Классный журнал на продажу, или Как министр образования вернул коррупцию в школы

4 июня, 2010, 14:39 Распечатать

Как свидетельствуют ответы, полученные на запрос редакции журнала «Вісник ТІМО», разосланный в ад...

Придя на пост министра образования и науки Д.Табачник инициировал новые правила поступления в вузы. Теперь, в отличие от предыдущих лет, наряду с результатами ВНО будет учитываться и средний балл школьного аттестата, пересчитанный по 200-балльной шкале. Многие тогда высказали мнение, что это вернет коррупцию в школу. И действительно, на нововведение украинские школы отреагировали незамедлительно. Как свидетельствуют ответы, полученные на запрос редакции журнала «Вісник ТІМО», разосланный в адрес крупнейших фирм—торговцев школьными принадлежностями, за март—май 2010 года продажа классных журналов в Украине увеличилась на 23—30% в сравнении с аналогичным периодом 2009 года. Факт удивительный, поскольку, во-первых, в связи с общим ухудшением демографической ситуации количество учащихся в 2011 году уменьшится, а во-вторых, подобные закупки школы, как правило, делают перед началом учебного года, а не в конце. Таким образом, увеличение количества продажи этого школьного атрибута можно расценивать как попытку многих школ переписать классные журналы предыдущих лет с тем, чтобы искусственно поднять средний балл аттестата, ставшего теперь зачетным при поступлении в вузы.

— Какие у вас были основания для рассылки подобных запросов? — с этого вопроса началась беседа журналиста «ЗН» с руководителем проекта журнала «Вісник ТІМО» Виктором ГУДЗИНСКИМ.

— С октября прошлого и по март нынешнего года по инициативе редакции журнала «Вісник ТІМО» было проведено «Мониторинговое исследование качества системы формирования контингента студентов вузов Украины на основе ВНО абитуриентов». Для того чтобы получить результат, мы объединили базу данных УЦОКО (а в 2009-м на ВНО зарегистрировались 460710 абитуриентов) с результатами онлайн системы «Вступ», а также разослали приглашения принять участие в исследовании 70 вузам, попросив предоставить данные о сдаче первой и второй сессий первокурсниками. К большому сожалению, откликнулись только 25 из них. Тем не менее для исследования этого было достаточно.

Мы предложили показатели, по которым, во-первых, можно измерить качество системы поступления в вузы, а, во-вторых, сравнивать его каждый год. Нас интересовало, насколько средний балл школьного аттестата и результаты ВНО позволяют прогнозировать успешность обучения в вузе.

Как раз в это время Д.Табачник, став министром науки и образования, предложил учитывать средний балл аттестата. Согласно нашему исследованию, если к результатам ВНО прибавить средний балл аттестата, то по большинству предметов и направлению подготовки это действительно дает возможность лучше прогнозировать дальнейшую успеваемость в вузе. С одним нюансом — если никто не будет пытаться корректировать средний балл аттестата. В последние три года школьный аттестат стал достаточно объективным, поскольку не было необходимости его корректировать.

После нововведения министра у нас возникло сомнение: а как на новые правила поступления в вузы отреагируют школы? Поэтому мы разослали запросы в организации, торгующие классными журналами. И выявили тенденцию — закупки классных журналов увеличились.

Так, например, ООО «Веста» — одно из трех крупнейших торговцев школьными принадлежностями — ответило официальным письмом: «На ваш запрос сообщаем, что в марте—апреле 2010 года продажа классных журналов увеличилась на 23% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Директор В.С.Онищенко».

Информация подтверждается и другими источниками — действительно, с целью повышения среднего балла аттестата классные журналы в этот период активно переписывались.

Учет среднего балла аттестата — это хорошо и правильно, но при условии, что невозможны коррекции и подтасовки. К чему приведет нынешняя ситуация, мы узнаем только в следующем году, поскольку надеемся опять провести сравнительное исследование.

У нас есть интересный документ по Харькову. Все школы города мы выстроили по рейтингу — результаты государственной итоговой аттестации (ГИА), то есть то, как школа сама себя оценивает; рядом оценка ВНО и коэффициент разницы между ними. Картина, которую мы получили, в некоторых местах доходит до абсурда. К примеру, школа, стоящая на первом месте по ГИА, находится на 98 месте по ВНО. Это абсолютно недопустимое явление. Разница не должна бы превышать 20%, а она доходит до 200—300. В этом году ситуация может стать еще хуже, потому что результаты будут активно подтасовываться.

— Какие еще тенденции зафиксировало ваше исследование?

— Мы исследовали, насколько система поступления в вуз на основе ВНО обеспечивает равный доступ к высшему образованию представителям разных социально значимых групп (по месту проживания, гендерному признаку, году окончания среднего образовательного учреждения и т.д.).

Так, Д.Табачник говорит, что у нас неравный доступ по языкам. А наше исследование показало, что успешность абитуриентов, сдававших тесты на украинском языке, на 10—11% выше, чем у тех, кто сдавал тесты на русском. Причем, что интересно, эта успешность выше, например, в Луганской области. А во Львовской, наоборот, — у тех, кто сдавал на русском языке. Это говорит о том, что есть какие-то другие факторы, например, двуязычие, общий интеллектуальный уровень. Так или иначе, но цифры по каждой области показывают, что языковой проблемы нет.

Например, в целом по Украине женщины намного опережают мужчин при поступлении в вузы (60,46% и 53,52% соответственно). Можно говорить о том, что принцип обучения построен на заучивании материала. И в этом девочки всегда были впереди, они более усидчивы. Тенденция справедлива для всех областей Украины.

Наше исследование также наглядно показало катастрофу инженерных наук в Украине. На эти специальности приходят случайные люди, не поступившие в другие вузы. В нынешнем году ситуация будет еще хуже, потому что сняты ограничения снизу. Грубо говоря, можно будет принимать студентов вообще с нулевой оценкой. На сегодняшний день вузы имеют 860 тысяч лицензированных мест. Сдающих ВНО будет немногим более 400 тысяч, а поступающих — еще меньше. Понятно, что каждый подающий заявление в вуз где-нибудь да найдет себя. Инженерные науки при этом остаются самым крайним вариантом, на что нужно немедленно обратить самое пристальное внимание. Это катастрофа всего производства, промышленности, полный отрыв системы обучения от заказчика, работодателя и т.д.

— Ваши исследования могли бы способствовать формированию госзаказа?

— Конечно, могли бы. И мы на это очень рассчитываем. Но сейчас для нас самое главное понять: если потеряется такое явление, как ВНО, то потеряется самое главное — мерило, линейка.

— Почему вы говорите о том, что оно может потеряться?

— Потому что сначала вводится учет среднего балла аттестата по шкале 200. То есть ВНО уже на одну треть приравняли к среднему баллу аттестата. Теперь планируют вводить некие, на мой взгляд, непонятные формы вступительных экзаменов. И это еще больше ослабит роль и влияние ВНО.

— То есть вы хотите сказать, что учет среднего балла аттестата — это попытка дискредитации ВНО?

— Это, скорее, не умышленная дискредитация, а попытка учитывать требования при отборе своего студента. Но только это бессмысленно при условии, что вузов у нас 350 (во Франции — 71) и лицензированных мест 860 тысяч при наборе, скажем, 300 тысяч. В таких условиях дополнительный отбор не имеет смысла. Если бы желающих поступить было больше, чем лицензированных мест, тогда нужны были бы какие-то дополнительные критерии отбора, чтобы каждый вуз мог отобрать своего студента. В нынешней ситуации все это может превратиться исключительно в отъем денег у родителей. По логике, правила, условия и программы приема должны объявляться в начале учебного года, чтобы будущий выпускник знал, как ему готовиться. Во многих странах мира запрещено вносить изменения в условия поступления в вузы и в порядок проведения вступительных тестов после начала учебного года. А у нас вдруг решили сертификаты прошлых лет принимать наравне с нынешними. Это, может быть, неплохо, но исказит картину приема, потому что правила менялись.

* * *

Что все-таки даст украинской системе высшего образования учет среднего балла школьного аттестата?

По мнению Игоря Ликарчука, директора Украинского центра оценивания качества образования, это приведет к определенному неравенству среди поступающих в вузы, поскольку каждая школьная оценка субъективна. Так, в прошлом году, когда результаты ВНО засчитывались как результаты итоговой аттестации в школе, 50% медалистов Киева (а в некоторых областях — 70%) во время тестирования своих результатов не подтвердили.

— Предложить нашему обществу систему, которая создавала бы равные условия при поступлении, было очень нелегко, — считает Игорь Леонидович.. Попыток дискредитировать ВНО со стороны части общества, имеющей деньги и связи, немало, и они будут продолжаться. Например, на сегодняшний день я нашел в Интернете 12 сайтов, продающих якобы ответы к тестам. Некоторые из них обещают дать ответы за сутки до начала тестов. При этом предупреждают о том, что это незаконно. Один из сайтов имеет украинский домен, но зарегистрирован в Италии. Кто за этим стоит, мы не знаем. Но это абсолютный лохотрон.

— Не направлена ли кампания с введением среднего балла аттестата на дискредитацию ВНО?

— Действительно, нет ни одной страны в мире, где поступление в вуз проводилось бы только по результатам ВНО. Но подходы к этому могут быть очень разными. В одной из европейских стран, скажем, при поступлении в вуз учитываются результаты ВНО. Но если у нескольких абитуриентов равные оценки, то приемная комиссия делает запрос в средние учебные заведения об их учебных достижениях за несколько последних лет. На основании этих данных и принимается окончательное решение.

Есть методика, по которой внешние экзамены приравниваются к оценке аттестата. Я бы сказал, что у нас идет поиск каких-то оптимальных путей совершенствования вступительной кампании в вузы. Но надо отметить, что в истории украинского образования это уже четвертая попытка учитывать средний балл школьного аттестата. Три предыдущих имели место в СССР, и от них отказывались, потому что это приводило к росту количества позитивных оценок, медалистов и злоупотреблений.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно