Впервые я побывал в Стритивке на мартовском традиционном Шевченковском празднике. В определенной степени так называемый датский подход, известный еще с советских времен, живет у нас и поныне. Интерес к Тарасу Шевченко активизируется с приходом весны: присуждаются шевченковские премии, устраиваются вечера и концерты, возлагаются венки и цветы к памятникам.
Когда вместе с несколькими киевлянами я ехал в Стритивку, то не тешил себя особыми иллюзиями увидеть и почувствовать что-то оригинальное именно в режиссуре и содержании праздника. Владимир Кушпет (известен как один из основателей ансамбля «Кобза») давно приглашал в Стритивку, где преподает в школе кобзарского искусства, и я пожалел, что не воспользовался его приглашением раньше, чтобы рассмотреть и послушать все спокойно, без лишней помпезности.
К торжеству ученики кобзарской и обычной общеобразовательной школ подготовили литературно-музыкальную композицию на тему произведений Тараса Шевченко. Естественно, исполнительский уровень был разный, но душу тешили искренность и стремление участников концерта выложиться на все сто.
После концерта директор школы Галина Иванова рассказала мне об истории учреждения и его сегодняшнем дне.
Стритивская высшая педагогическая школа кобзарского искусства (таково ее полное официальное название) существует 17 лет, а Галина Михайловна работает в ней с 1980 года, когда это была обычная восьмилетняя общеобразовательная школа. Со временем она поняла, что постепенно вместе с уменьшением сельского населения исчезает перспектива развития школы, а следовательно, и самого села. Пани Галина родом из Стритивки, и судьба малой родины ей была отнюдь не безразлична.
Кстати, есть несколько версий происхождения самого названия села. Одна из них основывается на легенде, что именно в этом месте накануне присоединения Украины к Московии встретились посол царя Алексея Михайловича боярин Бутурлин и казацкий полковник Иван Богун, который после переговоров так и не одобрил идею присоединения. Доподлинно эта версия не имеет подтверждений, но Галина Иванова склонна усматривать в названии села символический смысл, поскольку нынче благодаря кобзарской школе здесь встречается талантливая молодежь из разных уголков Украины.
На фоне перманентного политического противостояния и громких заявлений некоторых политиков, которые на самом деле ничего конструктивного для консолидации и развития страны не дают, локальный эксперимент в Стритивке доказывает, что разглагольствование о духовной несовместимости украинского востока и запада весьма преувеличены. К тому же важно, что выпускники кобзарской школы возвращаются в родные пенаты с осознанием приобщения к истокам украинской культуры. Галина Иванова поддерживает контакты с выпускниками школы (а их уже более полутора сотен), которые далеко не все связали свою судьбу с кобзарским искусством. Она не делает из этого трагедии, поскольку считает, что главную свою миссию школа выполняет: молодой человек не обязательно становится бандуристом или кобзарем, иногда вообще не продолжает музыкальной карьеры, — но будет распространять вокруг себя настоящую украинскую ауру.
И еще одна показательная деталь: почти все воспитанники школы постоянно поддерживают контакты с кобзарской альма-матер, и, по крайней мере, один раз в год охотно приезжают в Стритивку, участвуют в общих концертах. При этом, какую бы художественную высоту ни преодолели, а на этих выступлениях волнуются, как на первом школьном уроке.
«Поначалу, — рассказывает Галина Иванова, — в нашей общеобразовательной школе это был класс с углубленным изучением кобзарского дела. Со временем стал вопрос: а какой документ будем выдавать выпускникам этого класса? Ведь мы оказались вне образовательных норм. Более десяти лет искали выход из этого положения и благодаря нашему Министерству образования и науки преодолели эту юридическую ловушку. Так что мы стали высшим учебным заведением I уровня аккредитации. Зимой нынешнего года прошли переаккредитацию и продлили нашу лицензию еще на пять лет.
Под одной крышей у нас уживаются обычная общеобразовательная и кобзарская школы и вдобавок интернат для детей из неблагополучных семей, сирот. И этим детям легче жить в музыкальной среде. В нынешнем году мы приняли в кобзарскую школу одного ученика из интерната. Считаю это большим делом, если мы таким способом спасем хотя бы одну душу, и она приобщится к миру музыки. И еще одна особенность: в кобзарской школе учатся преимущественно сельские дети, которые до этого не имели никакого представления о нотной грамоте. Можете себе представить, сколько усилий приходится прилагать нашим педагогам. Мы практически не знаем, что такое выходные. И еще одна симптоматичная деталь: когда наши ученики уезжают на каникулы, село будто пустеет, пульс его жизни замедляется до минимума».
Первая часть праздника, упомянутого в начале нашего рассказа, состояла из литературно-музыкальной композиции, которую подготовили ученики общеобразовательной школы, а во втором отделении выступали ученики кобзарской школы. И было заметно, что младшие многое берут у «кобзарской старшины».
Набор в кобзарскую школу начинается с девятого класса, причем конкурса как такового здесь нет и, как считает Галина Иванова, не будет. Лишь проводят собеседование, непременно проверяют музыкально-слуховые данные. Есть еще, так сказать, двухмесячный испытательный срок: ученик должен определить сам, действительно ли его интересует кобзарское искусство.
У истоков стритивской школы стоял известный поэт, председатель Украинского фонда культуры Борис Олийнык, благословивший создание уникального учебного заведения. А первый импульс пошел от тогдашнего учителя музыки нашей общеобразовательной школы кобзаря Владимира Горбатюка. Он спросил Галину Иванову, могли бы они принять в восьмилетнюю школу нескольких мальчиков, которые уже начали усваивать азы кобзарского искусства. Она посоветовалась со своим мужем, который тогда был председателем местного колхоза (колхоз имел хоть и небольшие, но все же возможности помочь дополнительными средствами), и поскольку кобзарская «окраска» добавляла популярности школе, предоставлял эту поддержку учреждению свыше десяти лет.
Мечта Галины Ивановой — открыть при школе мастерскую по изготовлению бандур. В этом есть насущная потребность, ведь в Украине таких мастерских сейчас нет — Черниговская фабрика музыкальных инструментов практически исчезла. Стритивским ученикам под опытным руководством по силам делать инструменты для себя.
Стритивская школа кобзарского искусства — свидетельство того, что духовность прорастает в юных душах не благодаря громким пафосным речам политиков, а в результате кропотливого, каждодневного труда профессионалов. В нынешнем сентябре, как всегда, в Стритивку съехались ребята из всех уголков страны. «Они являются носителями разных региональных традиций, — говорит Галина Иванова, — и говорят кто на украинском, а кто на русском. Но мой опыт свидетельствует: вскоре они превращаются на одну семью. И как круги от камешка, брошенного в воду, расходятся от стритивской школы животворные флюиды по всей Украине».