На прошлой неделе в Киеве прошла первая международная выставка образования, обучения и делового управления «Educa Expo Kyiv-99», которую организовали «АККО Интернешнл» (Украина), IBC (Украина), OEC International (Великобритания) при поддержке Министерства образования Украины. Свои достижения демонстрировали высшие учебные заведения Украины, Великобритании, Греции, Швейцарии, Французский культурный центр в Украине, Британский совет, Гете-институт, различные туристические фирмы, издательства, газеты, журналы и даже одно охранное предприятие. Интересно, что государственные учебные заведения и организации составили не более трети участников. Темы семинаров и «круглых столов», проходивших во время работы выставки, были весьма разнообразны. Обсуждались современные технологии обучения и воспитания, государственные стандарты высшего образования, проблемы медицины и сельского хозяйства, методики изучения иностранных языков и обучение наших детей за границей.
В рамках выставки прошел «круглый стол» «Современные технологии обучения и воспитания: проблемы и перспективы». Проводил его И.Бех, доктор психологических наук, директор Института проблем воспитания АПН Украины.
- Нам необходимо избавиться от авторитарной педагогики, в которой правят жесткий план, ограниченные программы и методическое обеспечение. Это и образовывает шаблон, под который мы пытаемся подстроить личность. Весь мир сейчас работает над личностно-развивательной педагогикой. Не социотехнические проблемы волнуют сейчас мировую общественность, а моральные.
Мы всегда декларировали: «Главное - это личность». Но, к сожалению, дальше деклараций дело не шло, и виновато в этом перманентное состояние нашего общества. Общеизвестно, что Ньютон, Пастернак, Микеланджело в школе были двоечниками. И не нами выдуман постулат: «Школа - тюрьма для личности». А ведь встретить особую индивидуальность - это действительно большая редкость. Один американский психолог в США отметил, что 99% американского общества - это люди-манипуляторы. Т. е. в стране высочайшего уровня жизни и передовых технологий подавляющее большинство людей, приспосабливающихся к жизни и окружающим условиям. И только 1% американского общества составляют люди, обладающие чувством собственного достоинства.
Не все так просто в наших новых, рыночных отношениях. Через 10-15 лет перед нами встанут те же проблемы, что у американцев. Поэтому мы говорим о новом подходе к образованию, новым технологиям. В течение многих лет у нас было два педагогических подхода: заинтересование и наказание. Конечно, ученика легче наказать, чем заинтересовать. Но подобными методами невозможно воспитать высокоразвитую личность.