацiональної доктрини розвитку освiти України у XXI столiттi». Ее положительные предложения достаточно очевидны и на них можно не останавливаться. Вместе с тем возникают вопросы, связанные с самым существенным — достижимостью поставленных целей.
Чтобы не было мучительно больно…
Во-первых, доктрина по существу игнорирует присутствие системного кризиса общества. А его причиной есть кризис нравственный (см., например, статью «Антикризисная идеология». «День», 3 июля 2001 г.). Следовательно, наш системный кризис напрямую связан с кризисом нравственного воспитания подрастающих поколений на протяжении по крайней мере десятилетий. Современное моральное состояние украинского общества таково, что гибель людей стала обычным явлением. Убийств — на то же число жителей — в 10 раз больше, чем в Европе. Наркотики в школах начинают теснить сигареты. Алкоголь уничтожает город и село. Беспризорные дети при живых отцах и бомжи на улицах. Дошло и до людоедства.
Если «в упор» не видим болезненных проблем — не будет и средств их разрешения. Значит, все наши планы, затраты и усилия окажутся напрасными.
Во-вторых, доктрина касается как проблем образования, так и воспитания, формирования личности. При этом задачи воспитания представлены в ней как направление образования школьной молодежи. По-моему, такой подход принципиально неверен. Воспитать основы нравственности, в том числе трудолюбия, можно лишь у дошкольников. Это обусловлено особенностями развития мозга и существенными изменениями в процессе переработки мозгом информации. Об этом свидетельствуют, в частности, феномен реальных сорока семи «маугли», так ничему и не научившихся, а также результаты исследований, проведенных в Украине и США, показавших, что качество знаний выпускников школ (их учебный рейтинг) почти полностью определяется качеством подготовки поступающих в первые классы, а влияние школы на формирование личности весьма незначительно.
Поэтому без действительно кардинальных изменений в дошкольном воспитании коэффициент полезного действия мер, принимаемых на основе предлагаемой доктрины, будет ничтожным: виртуальное образование с виртуальным результатом. То есть дорогостоящая имитация развития, привычная традиционная «показуха».
В-третьих, согласно энциклопедическому определению, воспитание является частью общественной жизни, благодаря которой последующие поколения воспринимают результаты общественного опыта. Образование же — лишь часть воспитания, направленная на передачу опыта в областях науки и культуры, на развитие творческого потенциала личности. Поэтому трудно согласиться с произвольным трактованием понятия «образование» в проекте доктрины.
В-четвертых, в доктрине не замечены вызовы современности, весьма затрудняющие полноценное воспитание подрастающих поколений, а именно:
— урбанизация общества и связанное с этим отчуждение семьи (воспитательного звена) от производительного труда, от средств производства, от Земли и Природы;
— бурное развитие телевидения и игровых компьютерных средств. Многочасовое сидение детей перед экранами, морально «раскрепощенные» программы, содержание видеоносителей и компьютерных игр неотвратимо формируют у подрастающих поколений пожизненную «телеинвалидность»;
— массовое распространение компьютеров. Это мощнейшее, определяющее средство прогресса имеет весьма опасную теневую сторону. Стали известны «компьютерные» расстройства здоровья, в том числе «компьютерная зависимость» — подобие зависимости наркотической. При этом человек утрачивает способность к нормальным отношениям с окружающими. Семья, налаженный быт становятся для него недостижимыми.
Следовательно, совершенно необходимо нейтрализовать влияние вышеуказанных факторов. С этой целью следует использовать мировой опыт.
Экзамены нужны. Прозрачные
Мне и всем моим однокурсникам по Киевскому политехническому институту 50-х годов хорошо запомнился профессор Кореняко, заведовавший кафедрой теории машин и механизмов (ТММ). В КПИ он приезжал на лошади, запряженной в двуколку на мотоциклетных шинах. Лошадь паслась под окнами аудитории, а профессор «сеял разумное, доброе, вечное».
Кореняко использовал «прозрачную» технологию приема экзамена. В экзаменационную аудиторию полагалось приходить с конспектами и учебниками, в случае чего, можно было выйти для консультации. В общем, абсолютная свобода. И если студент мог внятно ответить на вопросы билета, «тройка» была обеспечена. Но не более. Затем полагалось на месте, рядом с профессором, ответить на его вопрос — привести одно из множества доказательств ТММ. Правильный ответ — и «четверка» в зачетке гарантирована. За правильным ответом следовал вопрос профессора: «пятерка нужна?» И тогда давалось дополнительное задание на относительно сложное доказательство. Доказал — «пятерка», не доказал — уходи с «четверкой». Все ясно, понятно и справедливо. К тому же в те времена разрешалось экзамены пересдавать для получения более высокой отметки. Математику на первом курсе я сдавал четыре раза — с «тройками» стипендию не платили.
Как показал опыт научной работы, главную свою миссию КПИ выполнил — он научил меня учиться, формулировать и решать новые задачи. Это — главнейшая задача системы образования.
Я бы основательно разделил изучаемые предметы по степени важности. Например, самыми важными — для инженера-механика являются черчение, детали машин и общая электротехника. Теперь — еще и основы программирования.
Экзамены и зачеты в школе нужны. Но с «прозрачной» и справедливой процедурой и возможностью пересдачи. При том значительную часть школьных предметов следует переместить в разделы «безотметочного зачета» и бесзачетного факультатива. Школьный курс нужно планировать так, чтобы количество одновременно изучаемых предметов было минимальным. Одновременное изучение многих предметов «распыляет» внимание и потому неэффективно, я бы сказал, вредно. Лучше всего заниматься только одним предметом одну-две недели, а то и месяц, с последующей сдачей экзамена. Поменьше в памяти доказательств, побольше практики решений!
Тренировку памяти математическими доказательствами следует частично заменить стихами, песнями, художественной прозой, тренировкой в работе с компьютерными программами и т.п. Оставим большую часть математических доказательств (но не все же!) специалистам-математикам. Мне, например, при посредственных способностях и большом упорстве, на курс девятого класса по алгебре в свое время вполне хватило одной недели. А на геометрию с тригонометрией и того меньше — три-четыре дня. Основное же время экстерната ушло на литературу — чтение, сочинения...
Более целесообразно — соответственно с научной традицией — доктрину образования подчинить принципам доктрины воспитания. Доктрину образования рассмотреть после утверждения доктрины воспитания.
Система воспитания в целом и образования в частности призвана служить достижению главной общественной цели — воспитанию порядочного, творческого, ответственного человека, патриота Украины. Эта цель должна достигаться формированием и развитием определяющих черт, а именно: нравственности, в том числе трудолюбия, научного и культурного интеллекта, трудовых навыков (квалификации).
Концептуальная модель начального воспитания
Модель построена на современных представлениях об усвоении и переработке информации мозгом.
Самым главным в начальном воспитании человека является формирование отношения к труду в виде неосознанной установки — эмоциональной готовности к труду. Это — прямо противоположное «душевной лени», описанной К.Ушинским в «Педагогической антропологии». Эмоциональная готовность к труду формируется и закрепляется — практически на всю жизнь — в дошкольном возрасте, преимущественно в три-четыре года, в процессах самостоятельной игры в труд. По-видимому, взрослый человек сможет упорно и добросовестно работать столько часов в день, сколько он самостоятельно играл в работу или даже посильно работал в детстве.
Следующий этап — воспитание основ нравственности. Это понятие охватывает широкий спектр качеств личности, построенный на трех общих природных принципах относительно ближних: «люби», «не чини зла» и «не потворствуй злу». Конкретные принципы могут заимствоваться из Библии, других источников, будучи представленными в доступном для детей коротком (несколько предложений) извлечении. Воспитание основ нравственности соединяет закрепление как хорошо осознанных представлений («что такое хорошо и что такое плохо»), так и — что наиболее важно — эмоций, которые поддерживают эти представления.
Это необходимо осуществлять в возрасте от 3 — 4 до 6 — 7 лет, в жестко ограниченный период «открытости» эмоционально-установочной памяти. Нужно, чтобы дети с удовольствием играли в труд, посильно работали и активно приобретали знания. Эффективным и безопасным является труд на земельном участке и уход за животными, хотя возможны и другие формы.
Развитие творческого интеллекта и духовности в процессе образования — основная задача школы. Но их начальное формирование представляется возможным и целесообразным еще в раннем дошкольном возрасте.