На одном крыле

Поделиться
Возможно, День учителя — не только повод сказать хорошие слова о работниках образования, но и возможность привлечь внимание к их проблемам.

День учителя чем-то похож для меня на 8 Марта. Множество теплых слов и пожеланий слышат педагоги в первое воскресенье октября в свой адрес! А в остальное время их проблемы не интересуют никого. И, возможно, День учителя - не только повод сказать хорошие слова о работниках образования, но и возможность привлечь внимание к их проблемам, которые традиционно почему-то сводятся только к низкой зарплате.

Однако не менее болезненная для всех педагогов, независимо от уровня мастерства, таланта и благосостояния, проблема перегрузки и переутомления. Боль­шинство учителей чувствуют себя на работе так, как британские военные летчики из песни времен Второй мировой войны, которые, несмотря на перебитое крыло и сломанный хвост самолета, мужественно выполняли боевую задачу «на честном слове и на одном крыле». Синдром профессионального выгорания - так называется серьезный недуг, относительно недавно пополнивший Международный классификатор психических болезней. Он угрожает представителям всех профессий, однако едва ли не чаще всего страдают от него учителя.

Екатерина Овчарек, практический психолог, психотерапевт, тренер Украинского института позитивной кросс-культурной психотерапии, отмечает, что выгорание может проявляться во всех четырех сферах жизни человека: психической (апатия или, наоборот, конфликтность), социальной (нежелание общаться, изоляция или раздражительность), ментальной (нежелание что-либо создавать, продуцировать идеи), физиологической (телесная усталость, обострение хронических болезней и возникновение новых), духовной (доминирование представлений о полной безнадежности и потере смысла дальнейшего существования). С какой сферой больше связана профессия человека, в той и возникнет выгорание. Од­нако, предостерегает психолог, про­фессиональное выгорание имеет и положительное значение. Это защитная реакция организма в случае, если человек неправильно тратит свой ресурс. И тогда ответственность на себя берет тело - оно будто отключает напряжение на перегруженной электролинии.

В отличие от представителей других профессий, педагоги ап­риори обречены на выгорание, считает госпожа Овчарек. И подталкивает их к этому сама система, в которой они работают. Преж­де всего - это чрезмерная ответственность, которая лежит на каждом учителе. Перепол­нен­ные классы только усиливают негативное влияние этого фактора. А вот в частных школах, где классы значительно меньше заполнены, выгорание происходит на индивидуальном уровне. И связано оно с тем, что учителя не умеют отстаивать свою позицию и достоинство перед состоятельными родителями, перед работодателем, от которого зависят материально.

Моральное давление - еще один фактор профессионального выгорания педагогов. Конечно, больше всего злоупотребляют им администраторы. Готовя этот материал, я услышала довольно откровенные комментарии. Но ни один из педагогов-респондентов не согласился назвать свое имя: «Вы напишете, а что мне потом скажет администрация?!» Учи­тель­ница с двадцатилетним стажем рассказывает о наболевшем: «Я всегда виновата во всем и перед всеми - перед начальством, перед родителями, проверяющими из районо... Домой придешь - и там во всем виновата, потому что мало уделяешь внимания семье. Я для себя сделала два противоположных вывода: мне нравится учить детей, и я не могу работать в школе».

Работа педагога приносит больше пользы обществу, чем учителю. И это тоже стимулирует выгорание. «Откуда у нас берутся нервные преподаватели, которых так не любят и боятся дети? Они были когда-то хорошими и добрыми. А нервными стали потому, что не защитили своевременно свои личные границы и не позаботились о своем внутреннем ресурсе», - считает Екатерина Овчарек.

Выбирая учителя для своего ребенка, родители часто стоят перед дилеммой: молодой специалист с энтузиазмом во взгляде или опытный, но очень суровый педагог (может, и позволит себе иногда лишнее, накричит, но ведь такие хорошие знания дает, такую железную дисциплину держит!).

Вообще, взгляд на педагога как на искусного дрессировщика учеников устарел. Сегодня информация во всех сферах науки обновляется с молниеносной скоростью, и то, что вчера казалось революционным открытием, теперь известно каждому школьнику. Поэтому задача учителя - не столько «нашпиговать» ребенка знаниями, сколько дать стимул к саморазвитию, привить любовь к наукам, к обу­чению. А также сохранить достоинство и здоровье. Поэтому понятие профессионализма приобретает сегодня несколько иное трактование.

«Я возглавлял комиссию по вопросам образования, науки, культуры, спорта и семьи в Кировоградской области, - рассказывает глава Ассоциации лидеров образования Украины Вик­тор Громовой. - И в некоторых учебных заведениях чувствовал - здесь не то что не горят, даже не тлеют. Мертвая зона. Подав­ляю­щее большинство педагогов выгорели. Это «урокодатели», а не учителя. Не лучше и директора. Двадцать лет такой руководитель законсервирован в своем кресле, сам не растет профессио­нально и учителям не дает. Проблема отбора и подготовки директоров тоже очень острая. И разумной политики, связанной с карьерой руководителя, в стране нет». Непрофессионализм некоторых менеджеров образования - мощный фактор педагогического выгорания учителей. И проявляется он как в бездеятельности, так и в безосновательно активном дерганье подчиненных постоянными проверками, черными списками и нафантазированными задачами. Конечно, это легче и выгоднее (создается имидж хорошего организатора), чем поддержать их на профессиональном уровне и предоставить настоящую помощь.

«Очень важно для человека чувствовать свой предел и понимать: так дальше нельзя, - подчеркивает Екатерина Овчарек. - И принимать для себя какое-то решение: или восстанавливаться, или оставлять профессию. Если нельзя изменить систему, то нужно или изменить себя, или уйти в ту систему, которая тебе больше подходит. Кто-то из педагогов уходит в смежную профессию (гувернантка, репетитор), кто-то меняет специальность. Когда же человек ничего не меняет, он постепенно уничтожает себя. Не можешь себя защитить - не нужно оставаться в профессии, потому что вредишь и себе, и другим людям».

Профессиональное выгорание - болезнь серьезная, но не смертельная. В западных странах, где услуги психотерапевта стоят очень и очень недешево, существует обязательная бесплатная психотерапевтическая помощь для представителей всех профессий. Украинским педагогам на это надеяться не приходится. «В нашей стране профилактикой профессионального выгорания занимаются на уровне исследований. Я находил соответствующие рекомендации в английской, американской научной литературе. Старался делать все, чтобы не допустить выгорания педагогов своей школы. Потому что проблема это чрезвычайно острая», - подчеркнул Виктор Громовой.

А могут ли педагоги сами излечиться от профессионального недуга? Конечно, с помощью правильно организованного отдыха, считает Екатерина Овча­рек. Надо прислушаться к себе и найти свой способ отдыха, понять, что именно и как ты отдаешь другим в профессиональной деятельности, и организовать отдых так, чтобы пополнить это. Если переутомилась физическая сфера, полезными будут спа-процедуры, прогулки на природе, массаж, качественное питание - кому что больше подходит. Если человек устал от контактов - ему необходимо такое общение, в котором он берет, а не дает: это может быть общение с близкими людьми, которые окружат заботой и теплом, не требуя ничего взамен. От усталости в эмоциональной сфере спасут участие в праздниках, прослушивание музыки, посещение театра. Вообще, нужно обратить внимание на себя и таким образом вернуть истраченную на других энергию. Даже обычная медитация, умение заглянуть в себя, почувствовать себя, отследить себя - это уже является энергетической подпиткой. Такие несложные профилактические действия важно делать не только в отпуске, а каждый день.

Хочется надеяться, что наступит время, когда чиновники, вместо высокопарных торжеств, сделают учителям реальный подарок - повернутся лицом к их проблемам. От этого выиграют не только педагоги, но и все мы. Ведь учителя - самые близкие для наших детей люди. Те, кто сеет в них мудрость, человечность, кто формирует их мировоззрение и дает им знания. Мы признательны за это нашим педагогам. И в день их праздника желаем им расправленных крыльев и профессиональных взлетов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме