По роду своей работы мне приходится регулярно консультировать бизнесменов, которые хотят получить в Штатах среднее или высшее образование, окончить аспирантуру или обучить своих детей в американских учебных заведениях. После пяти лет общения с ними я подвела некоторые итоги, дающие возможность понять, кто и зачем едет в Штаты учи-ться. Результаты оказались довольно интересные.
Из бывшего Союза в Штаты, да и в Западную Европу на учебу едут, преследуя обычно одну из трех целей: спрятаться от посягательств мафии (вариант — способ остаться в дальнейшем в Америке), получить хорошие знания или просто приобрести «бумажку», то бишь диплом.
Поскольку деловым людям, успешно ведущим бизнес, к сожалению, не миновать взаимоотношений с рэкетирами (как «спокойно» мы теперь об этом говорим — привыкли!), они тревожатся за жизнь и здоровье своих детей. Выходом из этой страшной ситуации, когда за деловые проблемы отцов расплачиваются дети, многие видят в том, чтобы отправить их в американские школы-интернаты, хотя стоимость обучения там очень высока — до 20 тысяч долларов в год.
В отличие от советских школ-интернатов, предназначенных в основном для обездоленных детей или детей-сирот, американские школы-интернаты (они называются school with boarding) — престижные, элитарные школы, где учатся дети очень богатых и образованных людей. Когда говорят о высоком уровне образования в Америке, прежде всего имеют в виду выпускников именно частных школ — тех, кто составляет гордость общества.
В Союзе всегда боялись существования элитарных школ, объясняя это тем, что они, мол, воспитывают у своих выпускников высокомерие по отношению к «простым» людям. Но в последние годы и там осознали, что если нет элиты, то и средний уровень культуры и образования в обществе в целом резко падает.
Исчез запрет на элитарные школы — и за два-три года в России, на Украине и в других бывших республиках Союза открылись отличные учебные заведения (как бы они ни назывались — лицеи, гимназии или просто школы), где работают лучшие учителя, где в классах по 15 учеников, где детей обучают нескольким иностранным языкам, где имеются великолепные лаборатории, а этикет и танцы — обязательные предметы. Я знаю несколько таких школ в Москве, Петербурге, Киеве, Новосибирске, Кемерове.
Но если все же необходимо отправить детей из родного дома как можно дальше, то, конечно, пребывание их в хорошей американской частной школе, где действительно дают прекрасное образование и воспитание, — это лучший выход. Американские частные школы охотно принимают наших школьников, если только у них достаточно хорошее знание английского. Как правило, школьникам из бывшего СССР даже не предлагают сдать вступительный экзамен по математике — знают, что этим предметом они всегда хорошо владеют.
Я разговаривала с директорами нескольких американских частных школ, где учатся ребята из СНГ. Нашими школьниками очень довольны. Ребята много знают, лидируют в учебе. Правда, все мои собеседники отметили, что эти дети любят пользоваться шпаргалками, а в Америке такой обман — серьезный проступок, который довольно сурово карается. Но это, конечно, нельзя считать серьезной претензией.
Если учащийся частной школы имеет блестящие академические успехи, школа иногда сама (или с помощью частных фондов) предоставляет ему частичную оплату стоимости обучения и проживания. Кстати, то же положено и детям, которые являются постоянными жителями Штатов (или живут здесь с родными по любой легальной визе).
В течение уже нескольких лет в США распространена практика, когда ребят из СНГ устраивают на проживание в американские семьи и определяют на учебу в государственные школы. Дети живут в таких условиях от трех месяцев до года. Это гораздо дешевле, чем обучение в частных школах-интернатах, но, конечно, не настолько качественно. За время пребывания в Штатах дети усваивают английский язык, знакомятся с реалиями американской жизни. К сожалению, не всем американским матерям удается в течение столь длительного времени сохранить разумное отношение к чужому ребенку, который живет среди ее собственных (хотя за его пребывание в доме американская семья получает достаточно большие деньги). И дети скучают там гораздо больше, чем в частной школе, где все ученики не видят своих родителей от каникул до каникул.
Есть еще один аспект американского школьного образования, на который в СНГ «накинулись» с особым энтузиазмом. В Штатах существует эквивалент диплома о среднем образовании. Называется он GED — General Equivalency Diploma (иногда его же называют High School Equivalency Diploma). Это документ об окончании средней школы экстерном. Такой диплом получают обычно те, кто в свое время не смог (или не захотел) закончить школу.
Уровень экзамена на получение GED — очень низкий, прибегают к нему в основном представители нацменьшинств, и то под нажимом велфэрных организаций. Сдав его, молодые люди не продемонстрируют абсолютно никаких знаний, но тем не менее диплом об окончании средней школы будет им вручен. Так вот, сейчас в странах СНГ началось повальное увлечение сдачей экзаменов на GED (причем возраст сдающих — от 18 до 50 лет и даже седовласые бизнесмены-миллионеры подаются в школяры). Оказывается, там это считается очень престижным. Диплом американской средней школы (заочной!) в красивой рамочке, вывешенный напоказ в офисе, расценивается в антураже бизнеса почти так же, как белый «Мерседес» или костюм от Версаччи. Более изворотливые используют диплом GED, чтобы при поступлении в американский колледж на программу бакалавра избежать сдачи TOEFL’a — довольно сложного экзамена по английскому языку, необходимого для всех, кто окончил школу не в Штатах. Однако при таких трюках не учитывается, что в Америке ни для кого не секрет, каков уровень экзамена на получение GED и какова истинная цена оценок в этом дипломе. И поэтому ни один серьезный колледж не примет человека, имеющего GED. Не лучше ли обратиться в колледж, где сдача экзамена TOEFL не является при поступлении обязательной, — а таких в США немало.
Ну, а если школа в СНГ позади, а «свои» университеты почему-то не подходят, приходится искать желаемое в Западной Европе или в Штатах. Те, кому нужны «шашечки», а не такси, то бишь «бумажка» американского диплома, а не знания и квалификация, бросаются в самые дешевые, городские колледжи. Те же, кто хочет обучиться чему-то на очень высоком уровне, поступают туда, где дают знания, которые нигде, кроме как в данном университете, получить нельзя. Дорого? Ничего удивительного. Товар хорошего качества (а американцы рассматривают получение образования как покупку знаний) всегда дорого стоит.
Я не осуждаю тех, кто идет учиться в дешевые колледжи. Но если человек отказывается от отличных научно-инженерных институтов, каковыми даже и сейчас являются МИФИ, МФТИ, училище им.Баумана, Киевский политехнический, от вполне приличных (даже в мировом масштабе) университетов — Московского, Томского, Петербургского, от разного вида бизнес-школ, открытых в СНГ и т.д., и едет в Штаты поступать в ординарный городской колледж, то, право же, стоит хорошенько подумать, есть ли в этом смысл. Я говорю сейчас не о тех, для кого учеба в американском колледже или университете является просто возможностью покинуть свою страну и любой ценой «зацепиться за Америку», а о тех, кто едет в Штаты именно учиться — с тем, чтобы, вернувшись, принести своей стране максимальную пользу, а себе максимальный капитал.