МОЖНО ЛИ ЗАМЕНИТЬ ТО, ЧЕГО НЕТ

Поделиться
Восьмой год работает в Украине Международный фонд «Відродження», инвестируя различные проекты, направленные на развитие образования в стране...

Восьмой год работает в Украине Международный фонд «Відродження», инвестируя различные проекты, направленные на развитие образования в стране. Но конкретной информацией о деятельности фонда мало кто располагает, в основном название МФВ ассоциируется в педагогических кругах с именем Сороса и злободневным вопросом: «Сколько денег дадут?» Если сравнивать финансовые возможности фонда (15 млн. долл. бюджета), скажем, с Гарвардским университетом (100 млн.долл.) - сумма действительно небольшая. Но Украина не Америка, и наши бедствующие педагоги рады любой помощи.

- Наша организация пропагандирует идеи открытого общества, поэтому мы сами должны стать примером такой открытости. Мы хотим наладить конструктивную работу как с государственными, так и с негосударственными педагогическими организациями, - так обозначил главную идею проведения «круглого стола» Анатолий Олексиенко, руководитель направления «Образование» МФВ. Для обсуждения стратегии развития образовательных программ фонда были приглашены представители Министерства образования Украины, Академии педагогических наук, Кабинета министров, администрации Президента, директора школ - все те, кто неравнодушен к проблемам образования.

- Нас обвиняют в бессистемном оказании финансовой помощи, субъективизме в раздаче грантов, - продолжает Анатолий Олексиенко. Мы готовы принять любую критику для того, чтобы повысить эффективность нашей работы.

Общую картину состояния украинской системы образования отобразил Олег Волков, заведующий отделом по вопросам образования, культуры и здравоохранения Кабинета министров.

В системе среднего образования работает 21,3 тыс. школ, 387 гимназий и лицеев, как альтернатива им - 147 школ с негосударственной формой собственности. Сельские школы просто обречены на гибель - треть их находится в неприспособленных помещениях, больше 1000 - в аварийном состоянии. Учебников к началу будущего учебного года издано лишь 10% от необходимого количества - из 37 млн. гривен, заложенных в бюджете «на учебники», с января выделено всего 3 млн. Полиграфисты с нетерпением ждут заказов, но лично г-н Волков не видит реальной возможности для этого. С учительскими кадрами ситуация загадочна. С одной стороны - безработица (только за прошлый год сокращено 13 тыс. человек), с другой - острейший дефицит специалистов, особенно украинского и иностранных языков. Общая задолженность по зарплате на сегодняшний день - 331,7 млн. гривен. Закон о среднем образовании и соответственные госстандарты также отсутствуют. Но это лишь то, что называется «немного статистики».

Анатолий Фурман, зав. кафедрой экспериментальных систем образования Государственной академии управленческих кадров образования:

- Все разговоры о так называемом реформировании школы остаются лишь разговорами. Предлагаемые идеи и схемы - позавчерашнего дня. Образовательные стандарты отображают 50-60-е гг, это же касается и новых учебников. Образование Украины находится в позиции социальной жертвы, просящей милостыню, а как известно, бедных никто не любит. Кадровая структура, разработанная еще в 20-е годы, «успешно» действует и поныне, а это шесть-семь управленческих звеньев. И самое печальное, что общая установка педагогики осталась прежней - накачать ребенка знаниями. Что касается деятельности фонда «Відродження», то позитивного я вижу больше в форме, чем в содержании. Главным для фонда я бы определил поддержку уже апробированных методов и систем. Перед нами целый клубок проблем, и никто не может найти тот кончик, за который нужно потянуть, чтобы клубок распустился.

Владимир Спиваковский, президент образовательной корпорации «Гранд»:

- Объездив за последнее время более полусотни стран, развитых и не очень, обнаружил, что проблемы образования везде одинаковы. Все говорят, что положение кризисное, катастрофическое, нет денег на зарплату учителям, протекают крыши, не хватает учебников. Это касается и Америки, и Англии, даже Японии с Норвегией. Поэтому важно разглядеть и поддержать то положительное, что все-таки у нас есть. В бюджете заложено 4,5 млрд. гривен на образование, деньги немалые, но все равно все недовольны: и учителя, и дети, и родители, и правительство. Мне как экономисту больно смотреть, как при таких затратах не выходит ничего хорошего. Значит, дело в другом - нет единой концепции образования, все происходит хаотично. Если бы в стратегию фонда вошло все то, о чем мы говорили на наших встречах за последние пару лет, то возможно было бы разработать проект, и каждое последующее заседание посвящать обсуждению отдельных разделов этого проекта. Если действовать наоборот, десять лет обсуждать все ведомственно-межведомственно, результата не будет никогда.

* * *

В начале своей деятельности МФВ был уверен, что главное - это материально-техническая обеспеченность. Сейчас другая проблема: как сделать так, чтобы компьютер не использовался как заурядная пишущая машинка? Значит, предпочтение следует отдавать не элементарной покупке техники, а обучению управления информационными технологиями.

Следующий аспект. После прохождения заграничных практик счастливые обладатели грантов не спешат возвращаться в украинскую школу. Деньги на их обучение уже затрачены, но увидев открывающиеся перспективы и прилично говоря по-английски, бывший учитель ищет более престижную работу. Эксперты фонда отчаянно хотели услышать ответ на вопрос: как разумнее вкладывать средства, переучивать ли старых учителей, либо делать ставку на студенческую молодежь. Однако в целом «круглый стол» прошел традиционно, каждый больше говорил о своем. Специалист по всем проблемам жизни г-н Соскин, опираясь на арийский опыт, утверждал, что помогать нужно только сильнейшим, слабые и так тихо погибнут. Глава Украинского союза работников образования Владимир Гуменюк предупреждал об угрожающих масштабах русификации. Представители Академии педнаук честно признались, что вообще не имеют понятия о деятельности фонда. После множества позитивных и критических отзывов общий вывод был таков: ничто не может заменить отсутствие у государства политики национального возрождения, и главная цель - поиск механизмов воздействия общественности на власть. МФВ может стать интегрирующей силой, генератором и воплотителем в жизнь разумных педагогических идей - в чем и пожелаем ему успеха.

Вместо P.S. Встречались как-то Кучма с Соросом, чтобы договориться о совместном финансировании программы «Интернет». Но что-то не сложилось. Позже встречался Сорос с Ельциным, и Россия получила 100 млн.долл. на развитие подобной программы. К тому же соседский президент обещал разработать на государственном уровне инфраструктуру для пользования технологией, на что ушло еще 300 млн.долл., уже российских. На вопрос к представителю администрации Президента: «Как вы полагаете сотрудничать с МФВ?» последовал краткий, но емкий, как в американских боевиках, ответ: «Мы над этим работаем».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме