Выступая на парламентских слушаниях по вопросам образования, министр образования и науки В.Кремень сказал: «Есть все основания констатировать, что в Украине на современных законодательных основах функционирует достаточно развитая и разветвленная национальная модель образования, по многим количественным и качественным показателям не уступающая уровню развитых стран мира и конкурентоспособная на европейском образовательном пространстве». Думаю, нашему министру доступны эти «количественные и качественные показатели», на основе которых он сделал такие выводы. Но почему они не известны широкой общественности?
Возьмем, к примеру, тезис о том, что все баллы 12-балльной шкалы оценивания знаний положительные. Каковы последствия этой страусиной политики? Это привело к тому, что документ о среднем образовании получают, в частности, практически необразованные люди.
Учителей постоянно призывают «вертеться возле ученика, как планеты вокруг солнца» и т.д. Объясняют это принципами гуманизации и демократизации обучения, уменьшением стрессов и т.п. В действительности же результат такой «демократизации» — воспитание у учеников недисциплинированности, распущенности, наглости и безответственности.
Cкладывается впечатление, что взрослые и умные люди вместо серьезной работы по реформированию образования играют в реформу: не просчитывают результаты от нововведений, оперативно не ликвидируют недостатки в реформировании.
Мы должны быть реалистами и осознать, что:
— у нас давно нет общего и обязательного среднего образования. У нас уже около тридцати лет существует система общей и обязательной раздачи аттестатов;
— большая часть учителей — обычные, рядовые труженики, к тому же замученные нищетой и проблемами. Они могут научить только того, кто хочет и может учиться;
— образовательная отрасль — одна из самых коррумпированных сфер нашей жизни.
Поэтому мы должны подумать, как в таких условиях изменить отношение учеников к учебе, а их родителей — к воспитанию детей? Для этого нужен мощный стимул. Нужно, чтобы высокий уровень образованности и воспитанности молодого человека был единственным путем достижения успеха в жизни, престижа и материального благосостояния. Семья, которая не учит и не воспитывает своих детей, должна нести материальные затраты.
Помню, лет пятнадцать назад я прислал похожую статью в газету «Радянська освіта». Конечно же, мой материал газета не напечатала. Вместо этого она напечатала письмо одной матери, ругавшей учителей местной школы за то, что они наставили ее сыну двоек и оставили на второй год. «А зачем его оставлять, — писала она, — если он все равно будет трактористом? Из трактора не выпадет». Улавливаете, какой стереотип мышления сложился уже тогда? Если будешь работать в селе, на тракторе, то учиться не нужно — думать, знать и отвечать за тебя будут другие. Вот так и был создан класс сельских люмпенов. Статья так и называлась — «З трактора не випаде». Эх, если бы так! По своему опыту знаю, что такие трактористы часто выпадают, и не только в переносном, но и в прямом смысле.
К сожалению, выпадают не только они. Вместе с ними выпала вся наша страна. И не из трактора, а из сверкающего суперсовременного экспресса, на котором по дороге благополучия и научно-технического прогресса мчатся в будущее интеллектуально сильные и образованные страны и народы.