В украинских школах закончился очередной учебный год. Из-за непродуманных решений руководителей отечественного образования выпускники вынуждены были работать как стахановцы: в течение последнего учебного года осилили программы двух лет обучения; второпях отбыли праздник последнего звонка и итоговую аттестацию и, не успев отоспаться после выпускных, помчались на внешнее оценивание…
Вместе с тем на ниве украинской школы пожинали щедрый урожай. Урожай золотых и серебряных медалей. Согласно данным, поступившим в Центр тестовых технологий и мониторинга качества образования из областных органов управления образованием, по результатам 2011/2012 учебного года в Украине почти 23 тысячи вчерашних учеников получили золотые и серебряные медали за успехи в обучении. Иначе говоря, с медалью - каждый десятый-одиннадцатый выпускник, а в некоторых областях даже каждый восьмой, а то и седьмой. Остается только поздравить работников образования с таким своеобразным «урожаем». Однако действительно ли есть основания для поздравлений?
Каждый человек, так или иначе связанный с украинской школой, знает о ее проблемах. Хроническое недофинансирование, мизерные зарплаты педагогов, постоянные проблемы с учебниками, устаревшая материальная база, вечное собирание родительских средств, бесконечные реформы и увеличение нагрузки на учеников… И при всех этих неурядицах за последние два года количество выпускников школ, получивших отличия по результатам обучения, увеличилось почти вдвое. Вместе с тем едва ли не каждый, кто имеет хотя бы наименьшее отношение к «медальному урожаю», понимает, что подавляющее большинство золотых и серебряных отличий - липовые.
Об этом красноречиво свидетельствуют цифры. Если сравнить количество медалистов в этом году с соответствующим показателем за 2008/2009 учебный год, то увидим, что отличников сейчас вдвое больше. Думаете, старшеклассники начали лучше учиться? Или, может, «образовательные реформы», о которых так навязчиво толкуют нам в течение последних двух лет, принесли результаты?
На самом деле ларчик открывается очень просто. В 2010 году Министерство образования и науки ввело порядок, согласно которому во время вступления в высшие учебные заведения начал учитываться средний балл аттестата об общем среднем образовании. И если у новоиспеченного выпускника медаль, то понятно, что оценки в его аттестате - самые лучшие. Соответственно, и средний балл, который необходимо предоставить приемной комиссии университета, будет высоким. А потому такой абитуриент получает преимущества перед теми, кто медали не получил. Хотя ни золотая, ни серебряная медали в украинских условиях давно не являются показателями реального уровня знаний и отношения к обучению большинства молодых людей, которые их получают. Это подтвердилось на прошлогоднем внешнем независимом оценивании, когда чуть ли не каждый второй медаленосец получил за тестирование меньше 160 баллов. Думаем, много могут рассказать об «успехах» вчерашних медалистов и преподаватели высших учебных заведений.
Проанализировав ситуацию, можно сделать еще несколько «открытий», к сожалению, подтверждающих липовый привкус медального золота. В частности, наиболее стремительно растет количество медалистов в регионах, где преобладает городское население. Некоторые решат, что обусловлено это низким уровнем сельского образования. На самом же деле результаты внешнего оценивания в течение последних пяти лет демонстрируют довольно незначительную разницу между уровнем знаний учеников сельских и городских школ, особенно по предметам гуманитарного цикла. Следовательно, срабатывают другие факторы: родительский и учительский. Общеизвестно, что во многих школах еще в начале последнего, решающего, учебного года родители выпускников (в сущности, нередко при потакании отдельных учителей) разрабатывают целые схемы, как заработать нужные оценки. Не брезгуют ничем: от банальных конвертов с деньгами придирчивым педагогам до перевода своего чада в «более слабую» школу, на фоне учеников которой будущий липовый медалист сразу «вырывается вперед». А если объединить оба метода, вожделенное золото, можно сказать, неизбежно.
Интересным является также соотношение тех, кто получил золотые и серебряные медали. Как правило, золотые медали (и это наблюдается практически во всех регионах) получают втрое, или даже вчетверо больше детей, чем серебряные. Логично объяснить такое несоответствие сложно, ведь золотой медалью, считается, награждают выпускников за «высокие достижения в обучении», тогда как серебряной за просто «достижения». Что же это за планка такая, что ее легче максимально превысить, чем просто «допрыгнуть»? А если серебряная медаль дается просто за «достижения в обучении», то как охарактеризовать результаты других выпускников? Очевидно - «никаких достижений». Недаром в социальных сетях, где активно общаются старшеклассники, «высокие достижения» неразрывно связывают с высокой ценой, которую надо за них заплатить.
Кстати, в школе времен СССР, откуда к нам и перешла практика награждения медалями, ситуация была совсем другой. Так, количество награжденных золотыми и серебряными медалями после окончания общеобразовательных учебных заведений составляло от 1 до 1,8% от общего числа выпускников. А в 1975 году, когда только 47% медалистов в ходе вступительных экзаменов в высшие учебные заведения подтвердили свои высокие оценки, в образовательных кругах вспыхнул грандиозный скандал… В независимой Украине информацию о том, как поступают в университеты медалисты, найти невозможно. Чиновничеству очень невыгодно ее делать достоянием гласности. Ведь тогда липовый привкус школьного серебра и золота станет еще более ощутимым.
В обществе уже тоже смирились, что школьная медаль - это своеобразная игрушка для взрослых: родителей, отдельных педагогов, инспекторов образования и начальников. Первым эта игрушка нужна, чтобы устроить свое чадо в престижный университет и удовлетворить собственные амбиции, а остальным - чтобы улучшить имидж школы, получить хорошие отзывы от начальства и, возможно, выбить себе неплохую доплату к мизерной зарплате. И мало кого интересует, что вместе с медалистами в вузы будут пытаться пробиться многие не менее талантливые и способные их ровесники, которые по разным причинам медаль не получили. И потому соревноваться за реализацию своего конституционного права на доступ к высшему образованию вынуждены в неравных условиях. Одно дело, если ребенок и в самом деле учился весьма старательно. А если получение медали зависело исключительно от родителей, от толщины их кошелька и умения договариваться? Вот и хотелось бы по результатам двухлетнего «реформирования» этой стороны образования спросить его инициаторов: а вы ощущаете липовый привкус нынешних школьных медалей?
В 1945 году, когда в СССР впервые состоялось награждение выпускников школ медалями, эти награды делали из золота 583-й и серебра 925-й проб. В независимой Украине медали изготавливаются из томпака (монетной бронзы) и нейзильбера. Но беспокоит не снижение денежной стоимости медалей. Беспокоит то, что они стали разменной монетой в коррупционных игрищах ряда просвещенцев и многих образовательных чиновников. Потому следует ли ставить в зависимость от символа, который давно потерял ценность и имеет липовый привкус, судьбы тех, кто только начинает самостоятельную жизнь?