МОЖНО ЛИ РЕФОРМИРОВАТЬ ЭКОНОМИКУ, НЕ РЕФОРМИРУЯ ОБРАЗОВАНИЕ

10 июля, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск №28, 10 июля-17 июля

Для рыночной экономики здесь ответ однозначен: нет. Обе реформы должны проходить одновременно, о чем свидетельствует, например, опыт США, Великобритании, Японии...

Для рыночной экономики здесь ответ однозначен: нет. Обе реформы должны проходить одновременно, о чем свидетельствует, например, опыт США, Великобритании, Японии. И наоборот, если оба процесса разорваны - реформа экономики обречена. Объяснение весьма простое: обновленное производство требует новых кадров, людей с иной психологией. Если таковые не находятся - все постепенно начинает возвращаться на круги своя. Не в этом ли одна из причин и наших неудач?

Над проблемами становления независимой Украины, ее экономики и образования размышляет в книге «Україна: освіта і державність (1987-1997)» доктор исторических наук, профессор Юрий Алексеев.

Автор не случайно дает точное историческое время: по его мнению, именно это десятилетие характеризует вступление Украины в стадию перехода от индустриальной ступени развития - к информационной. А этот переход возможен только на современном уровне организованного образования. К сожалению, пишет Ю.Алексеев, в Украине почти неизвестны взгляды американского социолога Тоффлера, согласно которым человечество на протяжении своей истории последовательно проходит три стадии развития, три стадии цивилизации - аграрную, индустриальную и информационную. Украина пока еще находится на стадии индустриальной в момент ее столкновения с третьей, информационной, волной. В то время как развитые страны уже преодолели переход в третью стадию, мы лишь подошли к этому. Отсюда и особенности нашей общественной жизни: несмотря на попытки преодолеть прошлое, мы еще продолжаем жить по стандартам административно-командной системы. Отсюда и авторитарный стиль руководства, бюрократизм, оторванность образования от реальных потребностей жизни. Поэтому главная задача нашей высшей школы та же, которую решала Великобритания 25 лет назад: сориентировать образование на решение конкретных задач. И прежде всего на изучение информационных технологий, основ бизнеса. Доступность высшего образования должна не только декларироваться, но и быть реальной: к нему должны получить доступ одаренные дети из малообеспеченных семей.

Не менее серьезной проблемой, по мнению автора книги, является и авторитарный стиль обучения. В то время как в центре внимания западной школы стоит личность учащегося и ее всестороннее развитие, в нашей школе до сих пор царят схоластика и бурсацкие нравы времен позднего средневековья. Учитель может снизить оценку за описку, помарку, за почерк, за что угодно...

Школьник абсолютно бесправен. Он абсолютно не интересует учителя, которому либо не платят зарплату, либо платят, но очень мало... Стоит ли в таком случае говорить о профессионализме? Да, наше образование находится в тяжелом положении, но было бы ошибкой не замечать и положительных моментов, ростков нового - альтернативных учебных заведений. Как отмечает Ю.Алексеев, в Украине такие учебные заведения появились в ответ на острые проблемы жизни, как отклик на них общественного мнения. В период становления переходной экономики, требовавшей специалистов, подготовкой которых в Украине до сих пор никто не занимался. Именно эти вузы оказались наиболее мобильными, начав подготовку специалистов для работы в условиях рынка.

Впечатляют успехи негосударственных лицеев и гимназий, лучшие из которых вполне соответствуют европейским стандартам, как бы доказывая нам самим, что отечественное образование даже в условиях кризиса может иметь хорошие учебные заведения. Жаль, конечно, что далеко не все наши дети могут учиться в этих замечательных гимназиях и вузах, потому что далеко не всем родителям по карману платное образование. И тут трудно не согласиться с Ю.Алексеевым в том, что для нас пока не стали примером цивилизованные страны, в которых даже в условиях социального и экономического кризиса уровень образования в государственных и частных школах остается одинаковым. Высокий уровень государственного образования - это престиж государства. В таких странах, как США, Великобритания, Франция, он обеспечивается значительными ассигнованиями из государственного бюджета. Причем, например в США образование финансируется за счет налога на недвижимость и земельные владения.

Есть проект такого закона и в Украине. Верховная Рада предыдущего созыва его так и не приняла. Может быть, нынешняя примет?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно