Наверняка, вы слышали о ChatGPT, а возможно, кто-то из вас уже им воспользовался. Это чат-бот на базе искусственного интеллекта, способный в считанные секунды написать сценарий, текстовый контент и даже создать стихи. Более того, вы можете «поспорить» с чатом в режиме реального времени, будто ведете живую переписку с другом, и, поверьте, его ответы не будут банальными и примитивными.
Этот бот появился в ноябре 2022 года и сразу захватил весь мир. Компания OpenAI, разработавшая эту технологию совместно с Илоном Маском, открыла для пользователей крутого робота-помощника и параллельно создала и определенную угрозу образованию. Почему?
Кризис старой системы образования. Что дальше?
ChatGPT и аналогичные ему сервисы ставят студентов перед большим соблазном схитрить и с помощью чата выполнять свои домашние задания в несколько кликов мышки. Действительно, зачем тратить много времени на поиск информации в сети и ее систематизацию? Вводите запрос в чат-бот, который команда специалистов долго натаскивала на написание таких статей, ждете несколько секунд… и готово! На руках у вас реферат, написанный вполне живым, связным языком, который почти не будет отличаться от того, какой написали бы вы сами, опираясь на информацию из сети.
Тексты, созданные чатом GPT, успешно проходят проверку на антиплагиат, и доказать, что их писал робот, бывает очень сложно. И GPT — это только первая попытка широко внедрить в массовое использование такую технологию. Мы можем ожидать, что дальше это явление будет лишь развиваться и набирать обороты. Поэтому теперь в образовании такие простые формы контроля знаний, как тесты, написание эссе или небольшого сочинения-размышления, перестают быть актуальными. Даже презентации больше не будут объективным критерием проверки знаний, потому что искусственный интеллект может найти информацию, структурировать ее и расставить слайдами вместо ученика. Встает вопрос: как же учебному процессу реагировать на такой технический прогресс?
Сейчас старая система образования переживает значительный кризис, и, чтобы процесс получения знаний был адекватен вызовам настоящего, мы должны кардинально пересмотреть подход к тому, какими должны быть нынешний учитель и сам учебный процесс, о чем мы уже писали в предыдущих статьях.
Украине, в частности, и миру вообще нужна коренная трансформация самой сути системы образования. Теперь главная задача учителя — не дать знания и даже не проверить усвоение студентом материала, а дать самому студенту возможность проявить инициативу в обучении, эффективно использовать полученную информацию, комбинировать ее и применять полученный результат в решении своего задания. Успешный студент должен научиться решать комплексные задачи, находящиеся на стыке разных предметов и дисциплин. Нынешние образовательные процессы должны развивать у него такой кросс-дисциплинарный и практико-ориентированный подход.
Какой вид это будет иметь в действии? От современных выпускников как от будущих специалистов работодатели ожидают умения посмотреть на рабочее задание с разных ракурсов и найти для него нетривиальное решение. Это включает в себя умение работать в кросс-функциональных командах, где каждый участник — специалист в своей отрасли. Чаще всего для такого сотрудничества студентам нужны знания и компетенции из разных профессий, да и просто умение воспринимать аргументы от представителей другой специальности, с другими взглядами, и интегрировать эти предложения в общий командный проект. Но главная задача каждого успешного специалиста, который хочет занять место в такой команде, — способность думать своей головой, включать критическое мышление, анализировать информацию и интегрировать свою долю в общее целое, под конкретный запрос задания или проекта. Этого не может сделать робот и ни один чат-бот (пока что).
А вот для тех, кто хочет оставаться «узким специалистом» и не выглядывать из своего удобного пузыря комфорта, новости, к сожалению, неутешительные. По большому счету работа, которую выполняют сейчас junior-специалисты, с развитием искусственного интеллекта фактически становится ненужной. Такой чат, как GPT или нейросети вроде Midjourney, уже успешно выполняют работу примитивных дизайнеров и копирайтеров, с которой не нужно особо заморачиваться. Например, наши контент-специалисты в Unicorn School активно используют чат GPT при составлении тестовых заданий для проверки учебного материала. Так что перед всеми специалистами встает задача развивать собственную уникальность, гибкость, мультиосведомленность, если не хочешь… быть вытеснен роботом. «Развивайся или умри!» — говорит нам новый мир. Так как же учиться и развиваться будущему специалисту, чтобы оставаться на плаву в выбранной профессии?
Новое образование: на стыке дисциплин и смыслов
Выход один — теперь специалисты должны быть суперпродуктивными и разносторонне компетентными, чтобы оставаться затребованными и успешно конкурировать с развитием искусственного интеллекта. В обучении и работе больше не будет места примитивизму. Либо ты научишься использовать искусственный интеллект в своей работе для более высокой производительности, либо… сами понимаете. Поэтому образование должно сосредоточиться на комплексных задачах, для решения которых студент должен владеть математикой, историей, физикой, химией… И самое главное — он должен активно взаимодействовать со своими одноклассниками или одногруппниками в университете и вместе с ними искать пути решения той или иной задачи. То есть мы должны двигаться не от темы, учебного плана или программы, а от проблемы, ради решения которой нужна та или иная информация. И уже не столь важно, как именно ученик ее найдет: в учебнике, в Википедии или попросит чат GPT.
1+1 = 11. Сила командной работы. В свое время в отношении командной работы весьма популярным был термин «синергия». Простыми словами, это общий эффект от взаимодействия людей, значительно превышающий сумму действий каждого отдельного участника процесса. Математически это можно представить как «1+1=11».
В учебе такой подход к общей командной работе самый результативный. Ведь в обществе специалисту для достижения успеха придется развивать в первую очередь коммуникативные навыки взаимодействия и организаторской работы. Это именно то, что за студента не сможет сделать ни один чат-бот или искусственный интеллект.
Такой подход к обучению должен быть весьма конкретным, с четким распределением обязанностей между студентами, а именно: задание должно сосредоточиваться вокруг решения какой-то конкретной проблемы. Например, мы даем студентам задание составить стратегию развития какой-то отрасли в Украине до 2040 года. Нужно выполнить презентацию относительно этой стратегии и защитить свои наработки перед ровесниками. Для того чтобы эту стратегию составить, студентам нужно:
- во-первых, работать командой;
- во-вторых, разделить между собой тематики, и каждому найти информацию по выбранной нише;
- в-третих, собрать это все воедино и привести в порядок — выработать общую концепцию и стилистику, очередность подачи информации;
- в-четвертых, построить план, который будет на стыке истории, экономики и других дисциплин. И совместно представить и защитить свой проект.
Такой подход похож на типичное распределение обязанностей в рабочем коллективе и готовит студентов к будущим вызовам и заданиям, учит ставить рамки и понимать, где заканчивается ответственность студента за конкретный аспект. Но вместе с тем уметь работать командой и погружаться в сферу ответственности других людей, находить плоскости в проекте, где эти сферы пересекаются, для получения общего результата.
В таких задачах студентам точно не удастся использовать исключительно чат GPT или другой бот. Они могут быть полезными, чтобы найти информацию для каждой конкретной части задания. Но придется думать самим. И публичную защиту чат вместо учеников не сделает. Это и есть именно то, что должно быть заложено в сути современного обучения.
Сделаем революцию вместе? Такой подход позволяет конкретно пересмотреть систему обучения в мире и внести в нее коррективы, диктуемые современной жизнью. Создавать образование, выстроенное на практике, на решении проблем, требующих глобального комплексного мышления.
В нашей школе Unicorn School такой подход уже давно используется и представляет основу философии воспитания затребованных успешных учеников нового поколения. Но государственная система, к сожалению, до сих пор этого не делает... Большинство школ и по сей день учат детей по старому формату, из-за чего дети и студенты часто оказываются неготовы к реальным вызовам своей будущей специальности и работы. Кажется, мы продолжаем готовить детей не к завтрашнему, а к позавчерашнему дню. Имеем ли на это право?
Только с учетом тенденций развития общества и технологий мы сделаем Украину в сфере образования страной, которая станет примером для всего мира, показав, каким должно быть настоящее обучение в XXI веке, в цифровую эпоху.
Больше статей Владимира Страшко читайте по ссылке.