Конкурсный отбор учебников для 4-го класса Новой украинской школы имел все шансы войти в историю. Министерство образования и науки впервые привлекло к его проведению два государственных учреждения, закрепив за ними организацию разных этапов конкурса.
Созданный в прошлом году Украинский институт развития образования (УИРО) должен был разработать эффективную процедуру экспертной оценки качества учебной литературы, отобрать и обучить экспертов и провести экспертизу проектов школьных учебников.
Институт модернизации содержания образования (ИМСО) должен был обеспечить выбор рекомендованных МОН учебников учителями, подвести итоги их голосования и закупить учебную литературу.
Однако задуманному не суждено было сбыться. Через полтора месяца со дня объявления конкурсного отбора учебников для 4-го класса МОН отстранило УИРО от проведения первого этапа конкурса, передав функции экспертного учреждения Институту модернизации содержания образования.
Минобразования изменило стратегию реформирования процедуры отбора учебной литературы для школы и поэтому не обеспечило дальнейшего развития своего новообразованного учреждения. Это привело к нехватке у УИРО необходимых ресурсов для проведения этапа экспертного оценивания учебной литературы. Как человеческих, материальных, так и технических.
По собственной инициативе и используя собственные ресурсы, УИРО разработал концепцию инновационного технологического продукта — электронного модуля «Экспертиза». Поскольку этот проект государство не финансировало, для его разработки были привлечены ресурсы международных партнеров. Это программное средство для обработки проектов учебников, по словам руководства института, должно было минимизировать влияние человеческого фактора на экспертизу, повысив таким образом доверие к конкурсному отбору.
А доверие к процедуре оценивания проектов учебников, которую осуществлял ИМСО последние годы, мягко говоря, невелико. Прежде всего, из-за чрезмерной закрытости и непрозрачности этого этапа конкурса.
К проведению экспертизы ИМСО привлекает всех, кто подал документы и прошел обучение. Все бы хорошо, но убедиться в квалификации таких оценщиков невозможно. Имена и фамилии экспертов школьных учебников, наверное, — одна из наиболее строго охраняемых тайн в МОН.
Можно было бы воспринимать анонимность экспертов как гарантию их независимости. Однако режим, в котором организатор конкурса определяет экспертов для оценивания проектов учебной литературы, оставляет за ними возможность злоупотреблять правом отклонять учебники от участия в конкурсе.
И тут уже не до шуток, когда заказной вывод экспертизы может содержать коррупционную составляющую. Ведь решение эксперта непосредственно влияет на распределение средств государственного бюджета, направленных на издание учебной литературы. Так в процедуре оценивания учебников были созданы предпосылки для злоупотреблений.
Как повысить доверие к процедуре экспертизы школьных учебников?
На наш взгляд, нужно не только отобрать и обучить экспертов, сертифицировать их, но и сформировать базу этих специалистов и разместить ее в открытом доступе. Только тогда можно будет проверить, нет ли у экспертов, которых экспертное учреждение привлекает к оцениванию проектов учебников, конфликтов интересов с участниками конкурсного отбора. Чем больше света прольется на процедуру экспертизы, тем меньше будет подозрений в необъективности или предвзятости экспертных выводов. В итоге выиграют все стороны.
А еще — нужно наладить общественный контроль над формированием экспертных групп. Сейчас распределение экспертов для оценивания проектов учебников происходит в ИМСО за закрытыми дверями. Мы готовы приобщиться к работе комиссии по отбору экспертов, чтобы обеспечить соблюдение принципов прозрачности, открытости и гласности при проведении конкурса учебников. Это предложение уже давно на столе в МОН.