В период нынешних президентских выборов самым «модным» в борьбе за сердце (точнее, голос) учителей стало обещание предоставить им статус госслужащих. Сначала с этой идеей выступил Владимир Литвин. Потом в разное время ее подхватывали Юлия Тимошенко, Виктор Ющенко и Виктор Янукович — лидеры четырех из пяти парламентских фракций. Устраивая такой «аттракцион щедрости», политики надеялись на лояльность педагогов. Однако очевидно, что, продвигая идею госслужбы, ни с кем из учителей они не посоветовались. Поскольку, если бы кто-либо из помощников политических лидеров не поленился проконсультироваться с профильными профсоюзами или просто учителями, то узнал бы: госслужба нам не нужна!
Статус госслужащего обязывает присутствовать на рабочем месте с девяти до 18 часов, соответственно учитель теряет время на самоподготовку. Отпуск у госслужащих — календарный месяц, намного меньше, чем у учителей. 56 дней основного отпуска да еще несколько дней социального (для отдельных категорий, имеющих детей) — единственная привилегия украинских педагогов. Кроме того, госслужащим в Украине запрещено устраивать митинги и забастовки (это на Западе различают чиновников и госслужащих, и только чиновники не имеют права бастовать, а в Украине всех, кто находится на госслужбе, лишили этой «привилегии»). То есть, если бы закон о госслужбе для работников образования был принят, то такой «подарок» от политиков сделал бы учителей еще более бесправными. Это тот редкий случай, когда радуешься, что политики столь щедры на обещания и скупы на их выполнение.
Из всего спектра статуса госслужащего работникам образования нужна только одна позиция: пенсия 80—90% заработка. Для этого необходимы поправки к Закону «Об образовании». Профсоюз предложил, а депутаты В.Полохало (БЮТ), Д.Табачник (ПР), Е.Самойлик (КП) и М.Зубец (ПР) поддержали и развили эту идею. Они предоставили законопроект с поправками к статье 57 еще в 2008 году. Несмотря на то что его авторы составляют абсолютное большинство в парламенте, этот законопроект оказался забытым. Хотя предложенное в нем намного проще и реальнее, чем статус госслужащего.
Основной вопрос, возникающий при рассмотрении предложений относительно повышения выплат: откуда взять деньги? Теоретически деньги на образовательную сферу предусмотрены. В частности, в статье 61 профильного закона четко сказано: направлять на образовательную сферу 10% ВВП. Однако действующие украинские законы справедливее назвать недействующими. Поэтому статья 61 Закона «Об образовании» (впрочем, как и пресловутая 57-я) не выполняется. Согласно отчету о выполнении Госбюджета за 2009 год, финансирование образования составляло 6,29%, на 2010 год бюджета до сих пор нет, но в проекте указана цифра 6,5%.
На самом же деле вклад государства в образование подрастающего поколения еще меньше. Дело в том, что правительство заставило ректоров перевести заработанные вузами деньги на счета казначейства. Таким образом лукавая арифметика включает средства, заработанные вузами, в финансирование образования, хотя к ВВП они отношения не имеют.
Адекватно оценивая ситуацию в стране, мы понимаем, что 10% ВВП сейчас выделить сложно, поскольку будут обделены другие категории — оборона или медицина. Но 8% инвестиций в будущее страны — вполне реальная цифра. За счет такого финансирования полностью решается вопрос пенсионного обеспечения.
Это будет стимулировать заслуженных учителей пойти на достойную их труда пенсию. Ведь многие работают из последних сил, потому что сегодняшнее пенсионное обеспечение ниже уровня бедности.
Независимо от того, кто станет вице-премьером по гуманитарным вопросам и министром образования, они просто обязаны понимать: без возрождения престижа учительской профессии спасти национальное образование от деградации невозможно. И даже в сложной экономической ситуации можно найти материальные и нематериальные ресурсы, как это попытались сделать в высшей школе, предоставив отдельным вузам статус самоуправляющихся (автономных) исследовательских учреждений.
Все кандидаты в президенты говорили об инновационном прорыве в научной сфере, но все это было на уровне лозунгов, не наполненных конкретным содержанием.
До тех пор, пока к образованию не перестанут относиться как к статье затрат, ничего в стране не изменится. Точнее, изменения будут только к худшему.
Финансирование образования — это не затраты, а вложение. Среди политиков все меньше тех, кто это понимает: доля просвещенцев в Верховной Раде неуклонно сокращается от созыва к созыву. Сегодня количество народных депутатов — представителей от учителей — составляет десятые процента. Это при том, что работников образования в Украине свыше двух миллионов!
Если бы президентом страны стал лидер, действительно понимающий важность науки и образования для экономического прорыва, то Украина в конце концов получила бы возможность реализовать свой огромный потенциал. Скажете, утопия? Тогда посмотрите на опыт государства, оказавшегося самым стойким в экономический кризис. Китай — уникальная страна, в которой кризис нивелируется политической волей развивать внутренний рынок. Сейчас там реализовывается то, что потеряно в Украине.
Если на старте независимости у нас были мощные конструкторские бюро, например, на заводе имени Малышева, турбинном заводе (Харьков), «Южмаше» (Днепропетровск), то сегодня уцелело только одно — Авиаконструкторское бюро им. Антонова.
Чиновникам проще и приятнее за откаты привезти дорогие (и уже устаревшие) технологии из-за рубежа, чем развивать собственные. А светлые головы, которые у нас никому не нужны, с готовностью «скупают» зарубежные фирмы.
В Китае делают с точностью до наоборот. У них не было настоящих конструкторских бюро, а теперь есть, и их количество увеличивается! 10% ВВП и 50% прибыли каждого предприятия целенаправленно идут на развитие инновационных технологий. При этом в стране интенсивно строятся мосты, дороги, создается инфраструктура... Поднебесная развивается высокими темпами. Если в 90-е «китайское» во всем мире считалось синонимом низкокачественного ширпотреба, то сегодня надпись Made in China на высокотехнологических продуктах уже никого не смущает.
Кого-кого, но китайцев в утопизме не обвинишь. Итак, эта нация сегодня максимально инвестирует в образование, на практике воплощая идею экономики знаний. И у экспертов нет сомнений: Китай — один из будущих лидеров мира. Будущее же Украины — все туманнее, а прогнозы пессимистичнее.
* * *
Анализируя события национальной политики, нетрудно предсказать, что власть (независимо от политической окраски) не намерена реализовывать стратегию инновационного развития. Соответственно образование снова окажется в роли бедного родственника. Политики же, сосредоточившись на собственных интересах, эту опасность просто проигнорируют.
В такой ситуации у просвещенцев только один выход — любым способом донести реальную ситуацию до высших руководителей государства: стучаться в закрытую дверь, даже колотить кулаком, если придется.
Всем профсоюзам пора вспомнить, что априори они создавались не как удобные для власти карманные организации, а как органы, отстаивающие права трудящихся. Профсоюз работников образования призван бороться не просто за признание учителя, а за светлое будущее интеллектуально, высокотехнологично и экономически развитого Украинского государства.