Японский иероглиф, означающий «полет дракона», имеет 48 черточек. Конечно, написание этого иероглифа из-за его сложности не входит в перечень обязательных навыков курса японской каллиграфии.
Образовательное лидерство, как и «полет дракона», состоит из многих деталей. К сожалению, это искусство у нас никогда не входило в обязательный минимум компетенции руководителя учебного заведения.
Лидерский прорыв
Если ваш авторитет связан только с вашим креслом и кабинетом (директора школы, начальника управления образования, министра образования и науки), на двери которого висит табличка с вашей фамилией, ждите: наступает время, когда настоящий лидер сбросит вас с вельможного кресла.
И вам не помогут ни «золотая акция» в парламенте той политической силы, которая выторговала вам «квоту», ни принадлежность к «руководящей и направляющей» в вашем городе или районе партии, ни связи, ни деньги, ни на скорую руку добытая магистерская «корочка», удостоверяющая, что ваша специальность — «руководитель учебного заведения», ни кумовская протекция...
Время уже наступило! Мы идем! И это закономерно, поскольку бесперспективна та образовательная система, в которой вместо лидерства все еще доминирует «осуществление властных полномочий». Не может в демократически ориентированной школе сохраняться приоритет охраны узкоэгоистических интересов просвещенской бюрократии.
Сегодня может быть лишь два варианта образовательной политики: создание лидерской модели управления развитием образования (такая модель в особенности необходима в ситуации, когда нужен прорыв в будущее) или искусственная поддержка агонизирующей административно-бюрократической модели, что фактически будет означать невозможность развития образования вообще.
Перефразируя известное выражение Уинстона Черчилля, приходится констатировать: лидерство — худшая из всех возможных моделей развития образования, но пока что человечество не придумало ничего лучшего. Поэтому без развития лидерства наше образование так и останется по ту сторону прогресса.
Лидерство — это не новый, «революционный» стиль управления, это способ организации жизни общества с развитыми демократическими основами. И, как свидетельствует мировой опыт, общество может эффективно использовать феномен лидерства лишь при условии, что страна принимает модернизационную стратегию развития.
В связи с этим исключительно важной является ориентация Министерства образования и науки Украины и местных управлений образования на реальное реформирование образования, понимание ими необходимости задействования лидерства как единственно возможного социального механизма улучшения образования.
Сугубо советская система «внешнего управления учебными заведениями», существующая до сих пор, все еще настроена на отторжение того, кто «высовывается». Неудивительно, что люди, которых у нас с детства учили на сентенциях вроде «Я — последняя буква алфавита», воспринимают лидеров как угрозу.
Там, на «диком» Западе, где местоимение «Я» пишется с большой буквы, ситуация диаметрально противоположная.
Лидерский прорыв в украинском образовании прежде всего нужен для обеспечения элитной ротации, прихода к власти людей с новыми ценностями, новым видением перспективы, новыми идеями авангардной педагогики, новым пониманием современной парадигмы образования.
Пятый элемент развития образования
В мире, динамично изменяющемся, задачей номер один становится кардинальное изменение философии управления и принципов организационного поведения персонала.
Должен испытать радикальную трансформацию традиционный подход к управлению школой, который до сих пор напоминает дистанционное управление беспилотным летательным аппаратом. Сегодня местные управления образования должны быть похожими, скорее, на диспетчерские пункты аэропортов или пункты сервисного обслуживания самолетов. Впрочем, сравнение управления школой с управлением современным авиалайнером тоже некорректно, ведь сегодня никто из участников образовательного процесса не должен отводить себе пассивную роль пассажиров, которые полагаются на капитана и экипаж. Граница между теми, кто руководит, и теми, кем руководят, в настоящее время в образовании становится условной.
Лидерами могут быть все — этот вывод изменяет образовательный менеджмент не меньше, чем современные информационные и коммуникационные технологии изменяют учебный процесс.
Лидерство, как свидетельствует практика, является наиболее эффективным способом построения образовательных систем, которые входят в режим саморазвития. Лидерство — ключевой («пятый») элемент базового менеджмента школы, без развития которого невозможен отказ от внешнего управления учебными заведениями.
Лидерство — это пусковой механизм саморазвития, который детонирует цепную реакцию творчества в педагогических коллективах. Это и единственно возможный способ инновационного развития учебных заведений.
Изучение лидерства сопровождается парадоксом: этот феномен довольно широко исследуется и вместе с тем он остается наименее понятным как для научных работников, так и для практиков.
Уоррен Беннис (Worren Bennis) утверждает: «Лидерству, как и женской красоте, трудно дать определение, но, когда вы его увидите, вы точно знаете, что оно перед вами».
Известный американский исследователь Ричард Дуфор (Richard Dufour) так описывает новую парадигму лидерства на уровне директоров школ: «Они должны сосредоточиваться на будущем, но оставаться приземленными ко дню сегодняшнему. Они должны видеть большую картину и для этого время от времени закрывать глаза на детали. Они должны быть сильными лидерами, отдающими энергию другим».
Джон Костер из Гарвардского университета ввел понятие «излишне управляемая организация». Такие организации — слишком послушны и недостаточно лидерские, они являются бюрократизированными структурами с низким уровнем доверия к персоналу, сильным сопротивлением переменам, нарастанием страха и отчуждения. Ярким образцом излишне управляемой организации может быть любая украинская школа (отдельные исключения лишь подтвердят это правило).
Новым типом организаций в образовании, как и повсюду, должны стать лидерские организации, в которых развивается и поощряется лидерство, для которых трансформация — обычное явление, а сотрудники преданы общей цели. Такая организация способна учиться, здесь поощряются инициатива, инновации.
Стать победителем!
Директор школы все еще чувствует себя жертвой обстоятельств (его самочувствие, как во фразе российского классика: «И угораздило же меня с моим умом и талантом родиться в России»), но жертвы не могут быть лидерами. Свой путь от роли жертвы к роли победителя должен пройти каждый директор школы, ведь психология жертвы — контрпродуктивна... «Мне не дают это сделать... А что я могу? Я только успеваю выполнять указания. Об меня всегда может вытереть ноги любой бюрократ. Директор школы — как желудь: не знает, когда упадет и какая свинья его съест...», — с такими установками живет большинство украинских руководителей школ. На Западе же сознательно пестуют философию победителя, которая является доминирующей среди руководителей школ.
Например, философия департамента образовательного лидерства Калифорнийского государственного Фуллертонского университета (California State Fullerton’s University) предусматривает, что образовательный лидер ХХІ века должен демонстрировать такие черты победителя:
— стремление к высоким стандартам;
— сильные этические ценности;
— понимание социальных и политических тенденций, изменения роли образования в обществе;
— способность решать проблемы, навыки адаптации к изменениям и продвижения изменений;
— способность к сотрудничеству с широким кругом нешкольных агентств и общественных организаций;
— способность к обучению в течение всей жизни;
— веру в то, что каждый ребенок может достичь академического успеха в школе;
— уверенность в том, что каждая школа должна культивировать демократические ценности и нормы;
— способность быть мыслящим практиком.
Создавать лидеров вокруг себя!
По мнению Фрэнка Карделла, «лидерство начинается там, где начинаемся мы». «Если его развитие блокируется или каким-то образом отрицается, последствия этого мы ощущаем до конца своей жизни. Когда же вместо того, чтобы идти за зовом природы, мы подчиняемся диктату общественной «свободы» и жизненных штампов, то отдаляемся от собственной силы и мудрости, от умения руководить собственной судьбой... Последствием этого являются утраченные дети, утраченные взрослые, утраченные лидеры», — утверждает он.
Так что следует в конце концов найти в себе утраченное лидерство, запустить процесс лидерства, что поможет нам самим руководить собственной жизнью и жизнью нашего просвещенского сообщества.
В образовании ничего нельзя сделать своими силами. Если вы хотите изменить свою школу или динамизировать систему образования вашего города, быть лидером самому — этого недостаточно, следует взращивать вокруг себя других лидеров. Большинство же сильных личностей стремятся иметь вокруг себя последователей, и только кое-кто окружает себя лидерами. Хотя, как подчеркивает Рикардо Семлер, крайне важно «позволить лидировать последователям».
Мне кажется, что типичная для нашего педагогического лексикона фраза «последователи Василия Сухомлинского» некорректна, поскольку ряд директоров школ из его круга общения были настоящими лидерами образования 60—70-х годов прошлого века.
Подтверждением этому могут служить слова Джона Максвелла: «Последователи говорят вам то, что вы хотите слышать. Лидеры говорят вам то, что вам нужно слышать».
Педагогическая система школы или региональная образовательная система могут развиваться только тогда, когда в их недрах выращиваются лидеры.