Условия, в которых работает отечественный бизнес, меняются чаще, чем этого хотелось бы. Поэтому способность бизнеса быстро и адекватно адаптироваться к изменениям внешней среды является одним из важнейших условий не только его успешного развития, но и выживания. В этом контексте и мировой финансовый кризис, как ни парадоксально это звучит, для украинских бизнес-структур может стать дополнительной возможностью эффективного развития. Что необходимо знать украинским бизнесменам для того, чтобы в условиях жесточайшего кризиса суметь получить свою часть «фондового пирога»? Какие именно деньги лучше привлекать на финансовых рынках и какой должна быть украинская компания, чтобы инвестор согласился вкладывать средства в ее развитие? Этим актуальным вопросам был посвящен мастер-класс «Украинская компания глазами западного инвестора», который провели профессора ведущей украинской бизнес-школы МИМ-Киев, специалисты в области финансового и инвестиционного менеджмента д.э.н. М.Гольцберг и к.э.н. Л.Хасан-Бек для деловых кругов Донецка. Соорганизаторами мастер-класса выступили представители известных компаний UPRAS Capital, ДатаГруп и Первого украинского международного банка (ПУМБ), многие из которых являются выпускниками программы МВА МИМ-Киев.
Авторы мастер-класса советовали участникам рассматривать мировой финансовый кризис как дополнительный шанс для получения инвестиций. «Из любого кризиса есть два выхода: выздороветь или умереть. Но у финансовой системы выход только один — выздороветь. И система, конечно же, выздоровеет», — утверждает Л.Хасан-Бек. Что касается компаний, то она считает: выжить смогут только те из них, которые находятся в нормальном финансовом состоянии и в условиях фантастических проблем собирают ресурсы, привлекают капитал с фондовых рынков. В этой ситуации искусство финансового менеджмента заключается в готовности взять эти деньги, в умении точно определить, какие именно средства интересуют компанию, в соблюдении правил игры, своеобразного «дресс-кода», приемлемого и понятного инвестору.
Профессора МИМ-Киев не боятся утверждать, что украинский бизнес в условиях мирового кризиса имеет неплохие шансы получить инвестиции благодаря недостаточной интегрированности нашей экономики в мировые финансовые рынки, пребыванию, условно говоря, «на противовесе волны».
Согласна с мнением коллег и президент МИМ-Киев И.Тихомирова: «В условиях кризиса шансы выжить больше у тех компаний, которые рассматривают рациональные расходы как инвестиции в развитие бизнеса. Компании, менеджмент которых готов к изменениям и способен чувствовать тренды как отечественной, так и глобальной бизнес-среды, не только минимизируют риски, но и создадут устойчивую платформу наращивания мощностей и увеличения общей стоимости бизнеса».
Мастер-класс был организован в формате видеоконференции для обеспечения возможности интерактивного участия в нем и киевских бизнесменов, слушателей и выпускников МИМ-Киев. Такой способ объединения аудиторий в разных городах и странах является неотъемлемым компонентом процесса обучения в современной бизнес-школе, которая как минимум должна отвечать требованиям динамичной мировой бизнес-среды. Но это только один из форматов бизнес-образования, дополняющий лекционные курсы, компьютерные бизнес-симуляции и case study, разработанные в МИМ-Киев на протяжении почти 20-летней деятельности на рынке бизнес-образования Украины. В синергии всех форматов обучения, а также в возможности взаимных контактов и партнерств и заключается уникальность бизнес-образования. Но самым важным компонентом, по мнению М.Гольцберга, все же является личное присутствие слушателей в аудитории, что дает возможность обмена опытом и генерирования новых идей. Этим обусловлен и достаточно строгий отбор аппликантов, и конкурс при зачислении на программу МВА. Слушатели МВА, считает М.Гольцберг, должны осознавать, что от их присутствия в аудитории зависит качество обучения коллег и что именно так у каждого из них появляется ощущение глобальности бизнеса. В этом, может быть, и состоит миссия бизнес-школы, чтобы партнерство бизнес-образования и науки было направлено на повышение конкурентоспособности не только каждой конкретной компании, но и отечественного бизнеса в целом.