Кому угрожает вал учебной литературы - Образование - zn.ua

Кому угрожает вал учебной литературы

8 февраля, 2008, 14:40 Распечатать

Как вы думаете, где можно увидеть очереди в развитых европейских странах? Правильно, в книжных магазинах!..

Как вы думаете, где можно увидеть очереди в развитых европейских странах? Правильно, в книжных магазинах! Совсем недавно в Европе и Америке молодые люди вдруг отложили все дела, оторвались от телевизоров и компьютеров и выстроились в очереди за новым романом о Гарри Поттере. Зайдите в книжный магазин в своем городе. Превосходный выбор книг, вежливые продавцы, те же книги о Гарри Поттере — а покупателей маловато. Это потому, что книжный рынок Украины давно страдает от организационных и финансовых проблем.

Собственно книжный бизнес во всем мире является прибыльной сферой. В Украине эта отрасль едва сводит концы с концами: банкротство и закрытие книжных магазинов, ряда издательств, малые объемы тиражей книг — главное подтверждение тому. Лицом книжного Киева является известный на Крещатике магазин «Знання». И если даже его недавно пришлось защищать от закрытия неимоверными усилиями, то книжные магазины поменьше шансов на выживание практически не имеют.

Одна из причин такой ситуации — государственный монополизм на организацию и финансирование издания и распространения школьных учебников. Главным видом книг, до недавнего времени массово продававшихся в магазинах, была учебная книга. Сегодня такой продукции в магазинах продается мало. Государство через Министерство образования и науки Украины финансово контролирует книгоиздание и распространение всех школьных учебников, что ведет к отрицательным последствиям. Во-первых, это стало причиной массового закрытия книжных магазинов в масштабах государства и фактического свертывания отрасли. Во-вторых, за бюджетные средства (то есть за средства населения) бесконтрольно печатаются большими тиражами часто некачественные учебники. Если можно вмешаться в систему голосования депутатов Верховной Рады, то каких результатов следует ожидать от конкурсных отборов школьных учебников? Ведь здесь сталкиваются интересы не только отдельных авторов и издательств, но и целых научных кланов. До преодоления необъективности, фаворитизма, клановости и протекционизма при экспертизе учебных программ и рукописей школьных учебников еще далеко.

От такой системы следует отказаться. Это можно было бы сделать поэтапно, например, начиная с информатики. Ведь именно по этой дисциплине на протяжении последних 15 лет финансировался выпуск массовыми тиражами трех неудачных учебников. Все они оказались не просто наихудшими среди имеющихся альтернативных, но и малопригодными и вредными для учебного процесса. Это могут засвидетельствовать все учителя информатики, поскольку сами ученики едва ли поняли, что же они изучали. Нет никакой гарантии, что подобное не произойдет в четвертый раз в условиях современного конкурсного отбора.

Выход есть — государству не следует финансировать издание всех подряд учебников, в частности для старшей школы, и прежде всего — по информатике. Издательства придут на помощь. Они могут самостоятельно и качественно провести экспертизу и конкурсный отбор рукописей и вложить средства в их издание, а в условиях финансового риска что попало печатать не будут.

Другой путь — передать бюджетные средства школам, которые смогут приобрести именно те учебники, которые им больше всего подходят и по которым школьники будут учиться, а учителя работать с удовольствием.

Свободное распространение учебной книги обеспечит не только ее качественное усовершенствование, но и рост книжного рынка, создаст новые рабочие места. Специалисты считают, что когда механизм массовой реализации учебной литературы заработает, то и торговая надбавка на нее будет невысокой.

Монополизация процесса обеспечения литературой библиотек высших учебных заведений создает новые проблемы. Скоро с прилавков книжных магазинов может исчезнуть учебная литература вообще. Хорошо ли поступает государство, фактически сворачивая книжную торговлю учебной литературой в масштабах страны? Ответ — нет, поскольку качественный вал учебников оно обеспечить не всегда может. Сегодня вал учебной макулатуры становится угрожающим. Удобство, которое получают родители, не покупая книг для детей-школьников, — сомнительное, поскольку их дети часто получают учебники низкого качества и родители вынуждены покупать альтернативные. Вот почему государственное регулирование в этой области себя не оправдывает и от него следует отказаться. Учебник должен продаваться в книжном магазине. А государственная программа предоставления выгодных краткосрочных льготных кредитов и условий аренды помещений субъектам издательского дела была бы эффективным путем как к преодолению современных проблем книжного рынка в целом, так и к решению проблемы создания качественных учебников в частности.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно