В рамках нерыночной централизованной системы издания и распространения учебной литературы, действующей еще с советских времен, за государственные средства издаются и поставляются в школы учебники, большинством из которых ученики почти не пользуются из-за их низкого научно-методического и литературного уровня. Эти творения далеких от школьного образования авторов печатают с рукописей(?) по решениям конкурсных комиссий МОН Украины без надлежащей апробации в массовой школе и без учета отзывов учителей.
Если бы такой же «методикой» пользовались в других отраслях, например, в самолетостроении, то это выглядело бы так: проводится конкурс бумажных самолетов, выбирается «самый лучший» и сразу же, без надлежащих апробаций на земле и в воздухе, запускается в массовое производство. Такой отбор авторов и издательств узким кругом анонимных экспертов МОН Украины при всей обещанной прозрачности и открытости принципиально не может дать положительных для школы результатов. Учебники, отобранные на так называемых конкурсах, защищены государственным заказом от конкурентной борьбы с другими изданиями.
По всему видно, что в новом учебном году школам снова будут предлагать новые «базовые учебники», отпечатанные по госзаказу, о которых никто из учителей не слышал и которые не проходили апробации. И это в то время, когда есть пособия, прошедшие все необходимые экспертизы и испытания, постоянно обновляемые и много лет использующиеся учителями и учениками во всех регионах Украины.
Главная причина такой ситуации — государственная монополия на организацию, финансирование печати и поставки учебников в учебные заведения. При централизованном распределении государственных средств качество содержания учебников и их соответствие государственным программам становятся второстепенными. Чтобы добиться грифа и госзаказа, применяются незаконные схемы, школы получают «бесплатно» кучу макулатуры, оседающей в библиотеках. А учителя и ученики за собственные деньги покупают пособия тех авторов и издательств, которые за свои средства и на собственный финансовый риск выпускают лучшие и более дешевые учебные издания.
Решить эту проблему, по мнению многих учителей и руководителей системы образования, можно, передав бюджетные средства непосредственно работникам образования (например, в областные, городские или районные управления образования), чтобы они закупали именно те учебники, которые больше всего отвечают методике и программе обучения. Например, во Франции официальными документами для школ являются учебные программы и комментарии к ним. Именно на их основании разрабатываются учебники, а издатели действуют на свободном конкурентном рынке. Закупается литература учебными заведениями за счет бюджетных средств. В таких условиях сами по себе отмирают «схемы» принятия решений о печати учебников, и школы каждый год принудительно не заваливают книгами по государственному заказу. Кроме того, это позволяет не только оптимизировать систему поставок учебников, но и избавиться от коррупции и протекционизма.
Каждое учебное издание должно проходить следующие этапы: рукопись — печатное пособие — апробация в школах — экспертиза — список рекомендованной литературы. Именно такой порядок уже много лет назад в Украине создали частные издательства, и он дает позитивные результаты. Практика «грифования» учебной литературы не застраховывает от выпуска низкокачественных книг, потому необходимо ее дополнить предварительной апробацией пробных изданий в условиях реального учебного процесса.
Конечно, нужно сохранить научно-методическую экспертизу МОН Украины, принимая на нее только те пособия, которые прошли этапы массовой апробации в школах и собрали положительные отзывы учителей-практиков. Экспертиза должна лишь проверять соответствие учебных изданий требованиям действующих программ с единственным вердиктом: «да, отвечает» или «нет, не отвечает» с описанием недостатков для возможного переиздания. Учебные издания, прошедшие экспертизу, необходимо включать в ежегодный список рекомендованной литературы, что даст им преимущества при закупках образовательными учреждениями. На этом роль МОН Украины должна быть завершена! Дальше пусть работают авторы и издательства различной формы собственности, которые в условиях конкуренции обеспечат самые лучшие предложения для успешного учебного процесса.
Выбрать нужную учебную литературу помогут школам региональные отделы образования, руководствуясь отзывами на учительских семинарах, конференциях и форумах в Интернете. Именно так сделало МОН России, разместив на not founded форум для открытого обсуждения учебников, рекомендованных к использованию в учебном процессе.