Послесловие на тему международного педагогического форума «Начальная школа XXI века», состоявшегося в Киеве на прошедшей неделе
Кем быть: ретранслятором знаний или проводником Вселенской Любви? Каждый учитель младших классов волен выбирать по себе. Главное, чтобы первоклашки и их родители имели возможность такого же свободного и компетентного выбора.
«Раньше были рюмочки, а теперь - бокалы», раньше были конференции, семинары да ярмарки, а теперь - форум. Международный. Первый раз так высоко и серьезно - о первых классах. 400 педагогов отовсюду, в том числе из 15 стран мира, среди них - 20 докторов наук, 39 кандидатов, более 20 научных работников. Да еще медики, поэты, администраторы, журналисты, книготорговцы. Иными словами - некому плохого слова сказать: тот - создатель нового учебника, этот - получатель премии Сороса.
День первый
17 творческих мастерских воплощались соответственно в 17 киевских школах. Разброс большой, но, говорят, журналисты везде присутствовали. По неопровержимой просьбе директора государственного лицея «Подол» Натальи Шевчук (бывшее название - школа №100) я весь день провела вместе с мастерской «Формирование личности ребенка путем эстетического воспитания». Кроме того, что меня там научили рисовать акварелью пейзаж, мне повезло: познакомилась с одесситами, ставшими одним из открытий форума. Это Ирина Григорьевна Винницкая - учитель высшей категории, стипендиат премии Сороса и ее коллега, учитель-методист, тоже соровский стипендиат Наталья Николаевна Ковальчук. Они представляли концепцию человекоцентристского подхода в учебно-воспитательном процессе через внедрение психолого-педагогической технологии под названием «Человековедение». И.Винницкая - автор методики преподавания человековедения в общеобразовательной школе, уже подготовила к выпуску два учебника «Уроки человековедения» для 1-го и
2-го классов. Что это такое? Впечатлениями делится Наталья Ковальчук:
- Последние два года я уже не могу работать с детьми, которые не изучали человековедение. Они закомплексованы, они - как оловянные солдатики - ждут, а вдруг им сделают замечание. Дети, проходившие человековедение, - раскрыты навстречу творчеству, добру, человеку. Хорошие психоаналитики, они нацелены на постоянное самосовершенствование. Уроки человековедения - еще и хорошая психотерапия, но на школьном уровне. Здесь главное - не переборщить... На уроках человековедения ребенку говорят: прислушайся к себе, ты - единственный, другого такого нет в мире, ты - талантливый, прислушайся, что у тебя в душе... Человековедение делает детей такими, какими они, мне кажется, должны быть в XXI веке в цивилизованном государстве. Они понимают, что такое культура человеческого общения, чудесно понимают других людей и себя самое. Одновременно такие дети очень быстро распознают, что из себя представляет их новый учитель, любит ли он детей, с любовью ли выдает информацию или с раздражением... К нам в прошлом году приезжала делегация преподавателей и учителей из Канады учить нас, темных. И это было преподнесено с таким апломбом: мы прочтем вам лекции о таком материале, который просто необходим в воспитании современного человека высокого уровня. И они начали читать эти лекции. И мы увидели, что канадцы только-только прощупывают ту тропинку, которую мы называем человековедение. После чего мы положили им на стол разработки, системы и методики по человековедению. Канадцы были в шоке: как, мы только ищем, а вы уже работаете по этой системе...
Открытием международного форума стала и 101-я школа с ее мастерской индивидуального обучения. Оказывается, Ассоциация специалистов индивидуального обучения имеет много родительских заявлений на поиск учителя младших классов для домашнего образования. И это уже повод для беспокойства: почему детей не хотят отдавать в начальную школу? Родители боятся. Срабатывают факторы детской адаптации, одиночества ребенка, шкалы, по одну сторону которой лидеры, на противоположной - аутсайдеры. Индивидуальное обучение имеет много преимуществ и много недостатков. Недостатки связаны с проблемой социализации ребенка. Но есть большой контингент детей больных, запущенных педагогически, конфликтных и обычных, чьи родители и они сами хотят учиться дома. Возникает проблема аттестации этих детей. Существует государственное положение об экстернате, позволяющее аттестоваться экстерном, получая табель в массовой школе по месту жительства. В то время, как у массовой школы нет ни методологии, ни методики, она никак в этом не заинтересована.
Ассоциация считает, что в Киеве нужен центр или школа экстернов, более того, имеет проект такой специальной школы. И теперь дальнейшая судьба проекта будет зависеть от того, выслушают ли, поддержат ли в горуправлении и Министерстве образования.
Форум позволил открыть даже в Киеве такие школы, как 181-я на Печерске с ее мастерской национального воспитания, а также 131-я, которые до сих пор не считались элитными. Изюминки преподнес чуть ли не каждый регион: чуткий к новаторству Харьков, неиссякаемая на таланты Полтава, деятельное Запорожье, оригинальный Львов. Как заметила Александра Савченко - замминистра образования Украины, «инновационные процессы сместились на уровень регионов».
День последний
Киевский Дом учителя был как полная чаша. С педагогами встречались и общались замминистра образования Александра Савченко, заместитель мэра Киева Галина Артюх, начальник Главного управления образования столицы Анатолий Тымчик и его незаменимый заместитель Борис Жебровский, академик Николай Вашуленко, другие уважаемые личности. Прозвучал разносторонний анализ того образования, которое имеется в Украине. Был сделан один емкий вывод помимо прочих: реформирование, обновление образования происходит встречно - «сверху», от администраторов, и «снизу» - от учителей-практиков.
Александра Савченко, в частности, отметила:
- Нам нужно всячески избегать нивелирования национальных характеристик образования. Как и нивелирования в просветительском процессе личностных особенностей человека... Школа одновременно должна поддерживать ценности семьи. Тем более, что начальная школа - это мир детства...
В течение второго дня работы форума - пленарного заседания и защиты творческих проектов начальной школы XXI века - в Доме учителя на полную силу работал выставочный павильон, демонстрировали свое мастерство самодеятельные коллективы учителей начальной школы, бурлила книжная ярмарка. Был чудесный выбор литературы для младшего школьного возраста и просто детской на украинском языке. Яркие интересные книжечки покупатели «размели» буквально за полдня. Особенным спросом пользовался «Забудькуватий Фунтик», издаваемый на средства хорошо известного киевского лицея «Гранд».
Было что послушать, посмотреть, приобрести, понять. И с кем поговорить. Однако всего на газетной площади не вместить. Посему - к итогам. Среди «плюсов» Борис Жебровский отметил три вещи. Во-первых, сделан шаг навстречу друг другу между учителями-практиками и учеными Украины. Во-вторых, это информационные открытия отдельных школ, идей, личностей, о которых даже не подозревали. В-третьих, состоялась защита проектов будущего, то есть планы на завтра, которые созрели уже сегодня. Плюс возможность неформального, душевного общения педагогов из разных регионов Украины, России, Беларуси, Молдовы, США, словом, международного контактирования.
Недостатки у форума тоже были. Но говорить о них под общим благостным впечатлением как-то не пристало. Конечно, хотелось бы, чтобы подобные педагогические форумы проходили в Украине чаще. Может, это поспособствовало бы нам изжить «комплекс неполноценности», в частности, по части нашего образования. Ведь на международном фоне мы выглядим, ей-Богу, неплохо. Иначе, зачем бы к нам тогда и ехали?