«Первый звонок» прозвучал 19 июля этого года. Центральные органы исполнительной власти Украины получили письмо из администрации Президента №9-9/127 от 18.07.02, подписанное заместителем главы администрации Президента — руководителя главного управления организационно-кадровой работы и взаимодействия с регионами господином Ищенко. Цитирую: «С целью улучшения взаимодействия администрации Президента Украины с центральными органами исполнительной власти просим ежеквартально подавать графики заседаний коллегий, ежемесячно — планы работы вашего ведомства, перечень изданных приказов…» Причем «с уточнением планов работы — каждый четверг до 18.00 (!)».
Видавшие виды опытные чиновники были просто изумлены: как-то неконституционно это все выглядит с учетом того, что исходит сие, попросту говоря, из канцелярии гаранта той самой Конституции. По практике прошлых лет администрация Президента Украины легитимировала свои просьбы к органам исполнительной власти исключительно через Кабинет министров Украины, который в соответствии с п.9 ст.116 Конституции Украины «направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти». Как известно, о полномочиях администрации Президента Украины в Конституции ничего не написано.
До прихода на должность главы администрации Президента господина Медведчука, главного юриста Украины, АП направляла письмо в Кабмин, а тот уже рассматривал написанное, и в зависимости от важности вопроса, поручал это выполнять своим министерствам и другим органам исполнительной власти (распоряжением или отдельным поручением). Это первое. Ну а второе, и самое потрясающее — требование посылать в АП ежемесячные планы работы всех министерств и ведомств (!). До такого даже родной секретариат Кабмина не додумался. Интересно, сколько это надо привлечь сотрудников, чтобы реально все эти планы прочитать и проанализировать?
Уверена, что не нашлось в Украине ни одного руководителя центрального органа исполнительной власти, который бы взял да и направил в администрацию Президента письмо по поводу неконституционности подобных требований АП. А почему, как вы думаете? Да потому, что через неделю он бы уже не был руководителем своего ведомства по одной причине — всем известно, кто у нас назначает руководителей министерств и комитетов. Вот то-то и оно! В общем, на данном этапе «розбудови держави» получается, что администрация Президента решила, что «Президент — это я» (перефразируя Г.Флобера), и, не стесняясь, ведет себя соответственно.
Дальше — больше. Не успел чиновный люд переварить сенсационные инициативы Президента в отношении конституционной реформы и новых перспектив по формированию правительства, которые были обнародованы в День независимости Украины, как 27 августа администрация Президента организовала совещание руководителей управлений, отделов по связям с общественностью, СМИ, пресс-служб центральных органов исполнительной власти. Тема: «Актуальные задачи деятельности центральных органов государственной власти, которые вытекают из Указа Президента Украины «О дополнительных мерах по обеспечению открытости в деятельности органов государственной власти».
О значении, которое придавала АП этому мероприятию, можно было судить по присутствию на нем заместителя главы АП, руководителя главного управления внутренней политики В.Хорошковского все 1,5 часа, пока длилось совещание, которое вел руководитель главного управления информационной политики АП С.Васильев. Находился там же и выступал советник главы АП, придворный политолог М.Погребинский.
Господин Хорошковский призывал всех присутствующих создавать «единое информационное пространство», заключающееся в следующем — вся официальная информация, исходящая из центральных органов исполнительной власти не должна противоречить информации, исходящей от АП. Цитирую: «Были случаи, когда Президент Украины или его пресс-служба делали заявления, а потом выступает ваш министр и говорит прямо противоположное». В связи с этим АП берет на себя функции «координатора» информационных потоков, исходящих из органов исполнительной власти. Было рекомендовано подготовить списки экспертов из каждого ведомства, имеющих право комментировать те или иные вопросы по направлениям деятельности министерства или комитета, и отправить их в АП.
А для чего, как вы думаете? А для того, чтобы разные народные депутаты не брались комментировать вопросы, по которым они не профессионалы. Как можно понять, списки экспертов будут направлены в контролируемые АП СМИ, чтобы те, не дай Бог, не позволяли всяким бывшим министрам и работникам министерств комментировать события вразрез «единого информационного пространства». Господин Погребинский в качестве примера безобразий, исходящих от Кабмина, рассказал, что КМУ на протяжении одной недели издал два распоряжения. Одно касалось празднования юбилея В.Щербицкого, а второе — признания воинов УПА воинами-освободителями. Пикантность ситуации заключалась в том, что господин советник главы АП вносил раздор в вертикаль исполнительной власти — все присутствующие подчиняются по Конституции Кабмину. Критика в адрес руководства КМУ в присутствии пресс-служб центральных органов исполнительной власти, мягко говоря, не этична, а иначе говоря, за ней просматривается простая и древняя как мир политтехнология — «разделяй и властвуй». Кроме того, было дано указание не «делать PR своим руководителям», чтобы меньше их было на экране, а то «некоторые приобретают на этом «политический капитал».
Присутствующим было поручено также еженедельно подавать информацию в АП в отношении событий, которые будут планироваться к освещению в прессе на следующей неделе каждым из министерств и ведомств. Предлагалась методическая помощь и «лоббирование» (так буквально было сказано. — Прим. автора) в опубликовании ее.
Признаться, создалось ощущение, что все происходящее случилось не в 2002 году, на 11-м году существования независимой Украины, а лет эдак 30 назад, и заседание было похоже на собрание по вопросам идеологии в горкоме компартии. Особый цинизм заключается в том, что это все идет под лозунгом внедрения сверху «открытости государственной власти», что, как известно, является одним из признаков гражданского общества.
По логике вещей и развитию событий, следующим шагом для создания единого с администрацией Президента информационного пространства будет введение цензуры. Так что господин Томенко погорячился с объявлением о премии тому, кто столкнулся с явлениями цензуры. Скоро никаких денег не хватит. Ну а комитет, который он возглавляет, без работы не останется, если, конечно, найдутся смелые люди писать о явлениях цензуры в такой ситуации.
Поздравляю, вас, господа, у нас теперь есть «Министерство правды» с адресом Банковая,11. Каким причудливым образом в Украине реализуются предсказания Оруэлла!