С тех пор, как искусственный интеллект (ИИ) начал массово интегрироваться в образование, появились тревожные прогнозы относительно его негативного влияния на умственные способности студентов. Многие консервативные преподаватели и эксперты считают: если ИИ выполняет задания вместо учеников, это неизбежно приведет к деградации их мышления, ведь логика проста — зачем напрягать мозг, если нейросеть мгновенно может дать необходимый ответ?
Однако, как пишет образовательный эксперт Владимир Страшко в статье для ZN.UA "Искусственный интеллект в образовании: деградация мышления или революция в обучении?", недавнее масштабное исследование, опубликованное во влиятельном научном журнале Nature, демонстрирует противоположные результаты. В частности, согласно выводам исследователей, искусственный интеллект не только не ухудшает учебных результатов, а наоборот - существенно улучшает их.
Среди прочего, ученые установили, что:
- использование искусственного интеллекта положительно влияет на учебные успехи студентов;
- значительно улучшается восприятие процесса обучения;
- искусственный интеллект способствует развитию навыков мышления высшего порядка (higher order thinking).
Особенно эффективно искусственный интеллект влияет на учебный процесс, когда речь идет о STEM-дисциплинах (наука, технология, инженерия, математика), где критически важна возможность персонально подробно разобрать каждый шаг выполнения задач. Кроме того, оптимальным сроком использования ChatGPT для получения заметного эффекта является период от четырех до восьми недель регулярного привлечения нейросети к учебному процессу.
Как отмечает автор, важным выводом исследования является также то, что эффективность использования ChatGPT в значительной степени зависит от того, как именно его интегрируют в учебные курсы.
"Лучшие результаты демонстрируют курсы, построенные на решении практических проблем и развитии конкретных компетенций", - пишет Страшко.
Такой анализ, по его словам, позволяет значительно шире взглянуть на проблему.
"Очевидно, что дело не в том, чтобы избегать ИИ, а наоборот - научиться максимально эффективно его использовать", - объясняет эксперт, отмечая, что образовательные учреждения должны изменить свой подход и начать использовать ИИ как мощный инструмент для развития, а не для пассивного получения готовых ответов.
"И пока мы об этом размышляем, в некоторых странах мира эти подходы внедряют в жизнь", - добавил он.
Ранее сообщалось, что в США открыли онлайн-школу, где академическую часть преподает искусственный интеллект. Означает ли появление таких школ то, что в будущем учителя не будут нужны и выдержит ли классическая школа вызов будущего? Об этом Владимир Страшко размышлял в статье "Искусственный интеллект в школе: угроза для учителей или шанс для образования?".
