Иван Вакарчук |
В своем интервью нашему еженедельнику министр образования и науки Украины Василий Кремень («ЗН» №16, 2002 г.), в частности, рассказал о перспективе введения системы тестирования, которая будет использоваться для зачисления молодежи в вузы на основе единого экзамена (выпускной приравнивается к вступительному). Конечно, такие серьезные изменения невозможны без предварительной самой широкой дискуссии в образовательных кругах.
Недавно в Киеве по инициативе Международного фонда «Відродження» прошла конференция «Внешнее тестирование в системе образования Украины: опыт, проблемы, перспективы». Мы попросили одного из ее участников, ректора Львовского национального университета имени Ивана Франко, профессора Ивана Вакарчука поделиться своими мыслями о создании системы внешнего единого тестирования в Украине.
— Иван Александрович, Львовский национальный университет уже десять лет тестирует своих абитуриентов. Вы впервые в Украине радикально изменили парадигму поступления в высшие учебные заведения. Что побудило к этому?
— Прежде всего наша система тестирования призвана (в конце концов, как и повсюду, где такие системы существуют) обеспечивать принцип равных возможностей, социальной справедливости, прозрачности поступления в высшие учебные заведения. Вместе с тем тестирование является прогрессивной технологией образовательных реформ, в частности способствует демократизации образования. Ведь при тестовых испытаниях гарантирована объективность: способный студент никогда не останется вне стен университета.
— Как выглядит технология тестирования во Львовском национальном университете?
— Вступительные тестирования по различным предметам проходят в разные дни. В зависимости от конкурсной ситуации на факультете или по отдельной специальности на протяжении предыдущих лет абитуриенты проходили испытания по двум или трем предметам: по профилирующему, украинскому языку и литературе, а на отдельные специальности — по третьей дисциплине, зависящей от выбранной специальности. Задание по каждому предмету содержит 30 тестовых вопросов. Эта схема сохраняется и сегодня.
За годы проведения тестовых вступительных испытаний предметная комиссия по каждому предмету (украинский язык и литература, математика, биология, химия, география, история Украины и всемирная история XX ст., английский язык, немецкий язык, французский язык, испанский язык, основы правоведения, физика, русский язык и литература) пополняла и совершенствовала базу данных. Сегодня база данных по каждой дисциплине содержит от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч вопросов и ежегодно обновляется. Вопросы сформулированы по разделам в зависимости от тематики и критерия оценки и опубликованы в сборниках тестовых заданий, которые ежегодно переиздают с дополнениями, внесенными в базу.
Непосредственно перед проведением тестирования компьютерная программа формирует такое количество вариантов билетов, чтобы абитуриенты в одной аудитории выполняли различные задания. Все варианты заданий перед тестированием подписывает председатель соответствующей предметной комиссии и утверждает ректор собственноручно.
Каждый абитуриент после каждого вступительного испытания знает не только свой результат по каждому заданию в билете, но и место в общей рейтинговой таблице. В ней, кроме набранных баллов, указано, кто из абитуриентов поступает вне конкурса, имеет целевое направление или рекомендован к зачислению еще до начала вступительных испытаний. Такая прозрачная система проверки, оценки и объявления результатов позволила избежать недоразумений, связанных с оцениванием знаний, конкурсной ситуацией и тому подобное. Так, на вступительных испытаниях в 2001 году абитуриенты выполнили 10875 тестов, на апелляцию было подано 318 заявлений, приемная комиссия повысила балл в шести работах, что, как правило, было связано с неаккуратностью заполнения талона ответов абитуриентом.
— Интересуются ли вашим опытом тестирования поступающих другие высшие учебные заведения Украины? Вообще, какой была реакция просвещенческой общественности на львовское ноу-хау?
— Наш опыт позаимствовали Национальный университет «Киево-Могилянская академия» и Черновицкий национальный университет имени Юрия Федьковича. Кроме того, мы бесплатно передали Волынскому государственному университету имени Леси Украинки, Ужгородскому национальному университету и Луцкому государственному техническому университету соответствующие полное программное обеспечение и документацию.
В течение последних лет в университете прошли «круглые столы» с участием представителей областного, городского, районных управлений образования, директоров школ, учителей, методистов, где обсуждались вопросы тестовых вступительных испытаний, содержание тестов, анализировалось их соответствие школьным программам. Просвещеченская общественность на всех встречах единодушно подтвердила: система тестовых вступительных испытаний наиболее объективно отображает уровень готовности абитуриента для обучения в университете по выбранной специальности, а содержание тестов полностью соответствует школьным программам.
— Иван Александрович, вы подтвердили свою готовность передать функцию тестовых испытаний абитуриентов Центру тестирования и поддержали идею введения в Украине системы единого внешнего тестирования. Чем лично вы мотивируете целесообразность такого очередного радикального изменения?
— Видимо, есть пространство для улучшения технологического обеспечения процедуры тестирования и обработки его результатов, необходимо также работать над усовершенствованием самих тестов. На мой взгляд, именно специализированный институт, например, Центр тестирования, должен был бы работать над разработкой совершенной технологии тестирования и нарабатывать базу качественных стандартизированных тестовых заданий. Кроме того, не забывайте, что основная миссия университета — организация и обеспечение учебного процесса, забота о высоком качестве обучения студентов. Важно и то, что при введении единого внешнего тестирования в равные условия будут поставлены не только выпускники средних школ, но и высшие учебные заведения.
Еще, по моему мнению, сегодня в системе высшего образования мы наблюдаем ряд нежелательных тенденций. В частности, процесс регионализации, когда в областных центрах в основном учатся выпускники школ области и небольшой процент выпускников школ региона. Только столичные высшие учебные заведения ввиду очевидных причин смогли этого избежать. Считаю, что единое внешнее тестирование внесет коррекции и естественным образом отрегулирует эти процессы, и мы возвратимся к модели, когда абитуриенты будут связывать свою дальнейшую судьбу с теми высшими учебными заведениями, которые имеют крепкие образовательные традиции, хорошо известные научные школы, а также гарантируют высокое качество обучения.
— Каковы ваши рекомендации по введению внешнего единого тестирования в систему образования Украины?
— Вне всякого сомнением, этот процесс должен осуществляться постепенно. Прежде всего мы должны иметь законные основания на проведение эксперимента. Так происходит во всем мире, поскольку единое тестирование относится к плоскости образовательной политики. Скажем, в отдельных постсоветских странах такое политическое решение принимали на уровне администраций президента, в других (например, в России) — на уровне министерств образования.
Систему внешнего тестирования нужно продумать до деталей, даже, на первый взгляд, незначительных. Ведь за результатом, в буквальном смысле, стоит судьба человека. В частности, наверное, должна существовать возможность нескольких попыток прохождения тестирования.
Вместе с тем нужно учесть определенное противоречие. Главной целью выпускных школьных экзаменов является сертификация достигнутых результатов ученика, а целью вступительных испытаний — отбор абитуриентов для получения высшего образования. Понятно, эти разные цели сказываются на экзаменах. Поэтому важной задачей будет создание соответствующих по структуре и содержанию тестов.
Вместе с тем, внешнее единое тестирование должно стать только инструментом объективной оценки знаний выпускников школ. Установление же правил отбора абитуриентов должно остаться прерогативой высших учебных заведений.