ГОТОВИТЬ ЭЛИТУ ПРОРЫВА - Образование - zn.ua

ГОТОВИТЬ ЭЛИТУ ПРОРЫВА

30 марта, 2001, 00:00 Распечатать

Когда-то прогресс изображали для наглядности сменой картинок: человек пересаживается с телеги на ...

Василий Кремень Георгий Пигоров Юрий Таран
Юрий Таран

Когда-то прогресс изображали для наглядности сменой картинок: человек пересаживается с телеги на трактор, затем на поезд, далее — на самолет… Авторы статьи выбрали для обозначения интеллектуализации общества изображение ракеты. Этот образ ассоциируется также с актуальным и для современной Украины известным лозунгом — «Обгонять, не догоняя»!

 

Новые потребности
и возможности

 

Украина сегодня — в сложной, противоречивой ситуации. Невольно вспоминаются слова поэта «Мне вчера свободу дали. Что я с нею делать буду…».

Чтобы глубже понять, что делать, нам необходимо четко осознать простые истины. Первая из них заключается в том, что основным богатством, ресурсом Украины является интеллект, а также ее земля и промышленность (во многом еще сохранившиеся). Вторая: необходимое направление развития определяется не только состоянием страны, но и общемировыми тенденциями и потребностями, осмысление которых особенно важно для выхода из кризиса и правильного старта нашего цивилизованного развития.

Мы здесь вроде бы не открываем Америки. Новой стратегии развития Украины (в том числе интеллектуального) была посвящена прошедшая в середине ноября 2000 года научная конференция с участием Президента. Почти в то же время состоялась презентация коллективной монографии «Украина: интеллект нации». В прошлом году нами подготовлен и издан сборник «Новационно-творческое образование и интеллектуализация социально-экономического развития страны». В конце ноября того же года прошла еще одна научно-практическая конференция — по проблемам развития интеллектуального потенциала нашего общества. Так что, можно сказать, к интеллекту повернулись лицом (или, по крайней мере, начали поворачиваться) и власть, и наука, и образование.

Однако предстоит большая работа по определению — что же конкретно и как надо делать, в том числе в первую очередь — для опережающего интеллектуального развития Украины и для активного включения ее интеллигенции в работу по выводу страны из кризиса. Помочь ответить на эти вопросы должен анализ современных потребностей социально-экономического развития, а также резервных, пока лишь потенциальных наших возможностей, которые необходимо мобилизовать как можно скорее.

Выделим всего две главные потребности — экономическую и социальную. И очертим определяемые ими потребности более конкретно.

Все процветающие страны Запада и Востока активно развивают в наше время так называемую инновационную экономику. Ее важнейшей потребностью является создание все большего числа новшеств в единицу времени. Причем требуются в первую очередь особо высокоэффективные — прорывные разработки, являющиеся двигателями научно-технического прогресса. В социальном же развитии, с его ускоренно растущим приоритетом человеческих ценностей, на первый план выходят потребности в становлении «человекоцентристского» общества.

Все еще высокий, несмотря на утечку умов, интеллектуальный потенциал Украины позволяет развернуть работы по удовлетворению указанных потребностей. Для этого надо сохранить и/или снова развернуть и лучше финансировать наши передовые научные и инженерные школы. Причем последние — не только в институтах, а и на промышленных предприятиях. О том, что это возможно, свидетельствует проходящий сейчас в черной металлургии (в соответствии со специальным законом) экономический эксперимент. Например, участвующие в нем гигантские металлургические комбинаты с их мощным инженерным корпусом (такие, как Криворожсталь, Запорожсталь, комбинат им. Ильича) оживают прямо на глазах в результате перехода к правильной налоговой политике.

Огромные возможности предоставляет и реформа системы образования. Ведь именно она способна либо сильно ускорить, либо замедлить развитие страны — в зависимости от того, кого преимущественно воспроизводит — активных, высококультурных интеллектуалов или пассивных маргиналов.

Именно некоторым ключевым проблемам системы образования, связанным с новыми, интеллектуальными технологиями включения в жизнь ряда ее скрытых резервов, и посвящена наша статья.

 

«Первая ступень ракеты» — будущая система НТО

 

То, что можно (и нужно!) учить творчеству не только художественному (музыкальному, театральному и т.д.), что делается уже давно, а и деловому, — стало ясно в бурные годы научно-технической революции. Были обобщены старые методы творчества (например, аналогии, комбинирование и другие), разработано немало новых. Это прежде всего методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданной нашим гениальным современником Г.Альтшуллером. В 70-х — 80-х годах ТРИЗ стали широко изучать инженеры.

Практика установила: освоение и применение подобных методов активизации творчества не только ускоряет процесс творческого решения проблем, но и позволяет одновременно выявлять и, главное, успешно развивать творческие способности, значительно более целенаправленно и эффективно работать с одаренными. Сформировалось новое направление — специального новационно-творческого образования (НТО). Перестройка средней и высшей школы и введение при этом НТО могут обеспечить удачное соединение указанных выше важнейших потребностей развития с новыми большими его возможностями, предоставляемыми, в частности, этим видом образования. Содержание последнего предусматривает специальную подготовку молодого человека к новационно-творческой деятельности. При этом им осваивается система современных, новейших знаний — о творческом поиске и его методах, об информатизации творчества, развитии творческой личности, новшествах и новаторстве (инноватике), а также навыки применения всех этих знаний.

Очень важно, что такие знания позволяют наконец уйти от пресловутого «метода проб и ошибок», они упорядочивают логическую и активизируют интуитивную составляющие творческого мышления. Причем настолько, что повышают, например, у освоивших их инженеров в среднем втрое производительность творческого труда и вероятность появления при этом сильных, прорывных разработок.

У дошкольников, в том числе в детских садах, необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки. Эффективны развивающие игры и комплекс методов фантазирования (с придумыванием сказок) и развития творческого воображения. Такие методы в большинстве описаны в книгах по ТРИЗ. Указанный методический инструментарий может успешно применяться и для занятий с младшими школьниками. Базовый «предмет» для этого возрастного уровня может быть назван «Творческие игры». Его содержание, как и составляющие процесса воспитания качеств творческой личности достаточно известны креатологам и могут быть лишь дополнены опытом последнего времени.

Базовую дисциплину (или цикл дисциплин) для школьников, учащихся лицеев, гимназий целесообразно назвать «Творческие способности» (или «Путь к творчеству»). Содержание этого цикла посвящено развитию общих творческих способностей. (Специальные развиваются в специализированных музыкальных, художественных и других школах и училищах.) В указанный цикл дисциплин должны быть включены и необходимые элементы знаний о творчестве, и простые (в применении) приемы и методы развития творческого воображения и мышления. На этом этапе целесообразно начать работу по тестированию и оценке способностей и склонностей детей.

В специальной средней школе и в соответствующих специализированных школах (например, в лицеях: техническом, информационных технологий, экономическом и др.) необходимо полнее изучать важнейшие методы творчества и практику их применения.

В высшей школе (от I до IV уровней аккредитации) всех типов следует ввести базовый курс под названием «Основы профессионального (делового) творчества», или «Креатология». Базовая программа должна включать: необходимые основные знания о творчестве, представленные смежными науками (особенно психологией); знания общих естественно-научных и специальных законов развития систем (объектов творческого преобразования); знания всех основных методов творчества и практику их применения; знания и практику развития качеств творческой личности и ее способностей, а также формирования ее жизненной стратегии.

Некоторые элементы предложенной системы прошли апробацию, причем часть из них — уже в течение длительного времени. Так, в Днепропетровском металлургическом институте с 1978 г., а во всех технических вузах Украины — с 1980-го изучается курс «Основы технического творчества». Правда, со временем и под давлением кризиса активность освоения этого нового направления образования угасает и сегодня такой курс читается лишь в НМетАУ (где недавно введен и курс по интеллектуализации) и на отдельных специальностях немногих других вузов Украины, где сохранились энтузиасты — преподаватели творчества.

Уже шесть лет сотрудники Головного научно-образовательного центра «Творчество» совместно со школой №112 г. Днепропетровска проводят интересный эксперимент по творческому воспитанию и образованию детей. Побывав на открытых уроках этого творческого класса и проведенных центром «Творчество» и гороно семинарах по их анализу, завучи городских школ нового типа с восторгом отмечали высокий, намного опережающий сверстников уровень развития этих ребят. Однако этот опыт пока не имеет дальнейшего распространения.

 

Ступень вторая: подготовка профессионалов-поисковиков

 

Идея элитного образования, то есть углубленной и усиленной фундаментальной и профессионально-ориентированной подготовки специалистов, апробирована в ряде научно-преподавательских школ и целевых программ. Практика подтвердила силу идей элитной подготовки. Прошедшие ее специалисты в большинстве не только обладали глубокой культурой и обширными знаниями, но и быстрее развивались либо как ученые (при исследовательской направленности), либо как разработчики и производители новой техники, либо как сильные руководители.

Идущая в Украине реформа высшей школы также предусматривает усиление как фундаментального образования, в частности за счет курсов информатики, так и гуманитарной подготовки — с помощью курсов психологии, социологии, политологии и др. Однако этого сегодня уже явно недостаточно. И не только по рассмотренной выше важной причине — перехода к новационной экономике. Необходимо значительного усилить (особенно в программах образования) приоритет общечеловеческих ценностей, и особенно — подготовки высокоадаптивного и стрессоустойчивого специалиста. Он должен быть готов к активным самоорганизации и самообразованию, способствующим его быстрому профессиональному росту, а при необходимости — и к своевременной смене профессий. Значительную роль в подготовке специалиста к саморазвитию и должно сыграть специальное обучение творчеству.

Наступает новый этап интеллектуального развития. Его характерной чертой является то, что обычный профессионализм в области умственного труда (ПУТ) может быть усилен (умножен) не только современными информационными технологиями на базе ПЭВМ (СИТ), но и новейшими интеллектуальными технологиями (НИТ) поиска и принятия сильных, высокоэффективных творческих решений.

То есть конкретный общий результат = ПУТ x СИТ x НИТ.

Именно НИТ являются, образно говоря, «горючим» описываемой «второй ступени» развития. Рассмотрим эти технологии более подробно.

Наиболее перспективны технологии, названные нами интеллектуальными. Так, интенсивная технология творчества (названная тогда так впервые) описана в книге Г.Пигорова, Ю.Тарана и др. «Интенсификация инженерного творчества». Методы творчества изложены в целом ряде других книг, среди которых прежде всего следует назвать наиболее обстоятельную книгу по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.Альтшуллера, создавшего основы технического творчества, «Поиск новых идей: от озарения — к технологии».

Сегодня можно назвать немало примеров сильных интеллектуальных технологий. Причем их создатели (лидеры и их соратники) являются сами, как правило, суперспециалистами — профессиональными поисковиками, прекрасно владеющими не только компьютерами, но и креатологией или хотя бы ее комплексом методов ТРИЗ + ФСА (функционально-стоимостного анализа). Это и интеллектуальная (изобретательская) технология, созданная В.Цуриковым на основе переложения ТРИЗ на «язык» ПЭВМ. Она успешно продается во многих развитых странах мира как программа поддержки творческого поиска под названием «Изобретающая машина». По тому же типу для поиска качественно новых гипотез на базе ТРИЗ и анализа мировых достижений науки нынешним председателем Международной ассоциации ТРИЗ (МАТРИЗ) В.Митрофановым недавно создана программа «Машина открытий». Есть фирмы ТРИЗ и в Японии, Англии, Франции.

Освоение подобных технологий не только значительно повышает результативность новационно-творческой деятельности в любой области, но во многом развивает у самого новатора его природные творческие способности и сознательно им формируемые качества творческой личности. Такой комплексный эффект обеспечивают специально подобранные программы уже называвшегося качественно нового — новационно-творческого образования.

 

Учеными НМетАУ разработан (и уже начал осуществляться) проект «Элита прорыва». Его основная цель — готовить не просто специалистов широкого профиля, а специалистов, вооруженных интеллектуальными технологиями интенсивной творческой работы в сочетании с компьютерными.

Широко подготовленные таким образом специалисты, восприимчивые ко всему новому, высокоактивные и ориентированные на успех, будут пользоваться повышенным спросом в современных условиях (когда всякие штатные излишества стали невозможными) и прежде всего — в сферах предпринимательства и бизнеса, науки и образования, а также в органах управления.

 

Как выстроить наш «интеллектуальный Байконур»

 

Для этого прежде всего надо сосредоточиться на конкретных реальных делах, объединяемых направлениях конструктивной интеллектуализации. Его проблемы могут быть решены (на первом этапе хотя бы частично), если применить вначале тактику прорывов на немногих участках. И использовать инициативу снизу — самих работающих в этой области ученых (которые все равно не могут не работать), скоординировав на государственном уровне их усилия. А также, по возможности, точнее, адреснее распределив выделяемые сегодня на науку мизерные ресурсы, выделив что-то и на исследование конструктивной интеллектуализации. В целом начальными участками «прорыва в интеллектуализацию» могут стать ее образовательная программа и научная разработка ее проблем. Ключом к их решению может стать известный лозунг — «Кадры решают все». В Украине есть и ученые, и практики интеллектуализации (хотя их и очень немного). Больше ученых-смежников, готовых их поддержать и помочь в работе.

В ГНОЦ «Творчество» проведены исследования работ по интеллектуализации в Украине — специалистов, структур, педагогов-новаторов. Иначе говоря — есть с кого и с чего начать. Но делать это надо шире и скорее. А главное — делать!

Какими же могут быть сегодня ключевые меры программы «конструктивной интеллектуализации»?! Их можно разделить на три направления — образовательное, мотивационное и организационное. С учетом характера статьи осветим пока лишь первое из них.

Образовательно-информационное направление обеспечивает прежде всего широкое обучение творчеству и его информатизацию. Специальные новые меры и методы такого направления должны дополнять многие уже реализуемые меры реформы образования и используемые методы развивающей педагогики. Комплекс мер этого направления должен включать:

развитие специальных детских садов и групп творческого воспитания;

освоение воспитателями и родителями широкой диагностики творческих задатков и способностей детей, осуществляемой в психологических службах школ и/или специализированных центрах;

реализация индивидуальных программ развития способностей (начав с таких же центров, а также школ нового типа и частных школ);

обучение основным знаниям и методам творчества в школах, внешкольных учреждениях, профтехучилищах, а также развитие сети специализированных творческих лицеев и школ, в том числе для одаренных детей;

создание для родителей, воспитателей, учителей сети народных университетов и семинаров по начальному обучению творчеству и работе с одаренными, а также консультационно-диагностических служб при таких университетах;

углубленное изучение основ и методов профессионального (делового) творчества и его информатизации в колледжах, вузах и институтах повышения квалификации, с включением самой креатологии в число нормативных дисциплин, а формируемых ею знаний и умений — в госстандарт образования;

целевую подготовку и переподготовку воспитателей, учителей и преподавателей творчества;

проведение НИР по разработке учебных программ, пособий, программных продуктов, тестов и методик для обеспечения реализации всех перечисленных выше мер данного направления;

создание в национальных вузах кафедр креатологии и введение (в том числе в ВАК) одноименной и смежных новых специальностей.

Конечно, осуществление этих мер — далеко не вся «стройка» комплекса интеллектуального «Байконура». Но уже и эта часть дает некоторое представление о возможном комплексе. Работа над мерами образовательного и других названных направлений потребует и более глубокой их дальнейшей разработки, и сильной поддержки власти — за счет формирования и реализации новой интеллектуальной политики (НИП) Украины.

 

***

 

Сейчас трудно рассчитывать на реализацию многого. Ведь нашему времени характерна масса трудностей и тревог. Оно не располагает широкие круги общественности к восприятию «высоких материй» интеллектуализации и даже формированию «аванса доверия» к ее новым возможностям.

И все-таки… Думается, нам всем нужны и «вектор спасения» интеллекта нации, и «свет в конце туннеля» кризиса. То есть — конструктивные, сильные надежды. Ибо: «Где Мысль сильна, там Дело полно силы». Надеемся, что так — будет!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно