МАРАФОН ДЛИНОЮ В 50 ЛЕТ

Поделиться
Школьных учителей мы помним по-разному. Имена-отчества одних забываются буквально через год-другой после окончания учебы...

Школьных учителей мы помним по-разному. Имена-отчества одних забываются буквально через год-другой после окончания учебы. «Хороший педагог», «эрудит», «неплохой человек» — коротко характеризуем других, чьи фотопортреты «прописаны» в нашем выпускном альбоме. Но есть и такие наставники, о которых и в сорок, и в пятьдесят лет взахлеб рассказываем приятелям и коллегам. Именно с этими преподавателями связаны самые яркие воспоминания той беззаботной поры. Именно их по-настоящему уважали даже отпетые сорвиголовы. Именно их уроки никто никогда не прогуливал. И только их мы всегда будем называть любимыми. К этой почетной когорте (увы, не столь уж многочисленной) по праву принадлежит и учитель-методист физической культуры гимназии №32 г.Киева Игорь Иванович Козетов.

Игорь Иванович — человек незауряднейший. Сегодня он заслуженный учитель Украины, лауреат конкурса «Учитель года-2001», кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, член Олимпийской академии НОК Украины. А ведь до седьмого класса И.Козетов был освобожден от… занятий физкультурой по состоянию здоровья. Но, как известно, терпение и труд все перетрут. Упорная работа над собой, тренировки в секции гимнастики несказанно преобразили юношу. Он даже стал спортивным наставником для своих ровесников. Причем весьма и весьма успешным. Так что выбор дальнейшего жизненного пути оказался четко определен. И в 10-м классе юный гимнаст даже написал по этому поводу стихотворение, в котором были такие слова: «…лучше всех других профессия учителя!»

Нынешняя осень для Игоря Ивановича золотая — пятьдесят лет трудится он на ниве физической культуры. Почти 50000 (!) уроков провел за это время. Но главным достижением И.Козетов считает то, что сумел влюбить в свой предмет тысячи ребят. И пусть стихи, заканчивающиеся словами:

И покидая стены школьные,

Мы обещаем навсегда:

Утром — зарядка, днем — гимнастика

По наставленьям физрука,

покажутся кому-то несколько наивными и неуклюжими, но Игорь Иванович с гордостью называет их «мой орден». И побеседовав с учителем, я поняла почему.

— К сожалению, наша школа учит детей физической культуре, но не приучает к ней, — сетует Игорь Иванович. — У человека же нужно выработать потребность двигаться. Если достигнем цели, как минимум на 50% уменьшится количество болеющих ребят. И это не досужие домыслы — это доказано наукой.

Вообще само словосочетание «здоровый образ жизни» в первую очередь подразумевает движение. Минимальная дневная норма активных физических действий для ребенка — 2 часа. Во многих американских школах давно ввели полуторачасовые ежедневные занятия физкультурой. У нас же на нее выделяется 1,5 часа в… неделю!

— И это при 30 — 40-часовой классно-урочной нагрузке.

— Вот именно. В МОН говорят: перегружаем детей. Но при этом, когда речь заходит о физической культуре (которая, безусловно, может существенно компенсировать эту перегруженность), на нее почему-то выделяется минимум учебных часов, денег, составляется самое неудобное расписание уроков.

Древние греки, когда хотели охарактеризовать маргинала, говорили: «Он ни читать, ни плавать не умеет», вполне резонно считая, что нагружать мозг и тело необходимо одинаково. А в наши дни пропаганда здорового образа жизни, увы, отошла даже не на второй, а на какой-то совсем далекий план. На телеэкранах — боевики, «ужастики», бессмысленная реклама. Словом, все что угодно, только не разговор о здоровом образе жизни, о доступных взрослым и детям физических упражнениях, об опыте интересных активных занятий и игр, способствующих укреплению организма. Да еще и школа своим невниманием к физической культуре вносит посильную лепту в этот деструктивный процесс. Спрашивается, откуда возьмутся у нас «греческие» красавицы и красавцы?

Некоторые считают (в том числе и Николай Амосов): хотя бы 30 минут в день физической нагрузки — и вы «убежите» от инфаркта. Все правильно. Но разве здоровье человека — только здоровая сердечно-сосудистая система? А стройная фигура? Осанка? Свободные красивые движения? Легкая походка?..

— Но если даже школа не в состоянии выработать у человека потребность вести активный образ жизни, то как быть?

— В том-то и дело, что очень даже в состоянии. Это сегодня наша школа лишь знакомит ребят с тем, что такое физическая культура: за мизерное время, выделенное на предмет, достичь большего практически нереально. А у государства на увеличение количества уроков физвоспитания якобы нет денег. Но ведь находятся они, чтобы ввести колоссальное количество других предметов. На тот же иностранный язык в иных спецшколах выделяют 9 (!) часов в неделю. Никто не отрицает ценность лингвистических познаний, особенно сегодня. А ведь и уроки физкультуры могут (и должны!) давать не менее необходимые знания. К примеру, мальчик после занятий до изнеможения гоняет в футбол. Девочка до «не могу» прыгает на скакалке. Какая от этого кому польза?

— Игорь Иванович, но, если не ошибаюсь, закон Украины «О физической культуре и спорте» предусматривает три обязательных урока физкультуры в неделю. Вы же говорите только о двух.

— Совершенно верно. Есть эти третьи уроки и в школьных программах. Но министерство спускает сетку часов, где на неделю предусмотрено два урока физкультуры и один на «Безопасность жизнедеятельности». Что делают директора школ? Берут на «Безопасность…» человека и он читает детям лекцию: «Вы будете здоровы, если будете много двигаться». А ребята в это время сгорбившись сидят за партами.

— Исходя из всего сказанного вами, вывод один: нужно срочно увеличить количество уроков физкультуры.

— И никак иначе. Третий урок физкультуры в неделю необходим как воздух. И вот почему. Детям нужны не только знания и умения, но и выработка привычки к систематическим тренировкам. Все это формируется годами постоянных, в достаточном объеме занятий. Между тем нынешние уроки физкультуры имеют только инструктивную ценность, поскольку развить большинство физических качеств можно лишь тренируясь не реже, чем через день. Только тогда уроки физкультуры будут иметь двойной эффект — физиологический, с одной стороны, и инструктивный, педагогический или образовательный, с другой. Но на сегодняшний день в девяносто пяти случаях из ста функциональной пользы уроки физкультуры не приносят. Организм до следующего занятия попросту успевает «забыть» полученную на предыдущем уроке нагрузку.

— Тем не менее первый урок во всех школах страны пройдет под жизнеутверждающим девизом «Здоровье детей — здоровье нации»…

— Я бы не стал иронизировать по данному поводу. Напротив, считаю, это — добрый знак, свидетельство того, что мы начинаем понимать непреложные истины.

— Лично меня вы на все сто убедили в необходимости третьего урока физкультуры. Но в то же время вы сами утверждали: в нашем государстве не культивируется здоровый образ жизни. Какие еще, на ваш взгляд, нужно сделать шаги, чтобы подтянутыми и спортивными стремились быть как можно больше молодых украинцев?

— Конечно, мой предмет — не просто урок. Он без внеклассной работы теряет не 50, а все 90 процентов своей полезности. Поскольку все выученное на уроке должно иметь логическое продолжение. Раньше за внеклассную работу платили полторы ставки. Это давало возможность, в частности, проводить по нескольку соревнований — внутришкольных, межшкольных — в неделю. Сейчас же за внеклассную работу я получаю 3 грн. 80 коп.

— В час?

— В месяц! Но все равно, даже не получая соответствующей оплаты, все учителя физкультуры перерабатывают. Проблема, увы, не только в этом. Согласитесь, для занятий физкультурой и на уроках, и во внеурочное время нужна хорошая спортивная база. Поскольку лаборантов у нас нет, все заботы по ее поддержанию ложатся на плечи учителя. Много ли он один, да еще и в нынешней финансовой ситуации, может сделать?

Что же касается первоочередных шагов, то качественный скачок немыслим и без изменения принципа оценивания учеников на уроках физкультуры. Ведь не секрет, что у многих детей появляется стойкое неприятие этого предмета. Вроде и нормативы у нас достаточно низкие, но большинство детей слабые, плохо развитые физически, мало двигаются и, как результат, не дотягивают до позитивной оценки. Отрицательный же балл влияет на ребят крайне негативно.

Скажем, в старших классах на удовлетворительную отметку нужно подтянуться восемь раз. Для ребенка это недостижимо. Значит, следует оценивать прирост результата. Сегодня подтянулся один раз, в конце четверти — два. Осилил — получи высший балл. Чтобы был прирост, нужно поработать, а раз работаешь — делаешь самое главное. Для физкультуры ведь важен не результат, а сам процесс.

— Игорь Иванович, вы 50 лет работаете в школе. С точки зрения учителя физкультуры, ваши первые воспитанники очень отличались от сегодняшних?

— Теперь все говорят об экологическом кризисе. Не спорю, он отнюдь не позитивно влияет на нынешних ребят. Но главное — дети стали намного меньше двигаться. Появились телевизоры, компьютеры, за которыми школьники сидят часами. Все это, на мой взгляд, гораздо губительнее для растущего организма, нежели проблемная экология. Помните, раньше подростки постоянно играли на стадионах, спортплощадках. Сегодня большинство из них застроили, а стадионов осталось мало, да и те заброшены. В прошлом прекрасные футбольные поля нынче пустуют. Почему сегодняшние дети физически не активны? Ответ все тот же: нет навыка к движению.

Как правило, физкультуру меньше всех любят отличники. И ничего в этом нет удивительного: он потому и отличник, что беспрерывно сидит, корпя над учебниками. В итоге в 40 лет он уже не может эффективно и плодотворно работать, заимел «букет» болезней и попросту не в состоянии реализовать свои знания — не хватает здоровья… Не зря же ведь говорят: «В здоровом теле — здоровый дух».

— Интересно было бы узнать ваше мнение об уроках футбола.

— Сам я не приверженец этого вида спорта…

— Простите, что перебиваю: а не ревность ли гимнаста в вас говорит?

— Думаю, все же преподаватель физкультуры. Но в принципе футбольное начинание поддерживаю. Ведь 50% любого урока — общая физическая подготовка. А это — несомненная польза. Но проблема в том, что не все дети любят футбол. Поэтому было бы здорово, если бы подобную инициативу проявили все федерации. Представьте, один день — баскетбол, в другой — гимнастика, затем — плаванье, спортивные игры, легкая атлетика, а по воскресеньям — туризм. Вот это я понимаю!

— Согласна. Но это пока в идеале. А каким, по-вашему, должен быть удачный урок физкультуры?

— Урок, который проводят сами дети. Это, на мой взгляд, настоящая победа учителя. Поскольку, если ребенок умеет организовать урок физкультуры, значит, он наверняка ею занимается.

— Игорь Иванович, скажите честно: за полвека работы учителем вас еще не замучили сорванцы и непоседы? Не устали преодолевать трудности последних лет?

— К счастью, не устал. И пока буду полезен, буду работать.

P.S. Впрочем, энергичность и огромное жизнелюбие моего собеседника не оставляли никаких сомнений, что ответ будет именно таким.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме