КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМИРУЕТ БУДУЩЕЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ГРАЖДАН

1 июня, 2001, 00:00 Распечатать

Все течет, все меняется — гласит философская мудрость. Но неизменным остается неудержимое стремление человека к знаниям...

Василий Кремень
Василий Кремень

Все течет, все меняется — гласит философская мудрость. Но неизменным остается неудержимое стремление человека к знаниям. Еще Сократ в свое время говорил: нет ничего более важного, чем образование. С того времени прошло немало веков, но проблемы образования не только не утратили актуальность, но и стали определяющими в развитии человечества, поскольку за последнее столетие произошли глобальные изменения во всей общественной жизни. Поэтому внедрению научно-информационных технологий в производство и разнообразную человеческую жизнедеятельность способствуют именно знания. «Выпасть» из этого процесса означает для государства оказаться на обочине прогресса. И именно жизнь вынуждает нашу страну прибегать к радикальным шагам в сфере образования.

 

Мы ценим достижения нашей системы образования, которые нужно сохранить и приумножать. Однако без ее модернизации не сможем обеспечить конкурентоспособность нашего государства, нации в мировом сообществе.

Основным направлением модернизации является трансформация образования индустриального общества, каковым оно остается и нынче, в образование информационного общества. Это, с одной стороны, требует формирования новых качеств, которые становятся актуальными в новых условиях, с другой — использования новых возможностей, появляющихся благодаря новой технике и технологиям, в образовательной деятельности.

Кратко остановлюсь на основных моментах модернизации. Хочу поставить точки над «і» относительно перехода на 12-летний срок обучения. Это не самоцель, а опять-таки — требование жизни в мировом сообществе. Стоит лишь сказать, что для большинства европейских стран такой, а то и более продолжительный срок обучения давно стал реальностью, не вызывающей возражений.

Второе — содержание обучения. На сегодня оно не является оптимальным. Министерство будет работать над тем, чтобы в своей сущности обучение было сориентировано на получение нашими учениками фундаментальных знаний по основным предметам. Следует разгрузить учебные курсы от динамично меняющейся в наше время чрезмерной информационной составной.

Третье. Учебный процесс в общеобразовательной школе требует определенной переориентации. Пока что он направлен на то, чтобы ученик — иногда, к сожалению, сугубо механически — освоил определенную сумму знаний. Безусловно, функция усвоения знаний с творческим подходом всегда актуальна, и нам нужно сохранить ее высокий уровень. Но сегодня не менее актуальной становится и другая. А именно — выработка у ученика навыков, потребности самостоятельно овладевать знаниями, информацией. И не только. А еще — использовать полученные на уроке или добытые самостоятельно знания для профессиональной, собственно, для общественной деятельности в целом. Пока, к сожалению, ученик использует их, как говорится, сугубо теоретически, демонстрируя свои знания на экзаменах.

Четвертое. Мы должны заменить остатки авторитарной педагогики педагогикой толерантности, то есть переориентировать учебный процесс на формирование самодовлеющей личности. Только развитый, ответственный человек сможет эффективно применять свои знания для гармоничного сосуществования и сотрудничества в обществе. А значит, для его настоящей демократизации и эффективной рыночной экономики. Более того, только общество, имеющее достаточно развитых, самостоятельных людей, может быть действительно демократическим и рыночно эффективным.

Пятое. Речь идет о компьютеризации, информатизации образования, то есть переведении образовательных технологий на современный уровень. Нам уже удалось за счет капитальных вложений приобрести свыше 1000 компьютеров и передать их, в первую очередь, сельским школам. Это очень мало. Работа в этом направлении продолжается и важно, что она активизировалась в областях. Министерство, скажем, объявило конкурс на разработку программных материалов и внесло на рассмотрение правительства проект компьютеризации образования в 2001—2004 годах, который утвердили 6 мая с.г. Этой работе мы придаем большое значение, ведь сегодня компьютерная образованность — это и конкурентоспособность специалиста, и возможность реализации индивидуального подхода к ученику. А выход в Интернет открывает широкие возможности для школьника в условиях глобализации мира. И, в конце концов, компьютеризация образования — это сегодня национальная безопасность страны.

Шестое. Вопрос языковой политики тоже требует определенных усилий модернистского характера. Полагаю, мы должны отойти от унизительного, по моему мнению, для Украины противостояния — украинский язык или русский? Однозначно то, что все выпускники — граждане нашей страны — должны знать государственный украинский язык. А каждый желающий учить русский тоже должен иметь такую возможность. И здесь проблемы часто создают искусственно и «подогревают», мягко говоря, неумные агрессивные люди. Кстати, нашу благотворную и взвешенную языковую политику неоднократно отмечали соответствующие институты европейского и мирового сообщества. Речь о другом. Нынешний школьник должен в совершенстве владеть не только государственным, но и одним-двумя иностранными языками. Это не прихоть, а необходимость, ставшая обычным явлением во многих развитых странах мира. И эту необходимость мы подкрепим учебными планами, то есть возможностью изучать иностранный язык со второго класса.

Говоря об изменениях в общеобразовательной школе, нужно сказать и о том, что мы отрабатываем механизмы учета склонностей, способностей ученика, поскольку концепцией 12-летнего обучения предусмотрено сделать последние три класса профильными. Восстановлена сдача выпускниками экзаменов, из которых два являются обязательными, а три — на выбор ученика. Новые возможности для учителя и школьника открывают и переход на 12-балльную систему оценивания знаний, посеместровое обучение. Кстати, переход на эту систему, как показывает практика, не стал проблемой для детей. Да и для многих учебных заведений, постепенно модернизовавших методы и содержание обучения, он не был неожиданностью. Скорее — подтверждением правильности избранного направления.

В сфере управления образованием мы реализуем переход от сугубо государственного управления к государственно-общественному. Все мы помним родительские комитеты, которые часто были и остаются зависящими от администрации школы. Ныне разработано и утверждено положения об опекунском совете. Его функции будут несколько иными: не только помощь школе, но и общественный контроль за ее деятельностью. В такие советы должны войти наиболее авторитетные люди поселка, города, микрорайона.

Разработано также положение о школьных округах для школ I—II уровней. Они будут создаваться во главе с директором средней школы, куда войдут учебные заведения I—II уровней, ученики, продолжающие учиться в этой школе.

Завершаем разработку программы «Школьный автобус», чтобы обеспечить подвоз сельских детей к школе.

Мы уделяем большое внимание профессионально-техническому обучению. И суть его не только в сохранении количества учеников и материальной базы, но и в более системном совмещении профтехобразования с высшим и средним. Для этого мы уже сегодня позволили высшим ПТУ готовить младших специалистов. Создаются условия, чтобы лучшие выпускники ПТУ поступали на 2-й курс вузов I—II уровней аккредитации, а выпускники последних — на 2—3-й курсы высших учебных заведений ІІІ—ІV уровней аккредитации.

Относительно высшей школы. Ее функции сегодня в мире тоже беспрерывно меняются. Она перестает быть только средством подготовки специалистов, а все более — обязательным этапом в развитии личности, безусловно, работающим на конкурентоспособность специалиста и страны в целом. Политика министерства в сфере высшего образования такова: создать условия, чтобы как можно больше молодых людей получили высшее образование. Поэтому мы не уменьшаем количество приема студентов по госзаказу. Появятся возможности у государства — следует увеличить госзаказ. Мы также сняли все препятствия для поступления на платной основе в ведущие вузы страны. А с прошлого года ввели принципиально новую форму финансирования образовательных услуг — предоставление государством льготных кредитов на обучение. Мы демократизировали условия приема: сделали в разное время вступительные экзамены в вузы по статусу и уровням аккредитации учебных заведений и позволили сдавать экзамены одновременно в несколько вузов. Тем самым подняли планку реализации возможностей молодежи, стремящейся учиться. Эти отдельные шаги модернизации высшего образования уже дают положительные результаты: в прошлом году — в сравнении с предыдущим — в высшие учебные заведения было принято молодежи на 14% больше. Сегодня имеем 259 студентов на 10 тыс. населения, тогда как в наилучшие восьмидесятые имели 176.

Относительно учебников. Впервые за последние годы их выпуск был профинансирован в полном объеме, а себестоимость каждого отпечатанного в 2000 году и затраты на доставку — ниже, чем в 1999-м. Несмотря на 25% инфляции, впервые изданы учебники для детей с особыми потребностями. Увеличен выпуск книг для национальных школ. Вместе с тем недофинансирование этого важного участка образования в предыдущие четыре года не позволило издать запланированное количество учебников. Поэтому обеспечение ими достигает в среднем 70%.

Есть еще один очень важный участок работы в сфере образования, на котором я не могу не остановиться. Это эффективность воспитательного процесса. Приоритеты последних лет изменились. Следовательно, должен измениться и подход к воспитательной деятельности, его следует строить на другом фундаменте. А именно — на основе уважительного отношения к личности ребенка. На признании и реальном соблюдении его прав в семье, где он должен быть равноправным членом, на предоставлении ему статуса активного субъекта в школе, на положительном поощрении со стороны взрослых, а не на разрушительном наказании и пренебрежении. Вот тогда мы будем иметь сознательных граждан, патриотов, полноценные личности, а не запуганных конформистов.

Названные мною шаги относительно модернизации образования не самоцель, а способ достижения более эффективного развития нашего общества, его достойной адаптации в мировом сообществе. Ведь школа — своеобразная мастерская, где формируется подрастающее поколение. Поэтому она должна быть в центре внимания общества.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно