Голый интеллект

2 октября, 2009, 13:42 Распечатать

Что вы готовы сделать за 40 копеек? Многие даже поленятся нагнуться, чтобы поднять мелочь с земли. А ведь именно столько получают школьные учителя за час усилий, потраченных на вашего ребенка.

Что вы готовы сделать за 40 копеек? Многие даже поленятся нагнуться, чтобы поднять мелочь с земли. А ведь именно столько получают школьные учителя за час усилий, потраченных на вашего ребенка.

Эта статья касается не только судьбы полуторамиллионной армии украинских учителей, но и восьми миллионов учащихся, среди которых — ваша кровиночка.

Униженные и оскорбленные

В украинской школе веет холодом. И не только потому, что не топят и из щелей дует — прохладнее становятся отношения учителей и детей.

Ученики все меньше уважают тех, кто дает им знания и должен быть примером. Глядя на еле сводящих концы с концами «Марьивановных», школьники думают: «Не дай Бог оказаться на их месте». Даже лучшие учителя сталкиваются с мнением современных детей: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Получив свои мизерные зарплаты (на сегодняшний день это чуть больше ста долларов в месяц), учителя не только ученикам, но и самим себе не могут ответить на этот вопрос.

Всем нашим политикам (судя по их драчливому поведению, они обожают экстрим) хочется предложить хотя бы месяц пожить на учительскую зарплату. Есть и другой вариант — отдавать детей или внуков политиков, министров, высших чиновников в обычные школы, в которых учителя за воспитание их чада будут получать денежный эквивалент осьмушки черного хлеба.

Неужели кого-то до сих пор удивляет, что краснодипломницы педагогических вузов предпочитают званию Учитель должность простой секретарши? Удивляет иное — среди миллионной армии нищих и униженных учителей немало тех, кто любит обучать и воспитывать детей. Но таких с каждым годом становится все меньше. Энтузиазм, даже у самых преданных, угасает. «Вымывание мозгов» происходит даже в высшей школе. Если ситуация останется прежней, то кто будет воплощать в жизнь национальную идею?

Давайте смотреть правде в лицо: в нашей стране слово «учитель» стало почти синонимом неудачника. А уровень образования, которым мы по праву гордились еще недавно, стремительно падает.

Зарплата учителей превратилась в форму изощренного унижения и уничтожения. Есть в мире такая организация МОТ — Международная организация труда, в которую входят 183 государства. Там подсчитали: для того чтобы человек мог физиологически функционировать, он должен зарабатывать три доллара в час. Это нижний предел для самых слаборазвитых стран, среди которых и Украина. Учительские зарплаты — ниже предела выживания, не только морального и интеллектуального, но и физического.

Диву даешься, как учителям в таких условиях удается сохранять собственное достоинство и доверие к себе. По данным социсследований Центра Разумкова, именно учителя — аутсайдеры по зарплатам — остаются лидерами общественного доверия в Украине. Хотя и к ним доверие постепенно снижается. В 2006 году им полностью доверяли 26,4% опрошенных (и скорее доверяли 54,9%), а в 2002 году уровень полного доверия был значительно выше —43,7%.

На дне

Самые высокие в мире зарплаты учителей — в Цюрихе (Швейцария) — составляют 84 500 долларов в год. На втором месте — учителя Нью-Йорка с доходами в 68?900 долл. В Литве, не менее нас страдающей от кризиса, учителя получают 4000 литов (около тысячи евро) и очень недовольны своей зарплатой.

Считаете некорректным сравнивать Украину с развитыми странами? Тогда приведу еще несколько фактов. Президент США зарабатывает 400 тыс. долл. в год — в шесть раз больше американского учителя. Президент Литвы получает 3500 евро в месяц, что в 3,5 раза больше литовского преподавателя. Зарплата президента Украины составляет около 36 тыс. грн. в месяц — в 30 раз больше, чем у украинского учителя.

Съеденное инфляцией финансирование отрасли оставляет педагогов без средств существования, а школы — без самого необходимого. Но учителя покорно ждут задержанных зарплат, а общество остается равнодушным. Абсурд, но в стране нищих учителей бастуют не они, а депутаты. Символами «современного» украинского образования становятся сотни старых школьных зданий, которые вот-вот рухнут.

Когда правительство Франции попыталось снизить расходы на образование на три процента, массовую забастовку французских профсоюзов поддержали ученики и родители. Французы прекрасно понимают — снижение финансирования чревато неконкурентоспособностью их детей. Французские учителя не боятся бастовать — они получают материальную и моральную поддержку общества. Может, вы думаете, что это заслуга традиционной демократии и что неоперившейся Украине Франция не пример? Тогда посмотрим на бывших собратьев по СССР. Литва такой же кандидат на дефолт, как и Украина. Но литовские учителя бастуют. Придет время, и доведенные до отчаянья украинские учителя тоже скажут свое слово.

Какие рычаги влияния есть у профсоюзов? Во-первых, учителя имеют право в свободное от занятий время устроить массовое пикетирование государственных органов — от райадминистрации до Министерства образования. Если их не услышат, учителя могут провести забастовку на рабочих местах: в школу приходить, а уроки не вести. А если все недовольные съедутся в Киев, то колонна протестантов растянется от улицы Грушевского до Выставочного центра на Теремках.

Политики должны ответить по статье

Что бы ни происходило в стране, наши дети не перестанут расти и посещать школу. Поэтому нам необходимо нормализовать ситуацию в сфере образования, и для этого есть два пути.

Первый, казалось бы, простой — соблюдать законодательство Украины. У нас есть ряд достойных законов в этой отрасли. В том числе общий закон «Об образовании» и отдельные законы о дошкольном, среднем и высшем образовании.

Но сегодня в Украине закон используется как дышло. Самые прекрасные законы бессмысленны, если их не выполняют. А что будет, если выполнять, например, статью 57 Закона Украины «Об образовании»? В соответствии с этой статьей оклад учителя должен равняться средней зарплате по промышленности, т.е. составлять больше двух тысяч гривен. А оклад преподавателя вуза — вдвое больше, то есть более четырех тысяч гривен. Только в таком случае можно говорить о постепенном пополнении школ и вузов талантливыми кадрами.

Если кто-то считает, что сейчас не время для развития образования, то стоит обратиться к мировому опыту. Вряд ли у побежденной во Второй мировой войне Японии или разрушенной Корее условия были лучше. Но они сделали ставку на образование и выиграли будущее.

Создавая для преподавателей нормальные условия труда, можно пойти европейским путем. В этом плане интересен опыт Франции. Можно предоставить учителям статус госслужащих. В Верховной Раде лежит законопроект «О предоставлении статуса государственного служащего медицинским, педагогическим и научно-педагогическим работникам». Но в условиях перманентной предвыборной гонки до его рассмотрения очередь дойдет не скоро.

Ситуация в образовании Украины будет ухудшаться до тех пор, пока профсоюз учителей, родительские комитеты, другие гражданские институты не объединят свои усилия и не заставят власть системно заниматься этой проблемой.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно