Мария Зубрицкая: «Тенденции в нашем образовании вызывают тревогу»

Поделиться
В то время как реформы Табачника возвращают украинское образование и науку во вчерашний день, наши соседи — поляки — решили догнать Гарвард.

Украина и Польша одновременно решили изменить свои законы о высшем образовании. Только поляки задекларировали, что их реформа должна приблизить их к Оксфорду и Гарварду. А чего хотим мы? Об этом наш разговор с проректором Львовского национального университета им. Ивана Франко, кандидатом филологических наук Марией ЗУБРИЦКОЙ.

- С октября нынешнего года в Польше начал действовать новый закон о высшем образовании, который должен изменить польские вузы так, чтобы они могли конкурировать на рынке ЕС. Работали над законом три года. У нас проталкивается законопроект, который лоббирует руководство Минобразования. Что, по вашему мнению, Украина могла бы взять из польского опыта?

- Прежде всего я бы хотела обратить внимание на организационную культуру подготовки польского законопроекта и его широкое общественное обсуждение. Продолжалось оно три года, и все заинтересованные группы общества, власти и бизнеса пуб­лично высказали свою позицию по поводу изменений. Например, студенты имели возможность задавать вопросы через электронный ящик министру науки и высшего образования Барбаре Кудрицкой и получать непосредственно от госпожи министра разъяснения. Не говоря уже о том, что проект закона был размещен на всех веб-страницах популярнейших польских СМИ, и едва ли не каждая польская газета о нем писала. То есть буквально все польское общество было задействовано в публичной дискуссии: от формата индивидуального обсуждения известными педагогами, просвещенцами, родителями, студентами до формата институционных отзывов, озвученных на всевозможных конференциях, форумах и телевизионных дебатах.

Зато у нас, в Украине, в течение года велись дискуссии над законопроектами, которые, скорее, похожи на фата-моргану, поскольку долгое время даже профессиональные педагоги не могли понять, какой именно законопроект обсуждают: они мгновенно появлялись и исчезали на сайте Министерства образования, науки, молодежи и спорта Украины.

Приведу свежий пример из прямого радиоэфира, в котором представителя студенческого самоуправления спросили, где можно прочитать, что плата за обучение, согласно новому законопроекту, не будет меняться в течение всего срока обучения. Ответ в контексте обсуждения звучал ошеломляюще: «Ну, еще нельзя, он будет через несколько дней на сайте ВРУ». Журналист снова спрашивает: «А где вы об этом прочитали?» Ответ поражает: «Он был на сайте министерства»… Это яркая иллюстрация отсутствия конструктивного общественного диалога по таким важным вопросам, как реформа высшего образования.

Второе, по моему мнению, не менее важное достижение Польши: кабинет министров подал закон в сейм еще в сентябре прошлого года. Там его рассматривали пять месяцев и подробно проговаривали все прогнозируемые риски и механизмы их возможного уменьшения. Еще через месяц - 5 апреля 2011 года - президент Польши подписал принятый в сейме закон с условием, что он вступит в силу лишь через полгода. Эти шесть месяцев были необходимы для утверждения так называемых сопроводительных пакетов документов, в том числе финансовых. То есть государство прежде всего обеспечило реформу высшего образования всеми необходимыми финансовыми ресурсами.

- Если Польша в своем законе ориентируется на западную модель образования, то куда идем мы?

- Даже поверхностный сравнительный анализ нового польского закона о высшем образовании и законопроекта, представленного на регистрацию в Верховную Раду Украины, дает основания сделать вывод, что мы, в отличие от польских коллег, движемся в противоположную сторону. Например, Польша окончательно отказалась от централизованных стандартов высшего образования и сделала революционный шаг к полной академической свободе. Академическая свобода - сердцевина университетской автономии. Университеты сами определяют направление подготовки специалистов, и они решают, какие именно программы и курсы вводить. Кстати, новый закон позволяет вводить разные авторские курсы и программы.

А законопроект от Министер­ства образования, науки, молодежи и спорта Украины предлагает законодательно закрепить принцип жесткой централизации и иерархии. В ХХІ веке, во время динамического развития новых знаний и расширения компетенций, принцип чрезмерной централизации в системе высшего образования становится не инструментом его развития, а собственно, тормозом. Нас уверяют, что университетам дадут более широкую автономию в финансовом управлении. Но «более широкая автономия» - это прежде всего академическая автономия. Это право университета определять, например, какие сертификаты ВНО нужны при вступлении в вуз. У нас это компетенция министерства. Право свободного выбора дисциплин студентами, свидетельствующее о студентоцентрическом подходе в учебном процессе, у нас авторитарно ограничено, потому что в министерстве лучше знают, что студентам нужно. Междисципли­нар­ность, которую гарантирует новый польский закон о высшем образовании, у нас и далее остается вне закона вопреки всем тенденциям современного высшего образования в мире.

- Польша также закрепила иной принцип финансирования университетов?

- Да, эта реформа дает не прос­то гарантии на словах. Лучшие университеты, доказавшие качественный уровень подготовки специалистов и заслуженно получившие реноме качественных центров научных исследований, согласно новому закону, получат статус Руководящего национального научного центра (КNOW). Обратите внимание на то, что даже в аббревиатуре заложена идея движения к знаниям. Этот статус позволит университетам получать государственную поддержку своей деятельности в течение пяти лет. А работники таких центров будут иметь более высокую заработную плату и преимущества в получении научных грантов.

Таким образом, финансовое измерение закона имеет два аспекта. Первый - финансовая мотивация для очень способных студентов. Отныне они имеют возможность не платить за второе направление, получать не только гранты ректора, но и гранты министра и европейские гранты, чтобы заниматься научной работой.

Второй аспект - мотивация и поддержка университетских ученых. Привлекая инвестиции в университет, государство на пять лет гарантирует руководящим национальным научным центрам свою поддержку. Это невероятный стимул к научной работе. Что важно - будут выбирать университеты для таких государственных грантов международные эксперты. Уже первого октября 2011 года созданы комиссии по научным направлениям, в которые включены известные европейские научные работники и исследователи.

Есть еще одно изменение, вызвавшее особую критику в польских академических кругах. Оно касается работы преподавателя в нескольких вузах. Теперь, согласно новому закону, если преподаватель работает в одном вузе, то разрешение на его работу в другом университете должен дать ректор первого. Это очень хороший механизм страхования от снижения уровня качества преподавания, который может вызвать преподавательская работа в нескольких вузах. Закон снижает риски некачественного преподавания через механизм повышения зарплаты университетским преподавателям. Отныне меняется и карьера преподавателя. Внедряются новые звания и должности. В частности, закон ликвидирует должность доцента. Каждые два года университетские преподаватели станут проходить процедуру оценивания их научной, учебно-методической и организационной деятельности, а профессоров будут оценивать каждые четыре года. Отныне две негативные оценки преподавателей и профессоров позволят ректору расторгнуть контракт с ними.

В основном в законе очень хорошо прописана карьера от студента до докторанта, а также модель стимулирования молодых ученых. И все это министр науки и высшего образования Польши Барбара Кудрицкая объясняет так: «…чтобы студент был партнером для вуза, чтобы получал образование высокого качества и имел лучшие шансы на рынке работы. Именно с этой целью мы создаем оптимальные условия для его развития…».

И создают! Студентам повысили социальную защиту - стипендия будет до 1000 злотых (2360 грн.), а 1300 злотых - это уже минимальная зарплата. Студенты и докторанты отныне имеют возможность получать стипендию министра и так называемый бриллиантовый грант для научных исследований сразу после лиценциата (первого уровня высшего образования).

У нас о финансовых сопроводительных пакетах к законопроекту «О высшем образовании» никто и не говорит. И вообще, о чем может идти речь, если в нынешнем году университеты особенно ощутили уменьшение государственной поддержки на научные исследования, что угрожает превратить высшие учебные заведения в своеобразные профессионально-технические училища…

- Как и везде, в образовании тоже есть свои династии, и поляки теперь сказали, что это плохо. Почему?

- Речь идет о недопустимости академических форм непотизма, то есть делает невозможным подчинение ближайших родственников друг другу. Даже если речь идет о заслуженных людях. Польский закон выбрал новые европейские ценности и новую академическую культуру управления.

Еще один шаг к европейским ценностям - это открытые конкурсы на вакантные должности.

Конкурс объявляется не только на веб-странице университета или министерства науки и высшего образования, но и параллельно на английском языке на сайтах соответствующих учреждений ЕС. В законе закреплена должность визитового профессора, а это создание благоприятных условий для открытой международной конкуренции преподавателей и ученых.

- Таким образом, Польша открывается миру. Она не только хочет увеличить количество иностранных студентов, которые приносят в университеты живые деньги, но и создает условия для конкуренции среди преподавателей, от чего некоторые из них могут и пострадать?

- Образование не может быть закрытым. Образование - это реперная точка, в которой пересекаются все артерии общественной жизни.

Эксперты по вопросам образовательной политики считают, что сегодня в Европе наиболее успешной моделью образования, и высшего образования в частности, является финская модель. Новый закон о высшем образовании в Финляндии, который ввел радикальную университетскую реформу, вступил в силу в январе 2010 года. Этот закон - один из наиболее кратких по смыслу в современной образовательной практике, потому что помещается лишь на 15 страницах, - имеет два чрезвычайно важных пункта. В частности, пункт о преподавании на английском языке, что открывает двери к интернационализации и привлечению способных студентов в финские университеты. Второй пункт - это положение о наблюдательных советах университетов, в которых их представители имеют лишь совещательный голос, а остальные члены - представители бизнеса, общественных организаций и небольшое количество представителей власти. Наблюда­тель­ный совет определяет стратегические планы университета. Если бизнес дает инвестиции в высшее образование, то он имеет право получать подготовленных специалистов. Если общественная организация борется с определенной социальной проблемой, то она должна найти пути ее преодоления с помощью университетского образования.

Польский закон о высшем образовании содержит такие же позиции. И даже больше. Поляки поручили наблюдательным советам проводить мониторинг карьеры выпускника. Вместе с тем закон позволяет вузам, которые готовят специалистов для прикладных наук и концентрируют внимание на практическом профиле, привлекать к созданию программ представителей бизнес-сектора, общественных организаций и т.п.

- Поляки верят, что эта реформа сделает их «центром мира». Каковы ваши прогнозы?

- Они уже начали реализовывать свои амбициозные цели. Меня прельстила позиция министра Барбары Кудрицкой: видеть в студенте партнера и делать ставку на развитие науки. Поляки поняли, что сегодня наука, развитие новейших технологий - стратегический резерв экономической и общественной эволюции.

На фоне раздумий о польском законе у многих просвещенцев вызывают тревогу тенденции в нашей системе высшего образования. Например, во Львове учится около 150 тысяч студентов, а это каждый год 20 тысяч выпускников. Какие рынки труда для этих выпускников во Львове? Условно - минимальные. Была серия публикаций о будничных судьбах людей с высшим образованием: от больших рынков до бесплатной стажировки в отдельных компаниях и предприятиях. А остальные - потенциальные интеллектуальные мигранты. Именно из-за нереализованности выпускников в Украине такой высокий миграционный потенциал. Хорошо, если наши выпускники едут в Киев, где более широкие финансовые возможности. Однако многие отправляются дальше - в Варшаву, Прагу, Братиславу. Я уже не говорю о трудовой миграции в Португалию, Испанию, Грецию. К величайшему сожалению, молодые люди не видят украинской перспективы.

А высшее образование и наука - это резерв государства, который даст возможность реформировать другие сферы государственной и общественной жизни. Это открытые двери на глобальные рынки. И Польша хочет стать конкурентом на мировой экономической арене именно благодаря науке, а не более дешевой рабочей силе.

Что за университет, который не проводит исследований, а если проводит - то почему они не реализовываются в экономике? Теперь Польша разрушает и этот стереотип.

- Так что мы еще имеем шанс остаться первыми в группе стран третьего мира?

- Наш последний закон о высшем образовании - это действительно шаг вперед и два шага назад. Риторика автономности наших университетов голословна, она не является ключом к академической свободе. Централизация высшего образования не отвечает ни духу времени, ни общественным запросам.

В Польше изменения ощутили все. Студенты имеют возможность реализовать свободный выбор и развивать интеллектуальные способности, этому способствуют стипендии, гранты для молодых ученых; преподаватели - получили шанс на проведение качественных научных исследований, и этому способствуют повышенные зарплаты, грантовые возможности от государства и заинтересованных инвесторов.

Спросим: какие изменения видит сегодня критическая масса украинских студентов и преподавателей после ознакомления с нашим законопроектом? Вопрос, к сожалению, риторический…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме