Каково ныне финансовое положение украинских преподавателей? От чего зависит их карьерный рост? Кому известны научные публикации преподавателей отечественных вузов? Каковы главные проблемы высшего образования Украины? Влияют ли преподаватели на их решение - на уровне университета, государства?
Ответы на эти и ряд других вопросов получили сотрудники Центра исследования общества после проведения общенационального социологического опроса "Социально-экономический и профессиональный портрет украинского преподавателя".
Исследование охватило 56 высших учебных заведений III–IV уровней аккредитации в 21 области Украины, Автономной Республике Крым и г. Киеве. Заметим, что администрация пяти вузов запретила проведение опроса: Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, Киевского национального университета технологий и дизайна, Черниговского государственного технологического университета, Харьковской государственной зооветеринарной академии и Дипломатической академии Украины при Министерстве иностранных дел. Уже этот факт, по мнению эксперта Центра исследования общества Егора Стадного, свидетельствует о низком уровне демократичности украинских университетов.
Собранная информация позволила очертить интересные тенденции и ответила на актуальные вопросы.
Каким является финансовое положение преподавателей?
43% опрошенных получают доход менее 3 тыс. грн. И только 16% - свыше 4,5 тыс. грн. Причем средняя заработная плата в Украине в первом полугодии 2013 г. составляла 3143 грн.
По данным исследования, доход зависит от гендерного признака. Свыше 4,5 тыс. грн зарабатывают 12% женщин и вдвое больше мужчин. Кроме того, доход преподавателей отличается в зависимости от научной сферы. Больше всего в Украине зарабатывают представители ІТ-специальностей. Почти треть из них получает свыше 4,5 тыс. грн. Такая же заработная плата только у 12% преподавателей-естественников. Это наименьший процент в категории 4,5 тыс. грн.
Отличия обусловлены преимущественно дополнительной занятостью преподавателей. Только на зарплату в своем вузе живут 80% сотрудников. Остальные, кроме основной работы, преподают в других вузах, проводят научные исследования, трудятся на непреподавательских работах по специальности, занимаются репетиторством и т.п. Лидерами в получении дополнительного дохода являются ІТ-специалисты (38%). Меньше всего шансов иметь доход от еще одной работы - у представителей технических и естественных специальностей (15 и 8% соответственно).
"Крайне низкие доходы украинских преподавателей и небольшая доля тех, у кого есть дополнительные источники поступлений, создают условия для коррупции. Бесспорно, проблему нельзя решить повышением зарплат, но надо понимать, что без улучшения материального положения ожидать положительных изменений в высшей школе не приходится", - убеждена эксперт Центра исследования общества Инна Совсун.
Насколько демократичным является высшее образование в Украине?
Влияние преподавателей на принятие решений идет по цепочке "кафедра-факультет-университет-государство". Более 80% опрошенных считают, что их слово имеет вес на кафедре. Что же касается деятельности университетского руководства, то на ее направленность могут влиять только 20% респондентов. И лишь около 5% опрошенных считают, что могут влиять на решение на государственном уровне. Понятно, что влиятельность зависит от ученой степени. Например: в принятии университетских решений участвуют около 55% профессоров и вдвое меньше доцентов.
От чего зависит карьерный рост преподавателя?
73% респондентов убеждены, что надо быть в хороших отношениях с руководством. Это даже важнее, чем принимать участие в международных стажировках. Последнее содействует карьерному росту - мнение 66% опрошенных. И все-таки (что радует), по мнению большинства респондентов, для университетской карьеры важно высококачественно преподавать (87%), иметь множество профессиональных публикаций (81%) и проводить фундаментальные исследования (78%).
К самым главным проблемам высшего образования преподаватели относят низкий уровень зарплаты (69%), плохое материально-техническое обеспечение (49%) и перегрузку бумажной работой (45%). 42% опрошенных жалуются на неэффективное руководство в их вузе. В то же время более 70% респондентов считают работу профсоюза на уровне университета результативной. "То есть ее не воспринимают как средство влияния на политику университетского руководства. Профессиональный союз лучше решает бытовые вопросы: распределение путевок, выплату материальной помощи. Вместе с тем он должен быть активным игроком на поле защиты преподавательских прав", - объясняет эксперт Центра исследования общества Е.Стадный.
Список уже упомянутых проблем высшего образования завершает чрезмерная централизация управления. Этот вопрос волнует лишь 12% опрошенных.
Каковы условия для научной работы?
Аудиторная нагрузка украинского преподавателя в среднем составляет 18 ч. в неделю. Больше всего преподают естественники и технари, меньше всего - ІТ-специалисты. Даже в странах с более слаборазвитыми системами высшего образования уровень нагрузки ниже. Например, как указано в отчете о соцопросе, в Индии доценты и профессора могут преподавать в неделю максимум 14 ч. Что касается США, то Американская ассоциация университетских профессоров установила границу: максимум 12 ч. - на бакалаврских программах и не более 9 ч. - в магистратуре. Причем ассоциация указывает, что с такими нормами значительных достижений в научной работе ожидать не следует. Оптимальная занятость - это 6 ч. на магистерском уровне. Невзирая ни на что, МОН Украины предлагает повысить нормы нагрузки, закрепленные в приказе №405 от 7 августа 2002 г.
Проблемой является также международная изоляция отечественных преподавателей. Их публикации известны преимущественно только местным специалистам. Исследование показало, что 85% опрошенных публиковались в Украине или СНГ. Только у 17% есть публикации в странах ЕС или Северной Америки за последние три года. Это касается и участия в научных конференциях: 93% против 14%. Что уж тут говорить о продолжительной стажировке (свыше 3 мес.) или исследовательских проектах за границей - всего 14% респондентов.
Еще одним выразительным штрихом к социально-экономическому и профессиональному портрету украинского преподавателя является замечание эксперта Инны Совсун: "В публичном обсуждении реформы высшего образования на протяжении последних пяти лет работники науки практически не принимали участия, в отличие от студентов, ректоров и политиков. Последние инициативы министерства стали возможными только из-за этого молчания. Пришло время понять преподавателям, что никто, кроме них самих, не будет защищать их права".