ИДЕОЛОГИЯ

01 августа, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 31, 1 августа-8 августа 1997г.
Отправить
Отправить

Для Украины? В «Зеркале недели» (№16, 1997 г.) опубликована статья академика НАНУ и АМН Николая Михайловича Амосова «Идеология для Украины»...

Для Украины?

В «Зеркале недели» (№16, 1997 г.) опубликована статья академика НАНУ и АМН Николая Михайловича Амосова «Идеология для Украины». Автор - глубокий и авторитетный ученый. В статье - модели-описания человека и общества, анализ и предложения.

Ранее академик Николай Амосов опубликовал книгу «Разум, человек, общество, будущее» (1994). Были и другие публикации. Так что статья в «Зеркале недели» - только одно явление из ряда подобных.

Предлагая свои размышления, я надеюсь, что их полемический тон не будет воспринят как посягательство на авторитет Николая Михайловича Амосова - выдающегося труженика и ученого с мировым именем.

Характерной особенностью воззрений академика Николая Амосова есть прагматический рационализм. Стремление научно обосновать: поведение человека, общественные отношения, идеологию. Но отсюда - как бы недооценка «менее существенного»: духовности, нравственности, культурной эволюции. И когда академик Николай Амосов - по необходимости - все же приходит к этим явлениям, его мысль как бы заходит в тупик. Мир Духа выглядит при этом только этаким довеском, производной функцией мира самоорганизующейся Материи, в некотором роде продолжением известной формулы «бытие определяет сознание». Теперь более конкретно.

Для нас прогноз из статьи Николая Михайловича, на мой взгляд, пессимистический. Предложения - непонятно как - «двигаться к идеалам созревания общества» при существующем политико-экономическом курсе. И похоже, нас приглашают в гостеприимный туннель, но без света в конце.

Идеология есть программирование общественных действий. По-моему, идеология, предложенная Николаем Михайловичем, основана все же на несколько упрощенном представлении о человеке и некоторых явлениях жизни.

Анализ концепции академика Николая Амосова

В своей статье для обоснования идеологии Николай Михайлович Амосов касается таких явлений, как человеческие потребности, мораль (нравственность) и ценности, идеалы, психика. Но - по порядку.

О потребностях: «Самое время сказать о потребностях: в них лежат корни идеологий. <...> Первая - общаться. Далее две противоречивых: самоутвердиться, завоевать статус повыше или подчиниться авторитету, подражать, объединяться в сообщества. Еще одно: люди разные по силе характера и способности к напряжениям. Сильные, средние, слабые. По экспертным оценкам, что я собрал по газетным анкетам, отношение между крайними 10% составляет 1:3. Соответственно, у них разная значимость потребностей: есть лидеры на власть, на стяжательство, на любопытство, есть альтруисты и эгоисты и просто лодыри. И даже герои! Не говоря о психопатах».

Сказано правильно. Но очень существенное - все же не сказано.

Вся деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей. И посему состояние и развитие общества определяется суммой устремлений его членов к созиданию и/или к потреблению. Трудиться - с наслаждением - или брать.

Так вот, эти свойства человека на всю жизнь программируются при его воспитании. При воспитании в возрасте формирования мозга, формирования «подсознательных» структур желаний и устремлений. Эти структуры формируются и программируются навсегда в раннем возрасте: к 3 годам - на 70%, к 4 годам - 80%, в 6 лет - 90%, в 8 лет - 97%!

Структуры «созидания» формируются во время «созидательной» деятельности ребенка. При его самостоятельной игре, «работе» с предметами и материалами, что возможно, если его не отвлекают и ему не мешают. Структуры «потребления» формируются при информационном воздействии на ребенка: в присутствии работающего телевизора, при езде в каталке, при «нависании» старших, в сутолоке и посиделках дошкольных учреждений.

Можно полагать: взрослый человек сможет легко, без напряжения, работать на производстве, в поле, в саду, в учреждении и дома столько времени в сутки, сколько он имел для самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте, преимущественно до 3-4 лет.

Значит, характеристика личности в координатах «созидание» - «потребление» определяется раскладом времени в дошкольном детстве. По этой же причине специалисты-психологи рекомендуют ограничивать пребывание детей дошкольного возраста в помещении с работающим видеосредством (телевизором) одним часом в неделю. Больше - необратимая потеря работоспособности. Формула «бытие определяет сознание» вполне соответствует дошкольному возрасту человека. Применительно к школьникам и взрослым она уже не срабатывает.

И поэтому современный многоэтажный город с квартирами, начиненными полированной мебелью и видеотехникой, есть продуцент преимущественно потребителей, главный источник преступности и наркомании. И поэтому будущее - за «одноэтажной Украиной» созидателей. Оно - в руках родителей, системы дошкольного воспитания и строителей. И тех, кто ими управляет.

Академик Николай Амосов о нравственности: «Другие компоненты идеологий - мораль и ценности имеют значение, может быть, даже больше, чем собственность и власть, поскольку управляют отношениями «ты мне - я тебе». <...> Мораль - это заповеди от Моисея: не убивай, не кради, не лги, не завидуй, но также - не отбивай чужих жен, чти старших. Трудись. Нет вопросов - без заповедей общество тут же развалится от драк. <...> Примерно такие альтернативы и приоритеты: «мое или наше», свои или чужие, материальное - духовное, свобода или равенство, терпеть или драться, работать или лежать. Настоящее или будущее. От Бога или от материи».

И это - все. То есть, «личные» отношения между людьми, предотвращение драк, выбор альтернатив и приоритетов. А что дальше? Но мысль завершена. Вместе с тем, эта мысль Николая Михайловича очень нуждается в развитии и пояснениях.

Дело в том, что другими и даже более авторитетными учеными-экономистами - Максом Вебером и Фридрихом фон Гаеком (Хаеком) - уже давно и убедительно доказано, что политико-экономические отношения в обществе определяются его нравственным статусом. Нравственность же общества есть продукт культурной эволюции, существенно отраженный в религии, в ее реформах и воспитании подрастающих поколений. Вначале было Слово. То есть религия - при существующем уровне общественного сознания - является как бы формальным блюстителем нравственности. Есть и неформальные носители: культура - преодоление зла средствами творчества и дух народа - менталитет.

Так вот, начало рыночного общества в европейско-азиатском регионе связано с религией Иудеи (Ветхий Завет, 10 заповедей); капитализм - вначале мануфактурный период - вызван к жизни обожествляющей труд религиозной протестантской этикой (так книга Вебера и называется: «Протестантская этика и дух капитализма»); а современное общество Запада - тщательно отрегулированные демократическим и нравственным государством социализированные рыночные отношения - обязано своим существованием по крайней мере трем долговременным духовным факторам:

- «прочной» протестантской нравственности (несколько столетий). «Самое главное - добросовестный труд как средство жизненного успеха»;

- идеям социал-демократического движения (более одного столетия);

- новой социальной доктрине католической церкви (около одного столетия с 1891г.).

Или взять, к примеру, японский свод законов «Тайхорё» (702-718 гг.), разделы о чиновниках: «При рассмотрении кандидатур нужно прежде всего учитывать добродетельное поведение (высокая нравственность, высокий моральный дух, справедливость и старательность). При одинаковом добродетельном поведении отбирать лиц с отличными способностями. При одинаковых способностях отбирать лиц с большим трудолюбием. <...> Если чиновник, находясь на службе, допускает лесть и обман, а также алчность, то относить его к девятому (наинизшему. - В.К.) разряду».

То есть, они там, - на Западе и на Востоке - другие. И ничего из духовных основ Запада у нас нет. Не то что мануфактурного капитализма XVII-XVIII столетий, но и «докапиталистического», рынка ремесленников и фермеров у нас может не получиться. Потому что способных отобрать и делить окажется гораздо больше, чем тех, кто делает и умножает.

Наш кризис - системный, состоящий из звеньев-кризисов с причинно-следственными связями:

- духовного - нравственного и идеологического; политического; экономического; социального.

Кризис духовный - нравственный и идеологический - самый глубокий, самый главный, самый страшный, кризис первого порядка, - склонность значительной части нашего общества к целям и поведению, которые практически полностью исключают вхождение общества в современную цивилизацию с «человеческим лицом».

В нашем обществе доля откровенно безнравственных людей - потенциальных и реальных преступников и лодырей-«тунеядцев» - достигла уровня, который реально угрожает превратить общество в земной ад. Убийств у нас - на одинаковое количество жителей - уже в 10 (!) раз больше, чем в Европе (см. Василий Онопенко. От смертной казни нужно отказываться, но не сразу. День. - 12 июня 1997). Цели и средства правящей и владеющей «элиты» (и это при нищете 80% населения) ясно видны по обилию сверхдорогих строящихся особняков, шикарных «шопов» и «крутых» авто на улицах. «Теневая» экономика. Жизнь колхозного двора на «бесплатных» кормах для животных с колхозного поля или колхозного коровника. Массовое распространение пьянства, наркота... А какими духовными ценностями-идеалами движется наше общество и какие духовные «ценности» вколачивают в головы подрастающих поколений наиболее мощные средства массовой информации - телевидение и рынок видеопродукции? Что, кроме эстрадной «развлекухи», ненаказуемого насилия - «криминальных комедий», «порнухи», непорядочности и «богатства любой ценой» - для «новых избранных», импортных жвачек, тампонов и химических напитков? Налицо идеологический вакуум. Леденящая душу пустота...

Этот кризис - неслучаен, он обусловлен давними событиями и чередой как бы закономерных процессов, растянувшихся на несколько столетий. Привезенное из Византии и введенное у нас в широкий обиход Владимиром Великим православие в этическом плане застыло на века еще в начале прошлого тысячелетия на уровне раннего христианства. Духовной основой православия есть вера в загробную жизнь, а идеал человека - молящийся за спасение человеческих душ монах, схимник-затворник. («Самое главное - спасение души. Страдайте, молитесь - и спасетесь для вечного блаженства на небеси»).

Эта сугубо аскетическая, отвернувшаяся от земной жизни и ориентированная на трансцендентность загробного мира идеология еще раньше привела к нравственному разложению и гибели Византии. Эта идеология уже несколько столетий как перестала соответствовать интеллектуальному и материальному состоянию общества, а тем самым поддерживать прогресс и обеспечивать устойчивость цивилизации. Результат этической несостоятельности православия, соединенной с неспособностью церкви и российского государства к требуемой ходом исторического развития идеологической реформе, не заставил себя ждать. Российское православие вместе с христианскими нравственными принципами еще в XIX столетии оказались вытесненными новыми - социал-революционными идеями (Чернышевский, Добролюбов, Бакунин и другие). Новая идеология отрицала христианскую нравственность, предложив взамен ее реализацию «подлинной» социальной справедливости - насильственное устранение эксплуататоров. И большевистская революция 1917 года лишь увенчала победу новых идей, победу безнравственного нигилизма. Именно Ленин в те годы охарактеризовал диктатуру, в том числе и пролетарскую, как «ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть». Ему же принадлежат и определение нравственности: «Нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата».

Отказ от нравственных принципов христианства привел к установлению политико-экономических отношений, наиболее характерных для обществ III - I тысячелетий до Р.Х. с дорыночным «азиатским» способом производства. Применительно к эпохе машинной индустрии этот способ можно охарактеризовать и как жесточайший монополистический «государственный капитализм». То есть, подлинной сущностью Октября 1917 г. было приведение политико-экономического устройства общества в соответствие с его нравственным статусом - утратой существенной части народа Российской империи христианских представлений о добре и зле. Ведь реализация трудящимися судьбоносных и как бы верных революционных лозунгов «Землю - крестьянам!», «Фабрики - рабочим!» шла путем кровавого насилия!

С победой большевизма наше общество стало еще больше утрачивать «человеческое лицо». В этом подлинная причина голодомора, Великого террора, бессмысленной гибели десятков миллионов людей - от Магадана, Ухты и Челябинска до подвалов киевского НКВД и бескрайних полей Отечественной войны. И нечего валить большую часть вины за это на Ленина, Сталина, Ежова, Берию, Политбюро, никудышних маршалов и генералов времен Великой Отечественной войны и прочих «достойных» представителей нашего общества! Эти люди неотвратимо утвердившейся Системы только руководствовались ранее сформировавшимися представлениями масс о добре и зле. Какая нравственность - такое государство (см. Гаррисон Лоренс Э. Какая религия, такие и чудеса. Нью-Йорк таймс. - 1993. - №15).

Легковесное и поверхностное коммунистическое представление о нравственности как о подчиненном властям вспомогательном средстве стало идеологическим компасом как в партийной системе подбора и продвижения кадров партхозноменклатуры, так и во всей советской системе воспитания подрастающих поколений. Монополия безнравственной номенклатуры на мораль, идеологию, власть и распределение общественного продукта привела в конце концов к экономическому краху и гибели Системы. Но сам господствующий класс - номенклатура - остался на прежних местах. Наш провал в абсурдное «зазеркалье» есть конечный продукт подчинения морали воле «гениальных» политиков.

Политический кризис - неэффективность всех ветвей власти, засилье коррумпированной, интеллектуально и экономически несостоятельной бывшей номенклатуры и криминалитета - является кризисом второго порядка, который вызван духовным кризисом общества.

Наша политическая оппозиция - в основном выросшая из репрессированных шестидесятников - явилась чрезвычайно слабой во всех отношениях, и ее роль свелась лишь к пассивному содействию экономически и социально разрушительным номенклатурным «реформам». Это и привело к утрате оппозицией авторитета и наконец погружению всего общества в неверие и политическую аппатию.

Экономический кризис в свою очередь вызван кризисами политическим, духовным и отчасти распадом СССР. Заводы стоят, а почти весь «ширпотреб», транспорт и источники энергии - импортные. ВВП Украины за 1996 г. составил только 38,4% ВВП 1990 г. Около 40% бюджетного дефицита 1997 г. предполагается покрыть из «внешних источников», прочем внешняя задолженность может возрасти до 80% ВВП! Следовательно, обширным бюджетным отраслям приходится сесть на пайку небыстрой голодной смерти. В первую очередь - образованию, медицине, науке и социальному обеспечению. Похоже, что и социальная группа «интеллигенция» новым экономическим укладом не предусмотрена. Денег хватит - с грехом пополам - только управленческим «верхам» да «силовикам».

Социальный кризис - вызван кризисами экономическим, политическим и духовным - ужасающая скрытая и явная безработица, нищета и отчаяние - народа. Специалисты - кто еще крепок здоровьем - вовсю бегут «за бугор». Наглая демонстрация «новыми» неправедного богатства.

Так что выход из нашего тупика - через нравственное обновление, через подчинение политики, экономики и воспитания подрастающих поколений требованиям «нормальной» морали!

Когда воспитывается мораль человека. Воспитание нравственности соединяет одновременно закрепление как хорошо осознаваемых представлений («что такое хорошо и что такое плохо»), так и (это чрезвычайно важно!) - поддерживающих эти представления эмоций («плохо» - дискомфорт, неприятно, «хорошо» - положительная эмоция, приятно). Поэтому воспитание начал нравственности, в том числе трудолюбия, жажды к знаниям и учебе, противодействия губительным привычкам (алкоголь, наркотики и

т. п.), должно быть завершено в возрасте до 6-7 лет - в жестко ограниченный период формирования «подсознательных» мозговых структур. В старшем возрасте уже не получится - мозг созрел, установки закреплены. Так что и в этой части будущее общества полностью находится в руках системы дошкольного воспитания.

Академик Николай Амосов об идеалах зрелого общества: «Идеальное - это такое, что исключает «эксплуатацию человека человеком». Идеального - не бывает. <...> Норма неравенства <...> должна лишь не очень превышать «неравенство возможностей». Это примерно 1:5-7. <...> Конечно, нужны доброта, трудолюбие, «духовность» (как надоело это слово! Сказали бы просто - Бог!) <...> хорошая демократия, обеспечивающая свободу общественной жизни и зарегулированные (налогами!) личные доходы. <...> «Зрелое общество» <...> содержит признаки из разных идеологий. Например, такие: рынок, но с большой долей государственного регулирования. <...> В целом, зрелое общество определяет уменьшение социального неравенства до уровня биологического, то есть примерно 1:3 - 5».

Что ж, неплохо. Только на идеал - не похоже. Если не напирать на эксплуатацию человека, - это вопрос достаточно сложный и его лучше пока не трогать, - то в главном описанная Николаем Михайловичем модель уже реализована. Например, в Австрии. Вот как это выглядит.

Идеология разработана социал-демократической партией Австрии. Орел австрийского герба держит в лапах серп и молот, а голова орла увенчана короной, символизирующей предпринимателей. «Интернационал» - популярный гимн, который поют на площадях без сопровождения полиции. Политический идеал австрийских социал-демократов - общество зажиточных людей, в котором отсутствовали бы как бедняки, так и сверхбогачи. Идеология и печать поддерживает авторитет руководителей предприятий. Обеспечено сохранение частной собственности при условиях поддержки проигравших в конкурентной борьбе. Государственный сектор экономики производит необходимые, но убыточные товары. В Австрии построено общество устойчивого процветания большинства населения. Все цены тщательно регулируются тремя ступенями общественного и государственного контроля, не допускающего диктата монополии. Зарплата также жестко контролируется государством. Налог - прогрессивный. Государство в своей деятельности обеспечивает оптимальное сочетание интересов всех социальных слоев населения страны. Высокоразвитая система социальной защиты является важнейшим фактором стабильности австрийского общества. Антагонизма рядовых работников и «начальства» нет. Авторитет менеджеров - высок. Нам бы это тоже подошло, да где взять «австрийское» начальство и работников? Да и об коррупции в Австрии как-то не слыхать...

И что же предлагает академик Николай Амосов для Украины в качестве ее идеологии? «Теперь у нас есть идеология, закрепленная в Конституции. Это значит - <...> Общечеловеческая мораль».

Простите, но в какой статье Конституции Украины закреплена идеология и «общечеловеческая мораль»? Согласно Конституции (ст. 15), «Суспільне життя в Україні грунтується на засадах політичної, економічної та ідеологічної багатоманітності. Ніяка ідеологія не може визнаватися державою як обов'язкова».

Тут Николай Михайлович совершенно прав, говоря о потребности нашего общества в общепризнанной идеологии, которой у нас, к сожалению, пока что нет.

«Идеология и власть». <...> Ближние цели: «порядок» и справедливость. <...> Конечно, нужны правоверные чиновники и милиция... Только где их взять, если нет веры, денег и морали? <...> Как тут не затоскуешь по харизматической личности?»

И с этим я полностью согласен: и взаправду, затоскуешь...

«Экономика. Экономика «самоорганизуется» за счет роста сферы услуг, торговли, подсобных участков и той же «тени». <...> Меры оздоровления экономики правителям известны: продать заводы хозяевам, снизить налоги на предприятия, переложив их частично на богатых граждан. <...> Держать курс гривни. <...> Конечно, приструнить чиновников и бандитов. И много еще разных частностей, без которых не работает рынок. Вот только нет силы у власти и морали у народа для всего этого».

Признает, вроде бы, Николай Михайлович: нет у нас духовной базы для рыночной экономики. И действительно, нет. Вот именно поэтому ни «самоорганизация», ни приватизация нас не спасут.

«Мораль и психика. Насколько мы порядочны и счастливы? К сожалению, мало первого и еще меньше второго. <...> Торможение этого несчастья (преступности. - В.К.) можно ждать от возрождения экономики, законности и религии. Надежды реальные, но с большой задержкой во времени - на десятилетия, на поколения».

То есть, ждите, граждане, у моря погоды... Дождетесь ли?

«Куда идти? Только на Запад, к созреванию, к стандартам Северной Америки. <...> Какие идеи по части устройства общества? Да все те же: двигаться к идеалам созревания! <...> Надежда только на цивилизованный рынок - он требует честности и труда. <...> А пока? Кроме пропаганды заповедей от имени Бога, ничего нет. <...> Теперь нужно ждать развития экономики».

Опять: «Ощутите смак Америки» и ждите погоды... ждите погоды...

Но почему Америка? С ее сверхперерасходом природных ресурсов планеты, эгоистическим индивидуализмом, массовой «поп-культурой», разрушающей душу и плодящей агрессию? Если уж заниматься заимствованием «стандарта жизни», то австрийский, шведский или японский с пожизненным наймом на работу, с защитой «неудачников» и относительно ясными перспективами будущего нам гораздо ближе. И ждать - плохая политика. Лимит времени - исчерпан.

Идеология нравственного обновления. Основные принципы - тезисы

Для построения идеологии нам следует усвоить:

- что общественное устройство и тем самым условия жизни в обществе определяются состоянием его нравственности (морали);

- что нравственность общества в целом есть результат воспринятых принципов и системы воспитания подрастающих поколений;

- что улучшения в обществе происходят только в случае прихода к власти более нравственных и компетентных людей. Например: Эрхард, Дэн Сяопин, Гавел;

- что наша нравственность и нравственность руководителей - а не их политические заверения - есть вопрос нашей жизни и смерти.

Для построения идеологии мы обязаны отказаться от вредных, раскалывающих общество утопий и мифов:

- от нереалистической идеи всеобщего равенства в потреблении благ и утопических представлений о молочных реках, кисельных берегах и скатертях-самобранках с водкой для лодырей («каждому - по потребностям»);

- от уже повсюду обанкротившейся идеи достаточной эффективности экономики чисто «социалистической» («никакой частной собственности!»). Это мы - и другие народы - уже прошли. Северная Корея пока продолжает проходить;

- от нового мифа: «в капитализме (рыночной экономике) наше счастье». Нет у нас духовных основ - нравственных начал - рыночной экономики. То, что есть, - жесточайшее господство монополий, почище времен «застоя». И кадры - те же. Взятый политико-экономический курс - есть курс непрерывной «стабилизированной» деградации экономики и, следовательно, общества. И падение продолжается. То есть, регулируемая нравственным государством социально ориентированная рыночная экономика не просматривается и на горизонте;

- от другого мифа: «новые украинцы - подлинные хозяева - обеспечат эффективную работу приватизированной промышленности». Не обеспечат. Никогда. Потому что тогда им же работать придется! А честно работать они не умеют, не могут и не хотят. В целом производство в приватизированном секторе промышленности Украины падает еще быстрее, чем в государственном. Хотя ряд новых небольших частных производств работает вполне эффективно, особенно в «тени»;

- от третьего мифа: «Запад нам поможет». Помощь Запада пока состоит преимущественно в кредитах на поставку энергоносителей и продукции, которая производилась или может производиться в Украине. Или для оплаты советов зарубежных экспертов - по половине миллиона долларов в год в одни руки. Западу нужны новые рынки для товаров и новые источники дармового сырья. От Запада нам «светит» быть рынком курева, химического пойла, пива и других потребительских товаров, изготовителем химических удобрений, металлургического сырья и регионом размещения вредных производств. Да, еще источником очень дешевой рабсилы.

Вот и пример сотрудничества с Западом: ЕЭС милостиво выделило квоту Украине продавать у них сталь. Несколько больше чем 100 тыс. тонн в год. То есть, менее 0,5% действующей производственной мощности Украины!

Все это означает, что обветшавшие «левые» утопические идеи эпохи «развитого, но застойного социализма» и «рыночные» мифы нашего времени, которые назойливо рекламируются через каналы TV, радио, газеты и журналы, нам не годятся. Это - «опиум для народа», иллюзион номенклатурной «братвы» для страждущих. Наш путь - другой.

Идеология - программа общественных действий. Общественный идеал.

Если мы будем рисовать материальное содержание общественного идеала, то ли в виде абстрактных формул («Каждому - по потребностям»), то ли в виде развернутых описаний («Остров Утопия», «Город Солнца»), то - непременно - попадем пальцем в небо. А посему объектом общественного идеала может стать - единственно - Человек. Потому что по генетике и всем своим врожденным способностям мы ничуть не отличаемся от современников Христа, Конфуция и Магомета. Можно ожидать, что и через несколько столетий генетическая природа человека не изменится.

И духовная сущность человека - в руках воспитателей. Каким же может быть «идеальный человек» в нашем представлении? Это порядочный, трудолюбивый и культурный - созидательный - человек, имеющий высокий интеллект (высшая школа) и развитые трудовые навыки - от грядки с луком и домашней кухни до трактора, станка, верстака и работы с компьютером. Не помешают приличный уровень спортивной подготовки, владение музыкальным инструментом, голосом, чертежными и рисовальными принадлежностями. Еще оружие - пока будет нужно.

По-видимому, во многоэтажных железобетонных казематах рядом с теперешними «воспитателями» - «видиками»-телевизорами - и на асфальте дворов таких людей не получить. Нужна ориентация на «одноэтажную Украину».

ПОСТРОЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ. Идеология должна содержать пакеты предложений (идей) по блокам и со связями подчинения, которые отражают взаимозависимость явлений общественной жизни, в том числе взаимосвязи системного кризиса (рис.).

ПАКЕТ УПРАВЛЯЮЩИХ МОРАЛЬНЫХ ИДЕЙ И ЦЕННОСТЕЙ. Принципы формирования пакета. Формально определить несколько известных и надежно проверенных общественным опытом основных принципов и критериев цивилизованного поведения и на сравнительно длительное будущее общественно утвердить их (легитимизировать) как обязательные или предпочтительные. За основу принять те светские принципы христианства, в том числе протестантское отношение к труду, которые выдержали проверку общественным опытом и уже обеспечили эволюцию развитых стран. Соединить их с некоторыми другими, которые им не противоречат и которые также надежно проверены общественным опытом. Это - принципы-аксиомы, которые должны надежно усваиваться детьми еще до поступления в школу. Это - простые принципы, которые понятны детям в возрасте четырех лет. После шести - уже поздно, не получится. Это - незаменимая база жизни и культуры общества. Дополнительно сформулировать еще 50-100 принципов и критериев, производных от основных, но уже на базе нашего менталитета. Подобно подходу Эвклида к геометрии - выводу теорем на основании аксиом. Такой шаг может выглядеть как принятие обществом нравственных основ идеологии - «светской этики». Все это - в пакет моральных идей и ценностей.

Используя указанные Принципы и Критерии, перейти к поправкам к Конституции Украины. Далее - концепции, основы, законы, кодексы, положения, реорганизация деятельности властей. Но это - задачи политические, далеко выходящие за рамки газетной публикации. Выход из экономической разрухи - тоже отдельная тема. Но Госплан, контроль цен и доходов потребуется.

ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ. ПРОГРАММА. Необходимо создать стратегическую программу и начать ее выполнение с тем, чтобы: ВСЕ ИЛИ ПОЧТИ ВСЕ ДЕТИ ДО ТОГО, КАК ПОЙДУТ В ШКОЛУ, ПРАКТИЧЕСКИ УСВОИЛИ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЛЮБОВЬ И ДОБРОСОВЕСТНОЕ, ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ, К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ АКТИВНОМУ ОВЛАДЕНИЮ ЗНАНИЯМИ.

Выполнение указанной программы требует:

- разработки новой эффективной концепции воспитания, учитывающей формирование жизненно важных нравственных установок в дошкольном возрасте;

- открыть детям дошкольного возраста доступ к средствам саморазвития - земле, инструменту, материалам, игрушкам и играм созидательного характера, обеспечить детей «рабочими уголками». Дети в возрасте до четырех лет должны с удовольствием «наработаться» - наиграться в труд;

- организовать обязательное обучение родителей теории и навыкам воспитания;

- организовать защиту детей от «психологического насилия» аудио- и видеосредствами, в том числе телевизором и компьютерными играми. Ограничить время контакта дошкольников с видеосредствами до одного часа в неделю;

- изъять из производства, запретить продажу и ввоз игрушечного стрелкового «оружия», «ужастиков-трансформеров» и им подобных средств воспитания агрессии и произвола;

- защитить детей от комиксов и видеопродукции, в том числе мультфильмов, демонстрирующих ненаказуемые по существу убийства и насилие;

- организовать студию «Воспитание» для ежедневных передач на одном из ведущих каналов телевидения;

- всячески способствовать молодым семьям в переезде из города в «одноэтажную Украину». «Одноэтажная» жизнь на земле - важное условие воспитания физически и психологически здорового человека. ***

В высказываниях Николая Михайловича Амосова просматривается стремление к культивированию биологически наследуемой активности человека как к условию развития динамичного общества. По-видимому поэтому он рекомендует идеологическую ориентацию на Америку с ее культом всевозможных «суперов», в частности, «супермэна». Вместе с тем, для нас такая ориентация может иметь непредсказуемые последствия: окончательное разрушение общества и его материальных основ. На мой взгляд, наш путь - другой, с гуманностью и без «суперов». Именно это обстоятельство вынудило меня взять в руки перо.

ВЫВОДЫ

1. Для осуществления сказанного, нам нужна организация нравственного обновления Украины. Это может быть ассоциация, народное движение, фонд и т.п.

2. Нам нужна организация подлинной реформы воспитания подрастающих поколений, ориентированная преимущественно на воспитание нравственности и трудолюбия у дошкольников и культуры в школе.

3. Нам нужна политическая партия «чистых рук». В сложившейся ситуации - «Партия спасения», которая, в отличие от других партий, своим идеалом примет порядочного созидательного человека, возглавит реорганизацию законодательства, политики и экономики с позиций императива нравственности, будет продвигать «наверх» порядочных и компетентных людей.

P.S. И не будет прощения, ни злодеяниям Системы, ни нам - за безразличное непротивление злу.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК