На Украину обрушатся ливни… знаний

7 сентября, 2012, 13:47 Распечатать Выпуск №31, 7 сентября-14 сентября

Перед украинскими одаренными детьми открываются все более широкие возможности. Наибольшее впечатление производит создание для детей своеобразного ускорителя — установки для исследования космических ливней.

Недавно большая группа школьников — членов Малой академии наук (МАН) — провела неделю в Женеве на Большом адронном коллайдере. По отзывам крупнейших европейских физиков, юные украинские дарования приятно поразили их своими знаниями и креативностью. Сейчас МАН готовит еще более впечатляющую экспедицию во Францию. Новая группа школьников выступит в Париже с демонстрацией своих изобретательских достижений. Далее дети отправятся в Тулузу и Орлеан на праздник науки. В рамках этого мероприятия они посетят французские авиа- и ракетостроительные заводы. В последние годы, благодаря возрастающей активности МАН, перед украинскими одаренными детьми открываются все более широкие возможности общения со своими талантливыми зарубежными сверстниками из Германии, Франции, Швейцарии. 

Но среди этих приятных новостей наибольшее впечатление производит создание для детей своеобразного ускорителя — установки для исследования космических ливней. По мощности она в сотни раз будет превосходить знаменитый БАК — Большой адронный коллайдер в ЦЕРН, на который истрачена астрономическая сумма — более 10 миллиардов евро. Самое удивительное в этом проекте то, что работать на нем будут… школьники. Но заниматься они станут самыми настоящими исследованиями, которые важны не только для науки, но и для народного хозяйства. К примеру, эти данные позволят сделать метеорологию более точной наукой. 

Директор Института сцинтилляционных материалов НАН Украины академик НАНУ Борис Гринев предложил создать в Украине установку для наблюдения за элементарными частицами, на которой могли бы работать… школьники, увлеченные наукой. Интересен ход рассуждений ученого: 

— Мы обеспечили многих ученых мира совершенными сцинтилляторами, которые, кроме всего прочего, прекрасно ловят и делают видимыми так называемые космические ливни, приходящие из космоса. В принципе подобные наблюдения могут быть очень интересными и полезными для детей. Так почему бы не оборудовать такие наблюдательные пункты для наших школьников, увлеченных физикой?

Когда я предложил президенту Малой академии наук Станиславу Довгому изготовить для детей своеобразный телескоп для мюонов, он сразу же одобрил идею. 

Здесь уместно вспомнить, что когда-то школьники увлекались конструированием любительских радиопередатчиков и радиоприемников и слушали позывные со всех континентов. Это массовое увлечение дало стране замечательных радиоинженеров и радиофизиков. 

Сейчас реально сделать станцию — фактически элемент большого коллайдера для юных физиков. Любой школьник сможет зайти на сайт этой станции и посмотреть, что там происходит. Это прекрасный способ увлечь детей наукой. 

У нас великолепные традиции, и науку еще можно возродить. Вспомните, сколько президентов Российской академии было с украинским прошлым. У украинцев есть тяга к знанию. 

Наука могла бы принести большие дивиденды для страны. Все приходит постепенно. Вспомните, как трогается поезд. Когда он начинает стартовать, сначала сдает назад. Вы чувствуете толчок в другую сторону. Зачем? Потому что так поезду легче стронуть вагоны с места и проще стартовать. А по мере того, как поезд набирает скорость, он вытягивает каждый следующий вагон.

Так и наша страна — она уже сдала немного назад и теперь подхватывает вагоны…

— В каком вагоне окажется наука? 

— Возможно, какие-то вагоны и придется отцепить, если не хватит сил, но в любом случае наука должна оказаться в первой десятке. 

А для этого необходимы хорошие кадры. Их готовят не год и не два — нужны десятилетия. Ни для кого не секрет, что уровень подготовки школьников по естественно-научным дисциплинам резко упал. Попасть в технический вуз просто. В этом году объявляли не раз, что продлеваются сроки приема абитуриентов на технические и физические специальности, причем с государственным финансированием учебы. Некоторые дальновидные заведующие кафедрами за знающими абитуриентами ведут настоящую охоту. Для этого их аспиранты буквально прочесывают школы, чтобы найти подходящих студентов. Однако подыскать более-менее подготовленных очень сложно. И это не государственный подход к решению задачи. Что делать и как выходить из этого положения?

Членкор НАНУ Станислав Довгий поделился своими соображениями на этот счет: 

— Совместно с Объединенным институтом ядерных исследований в Дубне и с Институтом сцинтилляционных материалов мы разработали уникальный проект. 

В разных регионах Украины на базе Малой академии наук создаются станции наблюдения, которые ловят высокоэнергетические частички, прилетающие из далекого космоса. Они будут подключены к мировым сетям. С одаренными детьми сейчас занимаются специалисты, чтобы они смогли работать в этой системе. Наша цель — создать возможность обмениваться сведениями для детей из разных регионов. 

То, что проводится в ЦЕРН, очень близко к тому, чем будут заниматься дети. Собственно, сверхмощный коллайдер можно было бы и не строить — разгадка рано или поздно прилетит из космоса, но такие явления достаточно редкие и придется ждать долго. Так что женевский коллайдер — это плата за нетерпение. «Гости» из космоса попадают в атмосферу земли и образуются ливни — цепные реакции.

База для МАН создается в Пуще-Водице. В этом году там установим лабораторию, где смогут вести наблюдения за космическими ливнями дети со всех уголков Украины. Это будут поистине ливни знаний.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно