МИНИСТР ПРОСВЕЩЕНИЯ УКРАИНЫ МИХАИЛ ЗГУРОВСКИЙ: И «ПРИ МНЕ ВСЕ БУДЕТ, КАК ПРИ БАБУШКЕ»

27 января, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 27 января-3 февраля

Закавыченный в заголовке афоризм, разумеется, принадлежит не Михаилу Захаровичу, а другому руководителю - российскому императору Александру I...

Закавыченный в заголовке афоризм, разумеется, принадлежит не Михаилу Захаровичу, а другому руководителю - российскому императору Александру I. Говорят, что молодой государь произнес эти слова сразу же по объявлении о завершении предыдущего царствования, пролив тем самым бальзам на раны изрядно подуставших от слишком противоречивой павловской политики дворян. Не в меньшей степени разумеется, что новый министр никогда не заявлял подобного публично. Однако состоявшаяся недавно его первая пресс-конференция дает основания полагать, что действия Згуровского на новом посту будут определяться своего рода «александровской» тактикой: на кормило наробразовской власти в Украине легла рука, к совершению чересчур резких поворотов не склонная.

Пресса добивалась встречи с новым министром, прилагая усилия не меньшие, чем при «атаке» какой-нибудь эстрадной звезды. Сменив 18 октября пост ректора Киевского политехнического института на министерское кресло, Михаил Захарович, по сообщениям его пресс-центра, отказывался от каких бы то ни было интервью на протяжении двух месяцев. В пресс-центре говорили: изучает проблемы. Проблемы, признаться, действительно не из простых: чего стоит хотя бы наличие в стране на начало нынешнего учебного года 22560 учительских вакансий... Понятно, что решить все в системе народного образования одним махом не удастся, но самое важное, что Згуровский, по-видимому, и не является горячим поклонником таких методов решения.

Итак, революции в образовании не предполагается.

Тестирование - одно из любимых детищ предыдущего хозяина министерского кабинета Петра Таланчука - займет подобающее ему место эксперимента. Этими проблемами, по словам Згуровского, займется одна из лабораторий Института системных исследований Минпросвещения, которая будет предлагать свои услуги некоторым вузам страны. Так что выпускники и их родители могут спокойно ожидать появления в положенные сроки привычных и традиционных экзаменационных билетов, за знание которых будут выставляться оценки по привычной и традиционной четырехбалльной системе.

Идея тестирования (распространенная в США гораздо более широко, чем в Европе) была у нас, по словам Михаила Захаровича, «слишком уж скопирована. Мы форсировали этот процесс». Еще бы: все родители помнят, как «доставали» задания тестов (а их, заданий, по каждому предмету было несколько сотен) и общими усилиями, чуть не всем миром, пытались сформулировать несколько сотен необходимых ответов. Многие помнят, какое огромное количество ученых и преподавателей, оторвавшись от исполнения прямых своих обязанностей, задания эти сочиняли.

И все это - без необходимой психологической подготовки тестируемых (а в Англии, к примеру, подобная система прививалась около двадцати лет) и тем более без необходимой технической базы. Ведь в США задания тестов передаются посредством компьютерных сетей, а не районовского курьера, в коем Михаил Захарович небезосновательно усматривает «почву для злоупотреблений». Впрочем, нельзя не заметить, что «сквозное» (переводные - выпускные - вступительные экзамены) тестирование вводилось командой предыдущего министра как раз в качестве панацеи от злоупотреблений; средства, позволяющего абсолютно объективно оценить знания. Згуровскому, однако, виднее - он «в свое время достаточно хорошо изучил систему тестирования в разных странах и знает ее положительные и отрицательные черты».

Значительной либерализации подвергнется и сфера воспитательной работы, которую, по словам министра, «ни в коем случае нельзя вести путем агитации». Знающие люди помнят, что в свое время преподавательский конспект урока, лекции или семинара должен был начинаться с формулировки трех целей занятия: обучающей, развивающей и воспитательной. Некогда и автор этих строк был вопрошаем коллегой-преподавателем предмета «Металлорежущие станки и инструменты»: «У меня завтра лекция по фрезам. Ну какую воспитательную цель придумать?!»

Придумывали.

Не состоится ожидавшееся многими разделение просвещенческого ведомства на Минвуз и Минпрос. Однако, по замечанию министра, ситуация, когда содержанием образования и в детском саду, и в университете занимается одно управление, является не совсем нормальной. Поэтому внутри министерства будут образованы два департамента, один из которых будет курировать высшую школу, а другой - среднюю, что позволит сохранить имеющиеся горизонтальные связи в рамках одного ведомства.

Не сбудется и еще одна «революционная» мечта многих: ликвидация плана набора в вузы. По словам Згуровского, государство пока еще вынуждено сохранять за собой право контроля над количеством и номенклатурой специалистов, которых оно готовит.

Наиболее болезненный вопрос - финансирование образования - наиболее трудно и решается. С одной стороны, названная министром сумма зарплаты доцента государственного вуза - 2-3 миллиона - никого уже не шокирует. С другой стороны, никого не шокирует и стоимость обучения в приватных высших учебных заведениях, колеблющаяся вокруг отметки в тысячу долларов США. Вопрос в том, как совместить эти две стороны, - государственное и негосударственное образование, - остается, по всей видимости, пока открытым.

Впрочем, воодушевляет уже то, что глава просвещенческого ведомства впервые за последние годы заметил: наряду с США, где преобладают частные школы и вузы, существует еще и Европа, сохранившая некоторый приоритет государственного образования.

Что же касается тех, кто по-прежнему трудится на ниве последнего (отнюдь у нас не приоритетного), то у министра и о них, что называется, болит душа. Михаил Згуровский неожиданно и как бы между прочим высказал довольно привлекательную идею... предоставления учителям ведомственного жилья. «Уходишь из школы - теряешь и квартиру», - размышлял министр. Впрочем, в эту идею, несмотря на ее привлекательность, верится с трудом. Уж слишком противоречит она как действующему законодательству (по которому лишить человека ведомственного жилья уже лет пять как невозможно), так и практике - чтоб не сказать «здравому смыслу». Однако, если учителя не получат ведомственных квартир, то им достанутся по крайней мере специальные журналы - для математиков, физиков и т.д., - которых до сих пор в Украине практически не было, за исключением разве что изданий, предназначенных для филологов и учителей младших классов.

Правда, некоторые скрытые возможности улучшения финансового положения (в частности, вузов) заключаются в предоставленной возможности платного обучения иностранцев. По словам Згуровского, Кабмин Украины рекомендует учебным заведениям взимать при этом не менее чем полторы тысячи долларов в год с человека. Но, опять-таки, и Кабмин, и министр вряд ли знают о том, где можно отыскать достаточное количество таких богатеньких буратин...

Как показала пресс-конференция, пароксизмы просвещенческих бурь и войн ожидают в ближайшем будущем, пожалуй, лишь сотрудников министерства, которому предстоит кардинальное разделение на департаменты. В остальном же система просвещения будет реформироваться понемногу: с постепенным введением тестирования, совершенствованием содержания образования, мирным сосуществованием частных и государственных учебных заведений. Если, конечно, от последних через пару лет в силу всем понятных причин хоть что-нибудь останется.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно