Качественное образование: требования ХХІ века

23 июня, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №24, 23 июня-30 июня

Вполне очевидно, что развитие человечества приобретает все более динамичный характер. Об этом свидетельствует анализ любой сферы общественной жизни...

Вполне очевидно, что развитие человечества приобретает все более динамичный характер. Об этом свидетельствует анализ любой сферы общественной жизни. Смена идей, знаний, технологий происходит скорее, чем смена человеческого поколения. А это означает, что при обычном, традиционном образовании научить человека на всю жизнь невозможно не только в хорошей школе, но и в самом лучшем университете. Что же делать?

Безусловно, следует менять функции учебного процесса в школе и других образовательных заведениях. Традиционно он сориентирован на получение, в лучшем случае — творческое усвоение суммы знаний. И, собственно, отвечая на вопрос, какая школа лучше, практически каждый скажет: та, которая дает лучшие знания. И на определенном историческом этапе этот ответ был правильным. Но не сегодня. Сейчас этот ответ правильный только частично. Творческое усвоение определенной суммы знаний остается важной функцией современного учебного процесса. Правда, и в выполнении этой функции есть ряд проблем. Среди них — недостаточно четкое выделение именно базовых знаний, попытка добиться усвоения, а то и механического запоминания учеником информационного сопровождения базовых знаний. Это, с одной стороны, непомерно расширяет объем материала, который должен усваивать ученик, ведет к его перегрузке, а с другой — растворяет базовые знания во второстепенной информации, нивелирует их, что отрицательно сказывается на познавательной деятельности и развитии личности. Еще одна проблема — неполное соответствие базовых знаний, сформулированных в программах и учебниках, современным достижениям науки. Так, в действующих программах и учебниках не представлены знания о нанотехнологиях. То же можно сказать о биотехнологиях и современных достижениях биологии вообще. Поэтому создание новых учебных программ и учебников при переходе к новому содержанию и 12-летнем сроку обучения, кроме всех прочих задач, должно устранить эти и другие недостатки.

Инновационный человек

Наряду с усвоением базовых знаний, перед современным образованием все более неотложной становится задача научить ученика самостоятельно овладевать новыми знаниями и информацией, научить его учиться, выработать потребность в обучении на протяжении жизни.

Создать условия для беспрерывного образования в течение жизни должны общество и государство. Для этого следует наладить современную и эффективную систему образования взрослых, которая бы предусматривала: специальные учебные учреждения, как, например, систему последипломного образования педагогов, куда входят институты последипломного образования в каждом регионе Украины, а возглавляет ее Центральный институт Академии педагогических наук Украины; образовательные услуги взрослым должны предоставлять университеты, введя разнообразные учебные программы — от однодневных до многомесячных; именно для взрослых наиболее эффективным может быть дистанционное обучение с использованием современных информационных технологий; образовательно-познавательные передачи, а то и специальный канал должны быть постоянными на национальном телевидении и радио; государство должно поощрять просветительскую деятельность общественных организаций и вообще поддерживать распространение знаний в стране. Пока этого нет. Возьмите, например, общество «Знання». За годы независимости никакой поддержки со стороны государства оно не получило. Наоборот, путем нарушения законодательства и грубого административного давления у общества отобрали несколько помещений. И несмотря на это, благодаря энтузиазму ученых, работников образования, интеллигенции в целом здесь реализуется ряд общественно важных программ.

Свидетельством игнорирования государством проблемы распространения знаний является отказ в течение многих лет в предоставлении льгот отечественному книгоизданию. И это при том, что соседнее государство — Россия — такие льготы предоставляет уже много лет, что делает нашу книгу неконкурентоспособной даже на собственном рынке.

В современных условиях существенным образом актуализируется еще одна функция учебного процесса — научить человека использовать полученные знания в своей практической деятельности (профессиональной, общественно-политической), в быту и т.д. Пока, к величайшему сожалению, усвоение знаний учащимся часто сориентировано на достижение тактической цели — успешно сдать экзамен или зачет. То есть знание ради успешной оценки в зачетной книжке или табеле. При таком подходе человек и знание наиболее сближаются в момент экзамена, но потом быстро и навсегда взаимно отдаляются. Практически теряется смысл обучения, усвоения знаний. Выход здесь один — избавиться от формального подхода в учебе, превратить учебную деятельность в органичное усвоение знаний как методологии, базы, основы деятельности человека в разных сферах жизни.

Пожалуй, самым ярким примером неправильности нашего образования является преподавание иностранных языков, во всяком случае — в прошлом. Каждый из нас, представителей старшего поколения, учил язык пять, десять, а то и больше лет, но далеко не все могут продемонстрировать умение общаться на нем. И причина здесь не только в отсутствии языковой среды или недостаточности стимулов к изучению языка в закрытом обществе, но и в том, что преподавание языка не имело последовательного практического характера. Нам давали знания о языках, нам излагали грамматику иностранного языка во всем ее многообразии, но нас не учили самому языку, речи как таковой. То есть изучение иностранного языка не преследовало цель практического владения им. К сожалению, изучение иностранного языка не исключение. Присмотревшись внимательнее, мы увидим аналогичные недостатки в изучении математики, когда ученики не могут применить знания для анализа конкретной, особенно нетипичной ситуации, а также при изучении истории, когда самоцелью становятся знания о дате события (например, военной операции), ее ходе и полностью игнорируется аспект использования знаний истории для анализа учениками современных событий в обществе. Такие недостатки типичны и для других предметов, практически для образования в целом. И не только среднего, но и профессионально-технического и высшего.

Все это представляет особую угрозу в условиях, когда человечество двигается к новому качеству общественного развития — обществу знаний. Очень часто понятие «общество знаний» сводят исключительно или преимущественно к его информационной составляющей. Понимая значение этой составляющей, автор на должности министра образования и науки пытался сделать все возможное для компьютеризации и информатизации образования в Украине. И эту работу следует активно проводить и в дальнейшем. Но подчеркнем, что решающим фактором общества знаний будет Человек. Человек, способный действовать на основе полученных знаний, на основе практического их использования. Сформируем такого человека через образование — будем иметь перспективу утвердить общество знаний, деятельность которого в целом и в различных сферах в частности будет организована на основе знаний.

С сожалением приходится констатировать: несмотря на громкие заявления о научном характере руководства обществом и научности самого его развития, которые звучали еще в советский период и не менее громко провозглашаются в последние пятнадцать лет, в лучшем случае, знания, наука играют декоративную, украшающую роль в управлении государством и обществом. Достаточно сказать, что практически ни одна серьезная программа развития государства или его отдельных сфер не имела серьезной научной апробации, не говоря уж о том, что их создавали без активного участия ученых. И если в советский период власть считала необходимым хотя бы «освятить» такие планы наукой, то в последние годы не было даже этого. Не абсолютизируя возможностей современной украинской науки, все же трудно понять заносчивость чиновного народа, готового создавать стратегические планы крупной европейской страны в условиях формирования общества знаний на основе собственной интуиции, путем проб и собственных ошибок.

Успешная реализация украинским образованием упомянутых функций, наряду с другими назревшими преобразованиями, позволит сформировать человека с инновационным типом мышления, инновационным типом культуры, с готовностью к инновационному типу деятельности, что станет адекватным ответом на переход цивилизации в инновационный тип развития. Лишь сформировав инновационную личность, мы сможем стать конкурентоспособной нацией.

Самодостаточная личность

Современное общество, с одной стороны, требует более глубокого личностного развития человека, а с другой — создает более хорошие предпосылки для этого.

Если определять основные причины первого из названных тезисов, следует отметить, что процесс глобализации, к тому же сопровождающийся развитием современных информационных технологий, существенным образом, буквально на порядки, расширяет коммуникационную среду, в которой живет и функционирует человек. За сравнительно краткий исторический период коммуникативная среда человека неузнаваемо изменилась. Если в общинной России и советском колхозном селе человек общался в узкой среде небольшого населенного пункта, то в современных, тем более будущих условиях человек получает бесконечное множество информационных влияний со всего мира. Эти влияния не только разнообразны, но часто и противоречивы, противоположны, что существенно усложняет определение самостоятельной позиции человека. То есть для того, чтобы оставаться собой, а тем более эффективным в многообразном поле общения и влияний, человек должен быть значительно более развитым как личность, быть самодостаточной личностью.

Следующей причиной необходимости углубления личностного развития человека, формирования самодостаточности личности является объективно обусловленный в мире и, разумеется, в Украине процесс роста демократичности общества. Этот процесс, в свою очередь, вызван разнообразными причинами. Среди них — необходимость регулирующих, управленческих действий в масштабах человечества, что обусловлено глобализацией и ростом целостности мира; создание региональных организаций государств, которым добровольно передан ряд функций государства; необходимость демократической общей атмосферы для развития современных научно-информационных технологий; потребность, наконец, в более развитой демократии для более глубокого развития и самореализации личности в обществе и т.п. Словом, демократизация является необходимой предпосылкой дальнейшего прогресса общества и человека.

Вместе с тем, главный фактор дальнейшей демократизации — развитие личности, ее самодостаточность, способность своей сущностью обуславливать характер и более высокий уровень демократии. Так, для демократичности страны важно, каким является президент государства, какой состав парламента и характер законов, принимаемых им, из представителей каких политических сил состоит правительство и т.д. Но настоящую демократичность общества, в конце концов, определяет уровень самосовершенства граждан, их способность к самостоятельному и осознанному действию, в том числе и рациональному, с точки зрения демократичности, формированию властных структур разных уровней в государстве. Поэтому учебно-воспитательный процесс в образовательных заведениях, а также социальная среда в обществе в целом должны быть максимально сориентированы на формирование развитой, самодостаточной личности. А проблем здесь пока много.

Образование в Украине, как и в любой другой стране, неразрывно связано с обществом, его традициями и ценностями и потому сохраняет множество черт прошлого. К величайшему сожалению, толерантное отношение к личности, забота об утверждении ее самодостаточности не были, говоря очень мягко, сильной стороной ни политики царской России, ни политики Советского Союза. Наоборот, пренебрежение к правам человека, а иногда и его жизни, свидетельство чего — хотя бы Голодомор в Украине в тридцатые годы, имело естественный и логичный характер для общества прошлого. Эти особенности общественных отношений перешли к отечественному образованию и составили сущностную основу отношений в учебных заведениях. И хотя за годы независимости произошла определенная демократизация атмосферы в образовательных заведениях, к величайшему сожалению, проявления репрессивной, авторитарной педагогики, субъекно-объектный тип взаимоотношений того, кто учит, и того, кто учится (когда первый является активным субъектом, а второй — пассивным объектом), еще довольно распространены. В результате часто формируется не самодостаточная личность, а несамостоятельный человек, человек-приспособленец, человек, действующий по принципу «чего изволите». Такой тип отношений следует оставить в прошлом как можно скорее. Это нужно не столько для образования, как для общества. Не сделав этого, мы никогда не будем иметь постоянного демократического общества и цивилизованной рыночной экономики. Поскольку ребенок, проучившись десять и более лет в авторитарной среде школы, став взрослым, даже бессознательно, будет требовать и будет творить авторитарное, а не демократическое общество. Да, учителю, которого не уважают дети, работать в условиях демократии, толерантной педагогики и равноправных субъектно-субъектных отношений с учениками значительно сложнее. Но кому нужна дорога, не ведущая к храму, кому нужно обучение, не формирующее личность?

Для усиления формирования самодостаточной личности в модернизации образования в последние годы был сделан ряд шагов. Так, в начальной школе введен интегрированный курс «Я и Украина». Не просто окружающий мир, а Я-личность и мои взаимоотношения со средой, как с другими людьми, коллективами, обществом в целом, так и с природой. В 5—6 классах вводится новый предмет — «этика», также призванный усилить личностную ориентацию обучения. Введено положительное двенадцатибалльное оценивание, содержащее больше поощрительных, побудительных возможностей, чем предыдущее, имевшее три положительные (3, 4, 5) и две негативные оценки (1, 2). Происходит демократизация отношений учителя и ученика и т.п. Вместе с тем многое еще надлежит сделать. Более всего беспокоит отношение к личности в обществе и семье. Имеем множество примеров жестокого отношения к ребенку, игнорирования его мнения, позиции, что, безусловно, отрицательно сказывается на развитии ребенка. Поэтому демократизация общества важна также и как предпосылка для формирования свободной, самостоятельной личности.

Ребенкоцентризм

В современных условиях все очевиднее, что смыслом и основным показателем прогресса человечества является развитие каждого отдельного человека на основе его способностей. К тому же это главный рычаг дальнейшего прогресса общества, особенно в условиях перехода к научно-информационным технологиям, а затем — и к обществу знаний, где успех в производстве и жизнедеятельности будет зависеть прежде всего от развития человека. В связи с этим существенным образом актуализируется, не только с учетом интересов отдельного человека, но и общества в целом, задача максимально приблизить обучение и воспитание каждого ребенка к его сущности, способностям и особенностям. На наш взгляд, этот принцип должен быть определяющим при проведении любых изменений в образовании. Поскольку именно он позволит достичь наивысшего качества образования и, что чрезвычайно важно, не вопреки природе каждого ребенка, а благодаря ее познанию и развитию.

И здесь на первый план выступает принцип ребенкоцентризма, но не в значении внимания к ребенку как таковому, к ребенку абстрактному, обобщенному, а к конкретному ребенку с его сущностными характеристиками. Это важно на всех этапах образовательной деятельности — начиная от дошкольного образования и заканчивая университетом.

Это намного сложнее для учителя, но это единственный путь формирования человекоцентристского, гуманного, демократического и эффективного современного общества, не говоря уж о том, что это единственный путь к счастью каждого человека. В сущности, учитель вместе с родителями должен помочь ребенку самопознать и саморазвить себя, и тогда, став взрослым, человек наиболее полно себя самореализует, обеспечив и собственный успех, поскольку он будет заниматься любимым делом и будет делать это профессионально.

Переход к новому содержанию и 12-летнему сроку обучения предусматривает изменения в направлении утверждения ребенкоцентризма. Для этого уже в основной средней школе (в 5—9 классах) предусмотрены несколько вариантов учебных планов. Но действительно серьезные возможности для профильного обучения, с учетом потребностей ребенка, появятся в старшей школе (в 10—12 классах), где из шести направлений предусмотрены свыше тридцати вариантов учебных планов. Формирование индивидуальной траектории получения знаний в университетах предусмотрено также требованиями Болонского процесса, к которому Украина после подготовки в течение нескольких лет и экспериментальной работы присоединилась год назад. Аналогичные подходы отрабатываются и в системе профтехобразования.

Но этого недостаточно. Нужно изменить взаимоотношения учителя и ученика (профессора и студента). Учитель должен перестать быть над учеником, жестко регламентировать и однозначно определять его развитие и познание. Он должен стать рядом с ним, помогая каждому ребенку сконструировать и реализовать оптимальный путь познания и развития на основе индивидуальной сущности. Тем более что время объективно требует изменения роли и места учителя в учебном процессе. Учитывая ряд причин, и прежде всего наличие новых информационных технологий, учитель перестает быть единственным или главным источником знаний для ученика. Он должен стать его партнером в учебе и развитии. На помощь учителю должны прийти школьные психологи, которые бы создавали психолого-педагогический портрет каждого ребенка, знакомили с ним каждого учителя, приходящего в класс, наблюдали за изменениями, происходящими с ребенком, и т.п.

В последние годы в школе увеличилось количество психологов, все эффективнее действует подчиненный Министерству образования и науки и Академии педагогических наук Украины Научно-практический центр психологии, но полноценной системы психологической, а тем более психолого-методической службы в образовании, которая бы занималась и здоровьем ребенка, нет. Высшую психологическую подготовку должны иметь учителя, мастера как нынешние, так и будущие, для чего следует внести соответствующие коррективы в учебный процесс педагогических университетов.

Ценности

Коррективы следует внести и в такую важную сферу, как формирование системы личностных ценностей. Следует понять, что утверждение ценностей, отживших свой век, очень отрицательно сказывается не только на сущности личности, но и, безусловно, на жизненном пути человека и характере общества в целом. Формирование неадекватных временных ценностей стреноживает человека, искривляет его жизненный путь и существенно понижает, а то и вообще перечеркивает самореализацию. Особая актуальность этой проблемы для нашей страны состоит в том, что кроме причин общецивилизационного характера, диктующих изменения, изменения обуславливают также украинские трансформации, как уже проведенные, так и те, которые будут реализованы в будущем. Речь идет прежде всего о создании независимого государства, переход к демократии, формирование рыночной экономики, утверждение многообразного духовного мира и т.п.

Даже, казалось бы, понятные и вечные категории получают новое толкование. Скажем, понятия добра и зла. За многие десятилетия по известным причинам в Украине сформировано негативное, осуждающее отношение к людям зажиточным, а тем более богатым. Вместе с тем без утверждения положительного отношения к честно заработанному богатству, отнесение его в общественном мнении к категории «добро», без соответствующего общественного отношения к его носителям мы не сможем динамизировать прогресс в стране, утвердить, наконец, цивилизованные рыночные отношения. И, наоборот, законсервируем рынок в системе координат этапа первоначального накопления капитала с его несправедливым переделом национального богатства, что, на наш взгляд, является наибольшей несправедливостью пятнадцати лет независимости, с трагическими последствиями для большинства населения Украины. Поскольку, как правило, не по талантам и эффективности деятельности разделено украинское общество на небольшую группу людей очень богатых и абсолютное большинство бедных граждан. И задача государства состоит хотя бы в том, чтобы максимально приблизить стартовые возможности детей из разных семей в получении образования и осуществлении первых самостоятельных шагов в жизни.

Следует существенным образом углубить и модернизировать экономическое мышление в обществе, предоставить возможность молодым людям осознать реалии цивилизованных экономических отношений ХХІ века.

Экономическое мышление сейчас заполонило жизнь человека в мире. Экономическое измерение является закономерным порождением развития европейского капитализма. Но не как эксплуататорского строя, несущего в себе все ужасы тоталитаризма, издевательства и т.п. Подобный образ по сей день остается в сознании многих представителей старшего поколения, воспитанного в условиях «борьбы двух систем». Скорее всего, большинство из них уже не откажется от такого стереотипа.

Более молодое поколение, на котором фактически лежит ответственность за судьбу страны, в значительной мере пребывает в неопределенности, поскольку неутихающая политическая борьба все еще направлена против богатства и олигархов, которые олицетворяют капитализм. Кроме того, во многих лекционных курсах, журнальных и газетных публикациях можно натолкнуться на утверждение об «антагонистических разногласиях», присущих капиталистическому строю, и, конечно, о далеко не оптимистических последствиях этого для человека.

Рыночная экономика, на фундаментальных принципах которой построено современное общество, это не просто товарное обменно-оценочное хозяйство. А хозяйство, ориентированное на прибыль, на прирост денег. Целью хозяйствования становится прежде всего производство материальных благ благодаря активности человека, его сущностных сил. Деньги, а в то же время и стоимость, выходят на первый план, именно они теперь ведут хозяйство, а не только его опосредствуют. Экономическая детерминация бытия, осуществленная вульгаризированным марксизмом, превращенным в идеологию, на самом деле искажала сущность самого капитализма. Выделяя только его разногласия, она в то же время превращала человека в прямую зависимость от материальных факторов. Можно утверждать: большинство трудностей, существующих в Украине, возникают именно из-за стереотипов, которые все еще существуют в сознании.

Разнообразные изменения, требующие ценностных коррекций в образовательно-воспитательном процессе, происходят во взаимоотношениях человека и государства, человека и мира, государства и мира. Обусловлены они прежде всего глобализацией, хотя ею далеко не исчерпываются. К тому же сущность самой глобализации не всегда трактуется адекватно. Часто ее сводят только к сближению народов, к созданию все более единого экономического пространства, информационной среды и т.п. Но, наряду с этим, глобализация означает обострение конкуренции между государствами-нациями, обретение ею глобальных масштабов, распространение не только на экономику, но и на другие сферы жизнедеятельности стран. Поэтому для каждой страны большое значение имеют объединения граждан, наиболее полное осознание настоящих национальных интересов в каждой сфере жизнедеятельности и их последовательное отстаивание в конкурентных отношениях с другими государствами. Это особенно важно для Украины как государства, ставшего самостоятельным субъектом геополитики недавно, когда мир уже был разделен на зоны влияний традиционными геополитическими станами-игроками.

Поэтому в условиях глобализации гражданское единство, национальное объединение, а следовательно — патриотическое воспитание молодежи не только не теряют актуальности, а, наоборот, являются задачей, действительно стратегической по своему значению. Патриотическое воспитание не только важно для формирования чувства принадлежности к нации, государству, но и имеет сугубо прикладной характер, поскольку ведет к национальному объединению, а следовательно к более эффективному отстаиванию национальных интересов в отношениях с другими государствами, что чрезвычайно актуально (достаточно вспомнить сомнительный опыт переговоров с Россией по поводу поставок газа), и, наконец, к более зажиточной жизни граждан.

Но и понимание патриотизма в начале ХХІ века отличается определенными особенностями. Как никогда прежде, оно предусматривает не только любовь к своему народу, но и уважение к другому, уважение каждого человека, независимо от его национальности и гражданства. И это следует делать не только через гуманизм. Мы живем в целостном мире, перешедшем своеобразную границу, с появлением ядерного оружия и глобальных экологических проблем он приобрел способность к самоуничтожению. И именно от отношений между народами, государствами и конкретными людьми будет зависеть существование самого человечества, не говоря уже о характере цивилизации.

Словом, чтобы подготовить человека к жизни в нынешнем столетии, следует полностью осознать сущность изменений, принесенных новым временем, сориентировать общество и государство на сознательное, последовательное и динамическое их восприятие. Это задача всего общества, а особенно образования. От способности украинского образования дать достойный ответ на вызовы ХХІ века будут зависеть судьбы миллионов пока маленьких украинцев, да и, собственно, будущее самой Украины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 14 сентября-20 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно