От человека со стороны, а тем более с улицы, как правило, жди прикола, подначки. И в самом деле, кто сейчас третий после Макаренко и Сухомлинского, которые, несмотря на все ушедшие и прившедшие политические моменты, все же делают честь земле, взрастившей их, Украине? «Кто же сейчас третий, кто?» — агрессивно-наступательно вопрошал инкогнито, свободный посетитель пресс-конференции, которая завершала вторую Всеукраинскую педагогическую ярмарку.
Четыре дня — с 29 марта по 1 апреля — длилась она в Киевском Доме учителя. Второй раз проходит мероприятие, но все же непривычно называется, вроде бы несоединимое связали, педагогическая и — ярмарка. Нырнем же познавательно в истоки события. Надеюсь, не потонем. Борис Жебровский, не только опытный, но и талантливый инструктор, он же организатор, он же душа, а также и сердце всего этого многолюдного и насыщенного действа, по должности — первый зам.начальника Главного управления образования Киева и первый же заместитель председателя Союза учителей Украины. Кстати, два названных учреждения с помощью Академии педагогических наук и Педагогического общества Украины явились инициаторами ярмарки, воплотили ее. Но вот что рассказал Борис Михайлович:
— Мы шли от волны, которая катилась в начале перестройки, волны проникновения в нашу педагогику иных систем и иных форм. Не авторитарных уже, администрирующих, а, как мы говорим, гуманистических. Давай мы читать старые журналы, еще и дореволюционные. К свежим наработкам ищем и хорошо забытое. Ведь поделившееся, если так можно сказать, и образовательное пространство просто заставляло искать какое-то свое лицо. Был у нас свой неформальный клуб «Сотрудничество», который собирался в Доме учителя. Из него вырос наш творческий Союз. И показалось, что существует некая незаполненная ниша, где учитель может свободно выйти на взаимообмен со своим коллегой. Свободно и напрямую, этого, собственно, еще и не было. Раньше как обстояло? Ты — хороший учитель, тебя заметил институт усовершенствования или кто-то там еще. Приходят два ученых, садятся рядом с этим учителем, чтоб не сказать больше, и обобщают то, что он наработал за десять или двадцать лет. Придают материалу наукообразную форму и дальше идут статьи, защита, где, в лучшем случае, этот учитель будет в соавторстве.
Как иначе и естественно раскрыть творческий потенциал педагога, выявить когорту блестящих мастеров — их в Украине немало, дать им возможность объединиться, защищать свое творчество? Ведь это всегда люди неудобные, странные. Вот мы и боролись, отстаивали, помогали в случаях неоднократных. Можно приводить и другие примеры — съезды, конференции, «круглые столы», конкурсы «Учитель года» и так далее. И вот три года назад решили уж не повторяться. Пришла мысль: рынок так рынок, товар так товар. Обилие всевозможных тогда ярмарок и название принесло. А почему и не педагогическая ярмарка? Разве мы не обладаем каким-то продуктом? И не только интеллектуальным.
Но позвольте немножко не согласиться. Ярмарочное, в сугубо экономическом понимании, было одно: сопутствующая мероприятию обильная книжная распродажа, где кошельки опустошались просто безжалостно. Великий это соблазн — сконцентрированная литература для учительства, а также детская художественная и букинистическая. Приглашали 47 издательств, а примчались все 60 — это, действительно, ярмарка.
Что же касается духовного продукта, он ведь был не только в книжках, брошюрах, методичках, планах и т.д. Главный, наверное, нет, не рождался, а уже готовым выдавался в свободном широком общении. Словом, та самая многоохватная ярмарочная устная выставка интеллектуальных экспонатов.
Двадцать павильонов, сменяя друг друга, демонстрировали творческое «Я» ассоциаций и других коллективов. Кто у нас постоянно на семи политических ветрах, неизменно сменяющих друг друга? Историки. И если за последние триста лет мы не имели собственной упорядоченной, авторской, летописи, то в нынешнее время неустоявшейся «диффузии власти» нелегко определиться, как нести ученикам историю собственной державы, в контексте ли мировой или автономно? Можно представить, какие концептуальные страсти, но, подчеркну, этически выдержанные, разгорелись в павильоне ассоциации историков «Истина». Отечественной ли была война, 50-летие победы в которой мы вскоре отмечаем? Вопрос краеугольный, а ответы разные. К тому же председатель «Истины», неподражаемая личность и известный историк Анатолий Трубайчук пригласил в уважаемое собрание профессора Национального университета Владимира Сергийчука с его потрясающими архивными изысканиями — скучно не было.
А вот география, с ее давно раскрашенными белыми пятнами, слава Богу, не повернутыми реками, незыблемыми горами и впадинами — предмет статичный, если не консервативный. Но кандидат педнаук Лидия Круглик, одна из авторов нового учебника для шестого класса (состоялась его презентация, а также «Географии Украины» для девятого), как дважды два убедила меня в обратном.
Что такое «Надiя» — единственная в Украине школа индивидуального обучения? Настрой директора Георгия Полякова и завуча Елены Коваль свидетельствует: их надежда не умрет и последней. Ведь речь о детях, которых в цивилизованном мире искренне называют «особо одаренными детьми», у нас же, как клеймо: дети-инвалиды. Почему такая разница — разговор почти что мировоззренческий.
В США с 1987 года компьютеризованы даже детские сады. Да, компьютеры с младых ногтей — это нужно, познавательно, полезно. А как быть с тем, что в большинстве наших ПК нет специальной защиты? Санитарные нормы даже для совершенной техники — двадцать минут в неделю, не более, может провести малыш у мерцающего экрана. Каждая из сторон дискуссии о ПК в начальной школе осталась при своем. Моя кулуарная собеседница учительница информатики киевской СШ №173 Лидия Полищук не одобряет детский компьютерный фанатизм. Прививать же соответствующее понимание, культуру общения с ПК — лишь теоретически просто.
Размеры газетной статьи вынуждают перейти на конспективность: ярмарка — неохватное море и безостановочный калейдоскоп. Победительница конкурса «Учитель года» в начальных классах Галина Джимула (киевская школа №131) демонстрировала прекрасный урок со своими детьми, для которых она сама же и написала букварь. Члены ассоциации директоров школ консультировались в своем клубе «Между нами, директорами» (свежее и многозначительное название). Свою работу представляла ассоциация пока что экзотической профессии — социальных педагогов. Своя организация и, соответственно, работа существует и у работников лицеев и гимназий Украины, а также национальных школ — венгерских, польских, еврейских, татарских. О сегодняшнем и завтрашнем дне своего предмета говорили за «круглым столом» физики. Математики собрались, чтоб обрисовать контуры своей науки до скончания сегодняшнего века. Судя по всему, им это удалось: «Наш предмет бесконфликтный». Ассоциация учителей трудового обучения возмущалась повсеместным пренебрежением, а то и уничтожением их материальной базы и парадоксально восхищалась предприимчивостью своих коллег из Закарпатья, которые на базе школьных мастерских производят малогабаритную сельскохозяйственную технику. В павильоне украиноведения Наталия Поклад представляла сборник своей лирики «Ритуальний танець волi». Впрочем, почти каждый из выступавших тут читал свои стихи. Что такое частное образование — судили-рядили участники одноименного павильона, куда в гости пришли воспитанники небезызвестного лицея «Гранд». Свою оригинальную воспитательную концепцию демонстрировала несравненная школа художника Владимира Лубенко, она же и Малая Академия Искусств, что в Санкт-Петербурге. Да, несмотря на свой, пока что скромный, всеукраинский, статус, ярмарка принимала и зарубежных гостей из Москвы и Кишинева, из Голландии, Канады, Польши.
Каким-то образом оргкомитет подсчитал, что Дом учителя за эти четыре дня посетило восемь тысяч человек, пятьсот из них из других городов Украины. И впору удивляться: мероприятие государству не стоило ни копейки.
...Так кто же третий, вслед за Макаренко и Сухомлинским, кто? Воспетый участниками ярмарки в стихах и увенчанный лавровым венком Борис Жебровский ответил серьезно и лаконично: третье место — вакантно.