Как украсть Дворец

29 июля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №29, 29 июля-5 августа

Ладно, ладно, детки, Дайте только срок — Будут бары, офисы, Будет и каток. Старый стишок на новый лад Нетрудно заметить: в последнее время столицу буквально наводнила социальная реклама...

 

Ладно, ладно, детки,

Дайте только срок —

Будут бары, офисы,

Будет и каток.

Старый стишок на новый лад

Нетрудно заметить: в последнее время столицу буквально наводнила социальная реклама. Хочешь не хочешь — в глаза бросаются билборды типа «Країні не вистачає футболістів. Кохаймося!» или же «Країні не вистачає нобелівських лауреатів» с тем же призывом к проявлению пылких чувств. У вас не возникало желания оставить повседневные дела и послужить на благо родины?..

Несомненно, чтобы в Украине в будущем появились нобелевские лауреаты, мало всего лишь поощрять рождаемость (особенно на фоне тотального спаивания народа — по количеству спиртного на душу населения наша страна занимает первое место в Европе). Для развития потенциальных способностей и взращивания талантов необходимо создавать соответствующие условия. Пока что у нас с этим ситуация намного хуже, чем с рождаемостью. Канули в небытие кружки юных техников и натуралистов, дома детского творчества. По окончании занятий в школе дети оказываются на улице — так называемых внешкольных заведений, где им предложили бы занятия по интересам, почти не осталось. По иронии судьбы, один из некогда известных в городе домов юных техников занял центр работы с женщинами. (А разве у мужчин меньше проблем?) На сегодняшний день едва ли не единственным в столице внешкольным заведением является Киевский дворец детей и юношества (далее — дворец), расположенный в привлекательном месте — на склонах Днепра рядом с парком Славы. Здесь в различных кружках и студиях занимаются около десяти тысяч детей дошкольного и школьного возраста. На базе дворца действуют Малая академия наук «Исследователь» (МАН), более пятнадцати творческих коллективов. Весной в гостях у юных исследователей побывал Президент. Виктор Андреевич лично вручил знаки отличия победителям всеукраинской олимпиады, а также книгу «Нобелевские лауреаты» с напутствием прославить в будущем Украину научными достижениями мирового уровня.

Однако вручение знаков отличия победителям олимпиады было лишь приятным поводом для посещения дворца главой государства, после чего состоялся конструктивный разговор о событиях вокруг детского заведения. Дело в том, что перед этим группа народных депутатов направила на имя Президента Украины письмо, в котором, в частности, идет речь о «последовательном захвате территории дворца коммерческими структурами»:

«Терміново на порядок денний Київської міської ради виноситься проект рішення про відведення земельної ділянки для постійного користування ТОВ «Ліра-2000», збудованого ним незаконно розважального комплексу з підприємствами торгівлі, ресторанами та ін. До керівництва Палацу дітей та юнацтва постійно навідуються особи з погрозами та «пропозиціями» підписати проект узгодження кордонів земельної ділянки, на підставі яких від палацу мають відшматувати ласі шматочки землі...

Просимо Вас взяти ситуацію навколо Палацу дітей та юнацтва під особистий контроль, видати відповідні доручення про проведення комплексної перевірки законності будівництва комплексу «Ліра-2000» та надання йому відповідної ділянки за адресою: м. Київ, вул. Січневого повстання, 13 (та новоутвореною адресою: м. Київ, Дніпровський узвіз,1) за рахунок території Палацу дітей та юнацтва, а також заборонити органам місцевої влади та самоврядування видавати будь-які розпорядження щодо відчуження земельної ділянки з користування палацу, призупинити роботи на вказаному об’єкті будівництва, здачі його в оренду комерційним структурам». (Под письмом подписались Ю.Кармазин, С.Довгий, Б.Олийнык, Н.Жулинский, В.Сушкевич, К.Ситник и др. — всего более двадцати депутатов Верховной Рады Украины).

Ситуация, сложившаяся с самовольной застройкой на территории дворца, во многом типична для нашего города. И вместе с тем неординарна. По-видимому, если бы самозахват земельного участка произошел в другом районе столицы, а не в этом престижном месте, виновникам, в конце концов, все сошло бы с рук, однако в данном случае речь идет не просто о лакомом куске земли на Печерске — коммерческая структура при содействии местных властей замахнулась на лучшее из того, что еще не успели отобрать у детей.

Как уверяет руководство дворца, с начала реконструкции площади Славы детское заведение и прилегающая к нему территория находятся под давлением. Так, осенью 1999 года без какого-либо предварительного согласования возле здания дворца было начато строительство подземного паркинга. Под стенами здания вырыли глубокий котлован, вследствие чего возникла угроза оползня. Решение о строительстве крытой автостоянки Киевсовет принял 30.11.2000 г. (№89/1066), согласно ему ОАО «Киевгорстрой-1» должен «по окончании строительства восстановить эстакаду Дворца детей и юношества и провести озеленение территории». Но это, очевидно, не входило в планы застройщиков.

В феврале 2003 года вышло распоряжение (№ 283) главы Киевской городской госадминистрации А.Омельченко о предоставлении разрешения ООО «Лира-2000» на проектирование и строительство детско-юношеского развлекательного комплекса с предприятиями общественного питания, торговли и сферы услуг на Днепровском спуске,1 в Печерском районе. В пункте 2 этого распоряжения, в частности, говорится: «Разрешить обществу с ограниченной ответственностью «Лира-2000», В ПОРЯДКЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ (выделено нами. — Авт.), выполнение строительных работ с 01.03.03 одновременно с разработкой проектно-сметной документации». Согласно этому распоряжению, ООО «Лира-2000» необходимо было «одновременно с разработкой проекта и строительством решить вопрос оформления права пользования земельным участком». Этим самым документом руководство Киевской горгосадминистрации обязало управление госархстройконтроля, опять-таки В ПОРЯДКЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ, срочно выдать разрешение на выполнение строительных работ до согласования и утверждения проектно-сметной документации. Остается только гадать, чем же заслужило ООО «Лира-2000» такую благосклонность главы столичной госадминистрации.

О том, что строительство так называемого детско-юношеского развлекательного комплекса велось с нарушением законности, свидетельствует, в частности, документ, подписанный начальником Управления государственного архитектурно-строительного контроля (УГАСК) г. Киева А.Ребицким — постановление о наложении штрафа за правонарушение в сфере градостроительства (№ 114/3 от 09.12.2003 г.). «Самовольное строительство» — так прямо и указано в документе. Согласно предписанию Госархстройконтроля, строительные работы на объекте требовалось немедленно прекратить — до согласования и утверждения проектной документации, оформления документов на землю, получения разрешения на выполнение работ. Как видим, «в порядке исключения» означает не что иное, как самострой. За самовольное строительство на ООО «Лира-2000» был наложен штраф на сумму 1565777 грн.

Проект детско-юношеского развлекательного комплекса с предприятиями общественного питания, торговли и сферы услуг разрабатывало и согласовывало ООО «Архитектурна спілка», основатели которого, как известно из достоверного источника, имеют весьма тесные связи с ООО «Лира-2000». Так что неудивительно, что в результате появилось некое сооружение, в котором, помимо задекларированного названия, мало что имеет отношение к детским потребностям и интересам. Как сообщается в письме директора ООО «Лира-2000» А.Романовского начальнику УГАСК А.Ребицкому, на первом этаже комплекса площадью 3032 кв. м «согласно проектной документации запланирована эксплуатация ледового катка с предприятиями общественного питания (кафе, рестораны), местами отдыха, торговыми площадями.

Помещения на 2-м и 3-м этажах ООО «Лира-2000» планирует сдавать в аренду... с целью получения средств для содержания ледового катка и возвращения вложенных в строительство средств».

Несмотря на то, что строительство развлекательного комплекса уже завершено, он находится в «подвешенном» состоянии — права на земельный участок (часть территории дворца) комплекс не имеет. Как и — парадоксально! — Дворец детей и юношества, которому на законных правах принадлежит территория (площадью 3,8 га) с 1959 года. Однако переоформление права пользования земельным участком (согласно Земельному кодексу Украины и Закону «О местном самоуправлении в Украине») неоправданно затягивается. Еще четыре года назад были представлены все необходимые документы и перечислены средства в сумме почти 22 тысячи гривен (за переоформление).

«...Нас спонукають до узгодження меж земельної ділянки Київського палацу дітей та юнацтва такими, що категорично не відповідають санітарним та пожежним нормам та ставлять під загрозу безпечну експлуатацію будівлі палацу, в якій щоденно перебуває до 1000 дітей. Межі земельних ділянок, що відводяться ТОВ «Ліра-2000» та ІК «Вант», підходять упритул до будівлі палацу. Більш того, фактично об’їзна дорога навколо палацу перегороджена будівлею Дитячого розважального комплексу ТОВ «Ліра-2000», а з боку дитсадка — глухим парканом.

...У зв’язку з цим просимо Вашого термінового втручання у вирішення питання переоформлення права користування земельною ділянкою Київського палацу дітей та юнацтва у відповідності до існуючих санітарних, пожежних норм та норм безпеки», — из письма директора Киевского дворца детей и юношества Т.Свирской главе Киевской городской госадминистрации А.Омельченко, датированного 22 февраля с.г.

Однако земельный вопрос до сих пор остается нерешенным. Об этом свидетельствует также ответ Государственной инспекции по контролю за использованием и охраной земель (по рассмотрению поручения секретариата Кабинета министров, обращения главы Верховной Рады по поводу запроса народного депутата Ю.Кармазина): «До сих пор реакции... со стороны Киевского городского совета не было».

Каким же видится выход из этой спорной ситуации?

— Для поиска оптимального решения было предложено создать комиссию, в которую вошли бы представители науки, образования, органов власти, — рассказывает адвокат Андрей Загура. — Поскольку строительство комплекса уже завершено, один из вариантов решения конфликтной ситуации заключался в том, чтобы выкупить его по себестоимости у «Лиры-2000», предусмотрев на это средства в бюджете, и передать здание на баланс дворца. Однако в городской госадминистрации рассуждают, очевидно, иначе. Более того, в секретариат Президента, Кабинет министров направляются ответы, которые, мягко говоря, вводят в заблуждение руководство страны.

После встречи Президента с учеными, руководством дворца и МАН появилось распоряжение о подготовке указа относительно передачи нововозведенного комплекса детям. Проект такого указа был подготовлен, однако он почему-то не понравился Министерству образования и науки, и в недрах ведомства был разработан новый проект. Как ни странно, в нем не осталось ни слова о дворце. Таким образом, МОНовские чиновники похоронили и поручение Президента, и саму идею.

***

Редакция предоставила возможность выразить мнение по поводу ситуации, сложившейся в связи со строительством на территории Дворца детей и юношества развлекательного комплекса, также другой стороне. На вопросы журналистов согласился ответить директор ООО «Лира-2000» Андрей РОМАНОВСКИЙ.

— Что представляет собой сегодня Детско-юношеский развлекательный комплекс?

— Развлекательный комплекс состоит из помещения ледового катка (площадью 2200 кв. м.) в трехэтажном здании по ул. Днепровский спуск, 1. Площадь всего здания — 8000 кв. м. В зоне ледового катка запроектированы кафе на 120 посадочных мест, раздевалка, гардероб, пункт проката коньков, санузлы, кухня, помещения для персонала. Также на первом этаже планируется создание ресторана с летней площадкой. На втором и третьем этажах имеются универсальные помещения, которые могут быть использованы под торговлю, офисы, выставочные залы.

Проект не имеет аналогов в Украине. В процентном соотношении стоимость ледового комплекса к стоимости всего здания составляет 45%. Окупаемость комплекса сейчас оценить крайне сложно, т.к. сам проект ледового катка был изначально убыточным.

— Кому принадлежит идея строительства такого комплекса? Кто давал согласие на строительство?

— В 2002 году Киевской горгосадминистрацией (КГГА) были разработаны несколько концепций застройки крыши трехуровневых гаражей. После многочисленных обсуждений КГГА отдала предпочтение трехэтажному зданию, в состав которого входил каток. Данный проект утвержден Главным управлением градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды. Кстати, во время рассмотрения проекта градостроительным советом он не вызвал никаких возражений.

ООО «Лира-2000» обратилась в КГГА с пожеланием инвестировать этот объект. Несколько позже состоялась коллегия городской администрации, на которой в присутствии мэра, прессы, начальников управлений КГГА, народных депутатов Украины, депутатов Киевсовета были оговорены основные требования к проекту. Следует отметить, что условия эти не были мягкими: аренда земли один год и окончание строительства в кратчайшие сроки; общественный пешеходный мост, построенный за средства инвестора.

После принятия вышеуказанных требований мы получили разрешение на разработку и согласование проектно-сметной документации в установленном порядке.

— Проводился ли тендер на лучший проект застройки?

— Как мы понимаем, тендер проводился, поскольку нам пришлось принять в определенной степени экономически невыгодные условия.

— Согласно распоряжению главы Киевской горадминистрации А.Омельченко, ООО «Лира-2000» как исключение получила разрешение на проведение строительных работ до согласования и утверждения проектно-сметной документации. Чем это можно объяснить — важностью объекта, срочностью работ, благосклонностью городских властей к ООО «Лира-2000»?..

— Совершенно очевидно, что городу был нужен этот объект как можно быстрее, именно этим мы можем объяснить столь жесткие условия (строительство не более года). О «благосклонности» городской администрации можно судить по тому, что мы выдержали три судебных разбирательства с ее же службами. А точнее, КГГА сначала выдала упомянутое вами распоряжение, а потом остановила все работы на объекте, оштрафовав ООО «Лира-2000» на 1 500 000 грн. Кроме того, несмотря на назначение объекта, проектирование и строительство велось на общих основаниях с уплатой всех платежей и сборов, как при строительстве коммерческого объекта. В настоящий момент объект принят в эксплуатацию государственной комиссией. Что касается исключений, то, как известно, такая практика существует. Насколько нам известно, примерно в таком же порядке застраивался Майдан незалежности, поскольку учитывалась важность строительства этого объекта для города.

— В свое время Главное управление образования и администрация дворца давали разрешение на изъятие в установленном порядке части земельного участка при условии размещения на нем детского учреждения. Что, кроме катка, в комплексе предназначено для детей?

— Необходимо внести уточнения: Главное управление образования КГГА и Дворец детей и юношества давали свое согласие на выделение земли для строительства комплекса при выполнении инвестором следующих условий: восстановление благоустройства после окончания строительства; перечисление 450 000 грн. для ремонтных работ во Дворце детей и юношества; восстановление смотровой площадки. Все требования нашим предприятием были выполнены.

Относительно работы комплекса можно сказать, что концепция проекта находится в стадии реализации: от функционирования детских секций до выделения бесплатного времени для катания детей из малообеспеченных семей, интернатов, детских домов.

— В чем заключается польза для города от этого инвестиционного строительства?

— Кроме уникального Ледового стадиона, одного из первых в Киеве, мы за свой счет создали огромную территорию, предназначенную для отдыха киевлян и гостей (фонтаны вокруг здания, смотровые площадки, газоны, освещение). За наш счет построен пешеходный мост стоимостью 1,3 млн. грн. Прибавьте к этому сумму на развитие инфраструктуры города — 440 000 грн., плюс налоги и порядка 200 рабочих мест, которые уже созданы и создаются.

— Каким, по вашему мнению, может быть разрешение конфликта с дирекцией Киевского дворца детей и юношества? Обсуждались ли варианты мирного урегулирования вопроса?

— Руководство компании не видит конфликта в возникшей ситуации, так как нами, как инвестором, выполнены все поставленные условия. В любом случае деятельность Детско-юношеского развлекательного комплекса не будет препятствовать выполнению Дворцом детей и юношества своих функций.

P. S. Хотелось бы также услышать мнение Киевской горадминистрации в связи со сложившейся ситуацией вокруг Дворца детей и юношества, ведь, судя по всему, властные структуры города в значительной мере причастны ко всей этой неразберихе.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно