НА ТЕЛЕГЕ В ШКОЛУ ХХІ ВЕКА?

Поделиться
2001/2002 учебный год был более чем урожайным на события. ІІ Всеукраинский съезд просвещенцев, одобрен...

2001/2002 учебный год был более чем урожайным на события. ІІ Всеукраинский съезд просвещенцев, одобрение им Национальной доктрины развития образования, а спустя полгода — утверждение ее Президентом, практическое завершение формирования законодательной базы отрасли, переход на 12-летний срок обучения и данное правительством «добро» на государственную программу «Учитель». Такого изобилия вех «большого пути», сконцентрированных в столь коротком отрезке времени, наша школа не помнит давно. Впрочем, никуда не подевалась и куда менее презентабельная сторона медали. По-прежнему зарплата педагогов остается оскорбительно мизерной. Еще больше обострился дефицит учительских кадров. Ветшают здания школ и их скудная материально-техническая база. Увеличивается разрыв между содержанием образования и требованиями, выдвигаемыми жизнью к современному выпускнику… О том же, каким был прошедший год для дошкольных, среднеобразовательных и профессионально-технических заведений, с точки зрения министра науки и образования Украины В.Кременя, и планах МОН на 2002—2003-й, узнали все, прослушавшие доклад Василия Григорьевича на итоговой коллегии министерства.

В поисках пропавшего сада

В системе украинского образования работают 48 тысяч заведений и учреждений, где учатся почти 10 млн. человек и работают свыше 1,5 млн. специалистов. Дошкольных детских заведений в стране почти 16 тысяч. Там воспитываются около 1 млн. детей — 40% всех дошкольников. Больше всего малышей, посещающих детсады, в Киеве и Севастополе (почти 62%), меньше всего в Ивано-Франковской области — только каждый пятый ребенок соответствующего возраста.

Грустно, но факт: с каждым годом растут детская инвалидность и заболеваемость. Сегодня 32 тысячи мальчиков и девочек дошкольного возраста проходят комплекс реабилитационно-лечебных мероприятий в санаторных группах детсадов. А 60,2 тыс. их ровесников — в специальных группах для ребят, нуждающихся в коррекции умственного и физического развития. Несложно подсчитать, что практически каждый десятый украинский дошкольник, посещающий детсад, имеет проблемы со здоровьем и, соответственно, ему необходимы особые условия. Везде ли они созданы и насколько хороши, министр предпочел не распространяться, заметив лишь, что «сеть дошкольных заведений компенсаторного типа совершенствуется».

В ряде областей продолжают ликвидировать детсады. При этом, посетовал В.Кремень, некоторые органы местной власти заняли отстраненную позицию. Результат: за последние пять лет дошкольных заведений стало на 15% меньше, а ребят, их посещающих, — на 10%. Особенно плохо обстоят дела в деревнях. Из трех тысяч детсадов, по разным причинам не работающих, свыше 2,5 тысячи — сельские. Очень медленно идет передача в коммунальную собственность деревенских дошкольных учреждений, принадлежавших раньше колхозам. Только из-за этого, по мнению Василия Григорьевича, ежегодно «гибнет» каждый десятый детсад. Строительство же новых практически не ведется. С большим скрипом продвигается и процесс переориентации детсадов. Место, где за ребенком присмотрят, пока родители на работе, и научат писать-читать, должно трансформироваться в заведение, где будут созданы все условия для комплексного и всестороннего развития маленькой личности.

Приоритетом «дошкольной» деятельности МОН в следующем учебном году станет решение вопроса — как обеспечить возможность детям, не посещающим детсады (а таких, напомню, ни много ни мало — целых 60%), получить качественное дошкольное образование? Ведь анализ, проведенный специалистами министерства, свидетельствует: таким ребятам труднее включаться в школьное обучение. А это нередко становится причиной их неуспеваемости, эмоционального дискомфорта и, как следствие, — ухудшения здоровья. МОН неоднократно обращало внимание областных управлений образования и науки на необходимость создать оптимальные условия для внедрения разнообразнейших вариантов дошкольного образования. То есть ребенок может проводить в детсаду неполный день или неделю, питаться или нет и т.д. Означает ли все вышеизложенное, что теперь каждый украинский дошкольник в обязательном порядке будет какое-то время активно учиться и социализироваться в группе ровесников? Правда, учитывая более чем скромные количество и потенциал детсадов страны, где все это будет происходить, узнаем об этом, очевидно, только в будущем. Поскольку доклад министра не дал ответа и на этот заковыристый вопрос.

Больше гимназий хороших и разных

Как известно, с прошлого учебного года начался первый этап перехода на новые структуру и содержание общего среднего образования. Соответственно, внесены существенные изменения в учебные планы, программы и учебники. Количество школ в государстве на протяжении года практически не изменилось и стабилизировалось на отметке 21,2 тыс. единиц. Зато прослеживается тенденция увеличения числа гимназий, лицеев и коллегиумов. И, понятное дело, ребят, обучающихся там. Но тенденция эта, убежден В.Кремень, имеет очень замедленный характер.

— Мы не должны ждать несколько лет, когда нынешние второклассники пойдут в 10-й класс профильной старшей школы, — подчеркнул министр. — Условия для профильного обучения детей следует создавать уже в 2002/2003 учебном году везде, где только можно, особенно в больших городах.

За последние годы количество детей-сирот и ребят, лишенных родительской опеки, увеличилось почти вдвое. Значит, делает вывод Василий Григорьевич, нужно активизировать работу, направленную на создание таким мальчикам и девочкам возможностей для учебы в обычной школе. Никто не спорит, социализация ребенка-сироты должна проходить органично, в школьные годы в том числе. В то же время министр ни слова не сказал о том, с какими неизбежными трудностями столкнется такой школьник, пытающийся влиться в коллектив своих куда более благополучных сверстников, и, главное, — как эти трудности преодолеть. Тут ведь понадобятся не только мудрость и такт учителей и родителей других учеников, профессионализм школьных психологов, но и множество других не менее важных составляющих, наличием коих может похвастать далеко не каждая наша школа.

Медленно, но неуклонно сокращается число украинских школяров, занимающихся во вторую смену. Почти на 1,5% возросло количество детей, посещающих продленку. Ширятся (хоть и не очень существенно — всего на 1 — 2%, но все же) и ряды тех, кто продолжает учиться в 10-х классах. Так, в 2002 г. аттестат о полном общем среднем образовании получили почти 460 тыс. выпускников, что на 5,4 тыс. больше, нежели в 2000-м.

Одна из главных проблем отечественных учебных заведений среднего звена — безнадежно устаревшая и изношенная материально-техническая база. В итоге имеем повсеместное невыполнение учебных планов и программ. Общая обеспеченность наших школ средствами обучения в среднем составляет 23% от потребности. В некоторых областях этот показатель заморозился на ничтожно малых 5—6%. Только 4,7% сельских школ обеспечены современными компьютерными комплексами. Посему неудивительно, что, скажем, в Харьковской области только 15% поступивших в вузы — уроженцы сел. В других регионах, сообщил министр, картина еще хуже. Парадокс, но при этом руководитель отрасли уверен: сельская школа может давать качественное образование уже… сегодня! (Для этого нужен сущий «пустяк»: возродить ее материально-техническую базу, не снижать требования к качеству работы учителей и расширить для них возможности повышать квалификацию.) Не сочтите за кощунство, но если бы министр сообщил, что в гости к украинским просвещенцам летят их коллеги — гуманоиды из Альфа Центавра, это прозвучало бы более правдоподобно.

В 2002 г. планируется напечатать 13,5 млн. экземпляров учебников. Пока что на места разосланы лишь 5 млн. новых пособий. Таким образом школа в целом будет обеспечена учебниками по-прежнему на 80%, но второклассники — на все 100%.

Чрезвычайно далек от желаемого уровень обеспеченности системы образования информационными технологиями. Современными учебными компьютерными комплексами, подключенными к Интернету, оснащены только 10% отечественных школ (мы все еще продолжаем мечтать о качественном, конкурентоспособном образовании?!) Темпы компьютеризации донельзя медленны. Что характерно, родное правительство в данном вопросе занимает непреклонную позицию: за год, максимум два, все школы страны должны быть компьютеризированы. Ну что, поверим?

…за наше больное детство

Мы уже переступаем одиннадцатилетний порог нашей независимости, а украинский так и не стал основным языком общения. Чему удивляться, если выпускники, получившие уже «несоветское» образование, в большинстве своем, как и прежде, говорят на «великом и могучем». Все еще слишком медленен переход на украиноязычное преподавание в восточных и южных областях, особенно в АР Крым. В арьергарде и Одесский регион, где в трех местных районах нет ни одной школы с государственным языком обучения. В то же время в последние годы стало больше с/ш и классов, где преподают на крымскотатарском и венгерском языках. Набирает обороты и издание учебников и учебных пособий на языках нацменьшинств.

Как известно, с 2002/2003 учебного года, начиная со второго класса все без исключения школьники Украины будут штудировать иностранный язык. Трудностей на пути нововведения хоть отбавляй: не завершена разработка нового учебно-методического сопровождения, не хватает кадров, нуждается в перестройке система подготовки специалистов и т.д и т.п. Но министр категоричен: время не ждет, владение языками международного общения необходимо уже сегодня, поэтому все недочеты будут устраняться уже непосредственно в процессе. Не знаю, как вы, но я не могу отделаться от ассоциации: все это напоминает попытку возвести дом, не имея в достаточном количестве ни стройматериалов, ни техники, ни квалифицированных строителей.

Трудно сказать, сколь успешны будут маленькие украинцы в покорении лингвистических вершин, если, по данным отечественных медиков, каждый третий школьник имеет те или иные проблемы со здоровьем. При этом во многих регионах не выполняется статья 5 Закона Украины «Об охране детства», где идет речь об организации бесплатного горячего питания для учеников 1— 4-х классов. Только на протяжении прошлого года количество школьников, отнесенных к специальным медицинским группам, увеличилось на 7,5 тысячи. В то же время в отдельных регионах — Николаевской, Тернопольской областях, АР Крым и Севастополе — ситуация с организацией физкультурно-оздоровительной работы во внеурочное время перманентно ухудшается.

Зато налицо прогресс в деле искоренения авторитаризма. В следующем учебном году всем без исключения школам министерство настойчиво будет рекомендовать отменить практику выставления ученикам оценки за поведение. «Нам нужны активные и ответственные граждане, а не послушные исполнители», — объяснил позицию ведомства его руководитель. И добавил: сегодня уже можно с уверенностью сказать, что предыдущие нововведения — и 12-баллка, и отмена второгодничества — получили позитивную оценку общественности. Количество ребят, не переведенных в следующий класс, снизилось с 41 тыс. в 2001-м до 7 тыс. в 2002 г. В результате удалось не только сэкономить государственные средства, но и, что самое главное, защитить от моральной травмы 34 тыс. детей.

Среди прошлогодних новинок — новые формы проведения государственной итоговой аттестации в системе общего среднего образования. Плюс — запрет собирать информацию о среднем балле успеваемости. Он раз и навсегда получил клеймо формального признака, абсолютно не отражающего ни прогресс ребенка в учебе, ни эффективность работы учителя или учебного заведения.

В нынешнем учебном году на базе ряда ведущих вузов Киева, Львова, Одессы и Харькова планируется проведение эксперимента — выпускники школ по отдельным предметам будут проходить единое испытание, которое зачтется и как итоговая госаттестация, и как вступительный экзамен в вуз. Это станет возможно благодаря Центру независимого тестирования, ныне активно создаваемому МОН совместно с фондом «Відродження».

Ясное дело, и успешно сдавать экзамены, и хорошо учиться может только разносторонне развитая личность. Таковыми могут считать себя 1,5 млн. украинских ребят, регулярно посещающих различные кружки, секции и т.п. Сеть этих заведений, пообещал министр, будет расширяться. Впервые в 2002/2003 учебном году во внешкольных заведениях вводятся типовые учебные планы кружков, секций, клубов, творческих объединений по интересам. Станут ли эти планы подспорьем в работе данных структур или только заформализируют их деятельность и в итоге отпугнут ребят, «ЗН» обязательно расскажет читателям.

Сегодня пэтэушник — завтра лицеист

В Украине работают 960 профессионально-технических учебных заведений, ежегодно направляющих на производство и в сферу обслуживания около четверти миллиона молодых специалистов. Министр считает: происходит процесс гармонизации профтехобразования со средней и высшей школой. В качестве иллюстрации своей сентенции В.Кремень навел следующие цифры. Если в 1975 г. общее среднее образование получили 58% пэтэушников, то в прошлом — почти 70%. А 18 тысяч из них успешно сдали экзамены в вузы.

В МОН уже давно подумывают над тем, чтобы заменить не весьма благозвучную и вызывающую не самые лучшие воспоминания аббревиатуру ПТУ на ласкающий слух «профессиональный лицей». Не ограничится ли дело элементарной сменой вывески, выйдут ли эти учебные заведения на качественно новый уровень работы, покажет время. А В.Кремень, в свою очередь, пообещал: в 2002/2003 учебном году начнется процесс воистину глубинных преобразований профессионально-технической школы. Можно было бы поверить министру на слово, но как быть с материально-технической базой ПТУ, десятилетиями (!) не обновлявшейся? Не кажется ли вам, что такой груз способен ну если не наступить на горло, то, по крайней мере, существенно приглушить звучание звонкой реформаторской песни?

От ПТУ министр плавно перешел к кадровому вопросу. Текучесть, дефицит квалифицированных специалистов, низкая мотивация педагогов к предоставлению качественных образовательных услуг, отсутствие стимулов и возможностей для профессионального роста и повышения уровня компетентности… Одним словом, «черных дыр» столько, что мало никому не покажется. Кстати, тот же дефицит учительских кадров весьма внушителен — 8,5 тысячи вакансий. Среди них в первых рядах — преподаватели иностранных языков (это, безусловно, вселяет непоколебимую уверенность в успехе запланированного обучения наших школьников со второго класса одному, а с пятого — второму иностранному), информатики и украинского (еще одно подтверждение будущей конкурентоспособности наших ребят на рынке труда и свободного владения «рідною мовою»).

Пожурив местные власти, которые не всегда выполняют свои обязательства перед просвещенцами (впрочем, разве не с кого брать пример?), Василий Григорьевич завершил свой пятидесятиминутный спич словами: «Я бы хотел призвать вас к серьезному обсуждению этих и других проблем отрасли, чтобы наметить конкретные пути их решения». Увы, уже первые выступавшие продемонстрировали весьма специфическое понимание слова «обсуждение», засыпав присутствующих на заседании коллегии цифирью, залоснившимися лозунгами и при этом не предложив ничего конструктивного. Вопрос на засыпку: можно ли надеяться на успех каких бы то ни было реформ, когда люди, от которых в немалой степени зависит их продвижение, демонстрируют полнейшую к ним неготовность? Наверное, в план на следующий учебный год министру следует внести еще один пункт: «Начать работу по модернизации мышления управленцев среднего звена».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме