Легкие задачи НМТ - это политическое решение. Государство не хочет видеть реальные результаты

ZN.UA Эксклюзив Обновлено
Поделиться
Если бы тесты показали реальный уровень знаний, это вызвало бы общественный резонанс.

Национальный мультипредметный тест (НМТ) все больше отходит от начальной реформы ВНО и не в лучшую сторону. В частности, НМТ из точного мерила знаний превращается в политический инструмент, пишет редактор отдела образования и науки ZN.UA Оксана Онищенко в статье "ВНО в заложниках популизма: как политические решения расшатывают систему".

Автор отмечает, что тесты НМТ упрощаются, пороговый балл и оценки устанавливаются иначе. В тестах больше нет открытых вопросов, где нужно выразить и аргументировать свое мнение и показать способ решения задачи. Сегодня большинство заданий УМТ требуют просто поставить крестик напротив правильного ответа. В то же время минимальный проходной балл очень низкий - 15% от общего результата. То есть для теста по математике достаточно правильно выполнить пять заданий из 22, а по украинскому языку или биологии - семь из 30. И это при том, что в заданиях и так легкие задания по выбору правильного ответа.

"Часть этих изменений можно объяснить объективными факторами: война, необходимость быстрых и гибких решений. Однако другая часть — значительно глубже и тревожнее: это постоянные попытки отщипнуть кусочек от ВНО — освободить от него часть поступающих и использовать тестирование для решения социальных проблем. На первый взгляд, качество НМТ — это об образовании. Но на самом деле это — политический вопрос", - пишет автор.

Как отмечает Онищенко, как только задания УМТ станут сложнее и покажут реальную картину знаний украинских детей, общественного резонанса не избежать. А большинство тех, кто провалит тест, обвинит не свой уровень знаний, а Украинский центр оценивания качества образования и УМТ. Кроме того, добавляет автор, возмутятся школы, ведь им придется оправдываться за неудовлетворительные результаты. А общество спросит, где же все реформы, о которых годами рассказывают?

"Неудобно будет и перед международными спонсорами — почему не сработали все те проекты и программы, которые они финансировали? В отчетах за гранты все же вроде бы в порядке. Недовольны будут и университеты — они потеряют студентов. А если власть все же сможет собрать политическую волю в кулак и показать реальную картину качества знаний, с этим надо будет реально что-то делать: менять программы и учебники, иначе готовить учителей, проводить серьезную аналитическую работу — искать причины", - добавляет Онищенко.

А для реальных изменений нужны профессионалы в Министерстве образования и науки и в командах реформ. Кроме того, нужно провести общественные обсуждения и изменить государственную политику. И что не менее важно, надо быть готовыми к принципиальным решениям, которые могут быть непопулярными. Однако, добавляет автор, гораздо легче упростить тесты.

"Низкий порог "сдал/не сдал" в НМТ — это тоже пример политического решения. Оно показывает, сколько студентов государство хочет набрать в университеты. Потому что чем ниже пороговый балл, тем больше абитуриентов смогут принять участие во вступительной кампании. И это означает, что даже некачественные вузы смогут сохранить финансирование и не будут спешить с болезненными процессами реорганизации. Потому что всегда смогут подобрать абитуриентов с низкими баллами, которые не прошли серьезный отбор в ЗВО с хорошей репутацией. Тем более будут еще дополнительные вступительные кампании — и зимняя, и, возможно, даже весенняя, как сказал Оксен Лисовой на часе вопросов к правительству. И это означает, что в этом вопросе государство умывает руки относительно своей регуляторной функции — согласовывать потребности рынка труда и подготовку специалистов", - добавляет Оксана Онищенко.

По ее мнению, нельзя упрощать и примитизировать тесты НМТ. Нужно держать планку там, где ее можно держать. Потому что НМТ - это не только о качестве образования, но и о качестве страны.

Напомним, ранее Оксана Онищенко объясняла - результаты нынешнего НМТ показали, что в украинской школе формируется тонкий слой сильных учеников и значительно более широкий пласт тех, кто не владеет даже базовыми знаниями. Математика традиционно становится главным символом образовательного кризиса. И это системная проблема, которая наблюдается не первый год и не только на ВНО.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме