Дистанционка — не причина проблем в образовании, а их индикатор

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Дистанционка — не причина проблем в образовании, а их индикатор © unsplash/freestockpro
Вещи, о которых не принято или не понятно как говорить

Как любой процесс, дистанционное образование имеет преимущества, недостатки и риски, о которых не рассказывал только ленивый: неодинаковый доступ к Интернету, сложность организации и неконтролируемое списывание. А еще — страшилки о том, что дистанционное образование снижает уровень знаний детей и эмоционально уничтожает учителей.

В то же время есть вещи, о которых не принято или не понятно как говорить. Но они есть, и на самом деле в основе процесса лежат именно они. Остальное — просто последствия. Важные, бросающиеся в глаза, но все же последствия. О них и пойдет речь.

Но сначала мне хотелось бы очертить несколько важных вещей.

Дистанционное образование — это просто формат обучения. Это не другой процесс, не другая «реальность», как любят рассказывать. Формат для многих новый, незнакомый, — а люди боятся неизвестного, и им кажется, что мир поломался. Но это всего лишь новый формат работы.

Дистанционное образование не является причиной проблем в образовании. Проблемы в украинском образовании существуют давно, большинство их досталось в наследство от СССР, некоторые мы наработали сами, 30 лет изображая, что реформируем отрасль. Дистанционное образование лишь заостряет углы и проявляет проблемы, оно их замечательный индикатор. Но не источник. Представьте, что вы за кулисами безобразничаете, — и здесь они раздвигаются, и на вас наводят свет софитов. Вот и с дистанционным образованием сейчас происходит нечто похожее.

Дети списывают? Ну, так они и в школе списывают. И учителя списывают: абсолютное большинство учителей дают контрольные из сборников в Сети. Конечно, не указывая авторства. Онлайн просто доводит ситуацию до абсурда, когда двоечник может сдать хорошо сделанную работу — и учитель не знает, что с этим делать.

Обучение неэффективно? Во-первых, оно и вживую не очень эффективно, во-вторых, это лишь вопрос привычки и наработки новых материалов. В переходной период с этим учителям должно было бы помогать министерство и куча структур, получающих государственные деньги за соответствующие функции, но…

Ученики игнорируют учителя? Или устроили ему «пранк»? Да они бы и в школе с удовольствием, но… А здесь такая возможность — почему бы не воспользоваться?

Дистанционка причина низкого уровня знаний учеников? Серьезно? Посмотрите на PISA или результаты последних ВНО. Не нормированные, которые всегда одинаковы, а абсолютные.

А мы теперь еще и ГИА в форме ВНО планируем отменить — чтобы совсем закрыть глаза на происходящее. Это проблемы серьезные, и их надо решать, но это не проблемы дистанционного образования. Так же, как выгорание учителей, неадекватная часовая нагрузка, море отчетности у школьной администрации и т.п. Это все есть, было и раньше, просто сейчас наконец нашли крайнего.

Дистанционное образование — это будущее. Нет, не в смысле, что это нечто прогрессивное и хорошее. Просто со временем все образование постепенно перейдет в онлайн, потому что это позволяет легко масштабировать самое качественное.

В марте 2020-го, когда коммунальные школы закрыли и никто не понимал, что происходит и что делать, мы с друзьями открыли «онлайн-школу» — просто создали сервер в Discord, куда пригласили любознательных ребятишек знакомых и знакомых этих знакомых.

За полтора месяца для нескольких десятков детей разного возраста мы провели полсотни волонтерских занятий по математике, программированию, психологии, созданию стартапов и финансовой грамотности. Дети сами администрировали сервер, а под конец начали организовывать уроки друг другу. Это стоило 0 (ноль) гривен и минимум нервов.

unsplash/johnschno

Я делал подобное офлайн, — для этого нужны помещение, решение логистических задач и огромное количество времени на организацию. Да, в офлайновой работе есть свои преимущества, но онлайн здесь очевидно в выигрышном положении. И поэтому он со временем победит.

В то же время у дистанционного формата есть свои проблемы. Серьезные. Некоторые, кажется, неразрешимые. И поэтому о них говорить не хочется и не принято.

Более слабый эмоциональный контакт.

Для хорошего урока на самом деле есть всего два условия — одно необходимое и второе — достаточное. Необходимое условие, без которого вообще не о чем говорить, — безопасность ребенка. И это не только о физической безопасности. Это о понимании ребенком, что над ним никто не будет смеяться и его никто не будет унижать, если попытка не удастся. И о том, что его принимают таким, каков он есть. И, простите, о том, что, когда ребенку захочется, — его без лишних вопросов выпустят в туалет. Без унижений вроде отпрашивания, угроз и «подождешь две минуты, пока другой(ая) вернется, — ничего с тобой не случится».

К сожалению, часто это все не является нормой в украинских школах. И здесь онлайн-формат демонстрирует ощутимое преимущество: дома ребенок чувствует себя в значительно большей безопасности, потому что у него в некомфортной ситуации есть путь к отступлению. Хотя знаю много историй, когда учителя умудрялись ломать и это — требованиями включать камеру, угрозами и бессмысленными бесцельными проверками присутствия.

Достаточное же условие качественного урока — контакт учителя с классом и, в идеале, с каждым ребенком отдельно (хотя последнее почти невозможно при наполненности стандартного класса). Контакт — это когда учитель чувствует, что происходит с ребенком и где тот сейчас мысленно витает. И благодаря этому может направлять его в процессе. Кто с душой работал в школе — понимает, о чем я говорю.

И именно здесь кроется ключевая, по моему мнению, проблема онлайн-формата. Мы очень много информации передаем невербально во время общения, а онлайн немалая часть этой информации теряется, поэтому и держать контакт с детьми значительно сложнее, соответственно «включение» в урок меньше. С обеих сторон.

Оценивание.

Онлайн требует совсем другого оценивания детей. Забудем на минуту, что оценивание детей — вообще достаточно бессмысленная и непродуктивная история. Беда еще и в том, что оценивание детей в украинских школах заточено на знания. К тому же на абсолютное значение знаний в определенный конкретный момент.

Соответственно, в онлайне — когда детям в Сети доступны все знания мира — оценки становятся бессмысленными. В них и так немного смысла, просто онлайн вновь безжалостно это подсвечивает.

Этого могло бы не быть, если бы в обществе понимали ценность академической добропорядочности, но чего нет, того нет — ни среди детей, ни среди учителей. Вся борьба с плагиатом в школах превращается в игру «поймает/не поймает/ну, поймает — это не страшно, потому что все всё понимают». А здесь еще и такая возможность.

Самое смешное, что исправить это очень просто. И даже без отмены оценок.

Достаточно адаптировать систему оценивания под прогресс каждого конкретного ученика. Или под приложенные усилия. Это в целом давно надо сделать, — ведь для знаний и достижений у нас есть ВНО, а эффективность работы учителя все равно не контролируется никоим образом даже в вопиющих случаях. Соответственно, оценки превращаются просто в странный карго-культ и только оттягивают на себя мотивацию детей: желание получить хорошую оценку постепенно подменяет радость познания. Оценка же, поставленная за усилия или прогресс, по крайней мере не вредила бы. И значительно объективнее описывала бы работу ребенка во время онлайн-учебы.

Пока же имеем более низкий уровень знаний (что естественно) и в среднем более высокие оценки (что тоже естественно в условиях, в которых мы работаем, но парадоксально). И абсурдные ситуации, когда отличник, честно написавший работу, получил условные «10», а двоечник, списавший с ГДЗ контрольную, потому что учитель содрал ее из сборника, — получил «12».

Низкая цифровая грамотность участников образовательного процесса.

Любая деятельность нуждается в наиболее удобных инструментах. И если работу в офлайне учителя оттачивали десятилетиями, то онлайн — абсолютно новая для них среда. И вместе с очень низкой цифровой грамотностью — получается очень больно. Это даже при условии, что администрация школ или района не создает дополнительных проблем учителям, требуя конкретного формата работы. К выгоранию приводит именно это.

Представьте — на завтра надо подготовить контрольную. Я захожу на виртуальную доску, быстро набрасываю формулы в формате LaTex, дополняю картинками и схемами, текстом, размещаю все удобно, делаю скрин и бросаю в google classroom детям. Пять, ну, скорее, десять минут — и дети получают максимально удобное, понятное, красивое задание.

Теперь представьте, что то же делает учитель, не знакомый с удобными инструментами. Сначала он полчаса будет пытаться набрать формулы в google-формах. Потом поймет, что это — не вариант, и перейдет в MS Word или googleDocs (в лучшем случае) и потратит еще полчаса на то, чтобы кривенько свести все вместе. Его формулы «поплывут» и некорректно будут отображаться у половины детей. Это при условии, что учитель достаточно быстро печатает и знает, как работать хотя бы с такими инструментами.

Я видел контрольные в гугл-презентациях. Видел формулы в формах. Видел геометрические рисунки, сделанные в paint, съехавшие во время масштабирования. Это все очень больно. И долго. И, конечно, изнуряет всех.

Сюда же отдельно хочется добавить низкое качество инструментов, которыми  обычно пользуются украинские учителя. И несоответствие их поставленным задачам.

Мне повезло, у меня в школе более чем адекватная администрация, у которой единственным обязательным требованием ко мне при дистанционном обучении было создать свои классы в google classroom (что я и так планировал сделать). В то же время о том, что в google classroom можно зарегистрировать школу и синхронизировать всех учителей, никто не слышал. Соответственно, условный 6Г учителя математики и 6Г учителя биологии — это разные классы, и классным руководителям приходится передавать детям линк на каждый предмет отдельно. Статистику с таким подходом не соберешь. О безопасности данных я вообще молчу.

Та же история с уроками. Я просто собрал детей в Discord (где большинство и так бывает часто). Один линк — быстрая регистрация — и все там. А дальше — роли, доступы, направления потоков информации, сохранение файлов, голосовая связь, видеосвязь, презентации — все максимально удобно и в «два клика». Иногда в лекционной части урока включаю OBS и записываю видео, чтобы дети могли пересмотреть и вспомнить, когда есть желание.

Другие же учителя страдают с Zoom и его аналогами. Раздают детям линки, каждый раз запускают всех на урок, информация не сохраняется, комментировать что-то невозможно, Сеть не выдерживает, да еще и ограничение в 40 минут.

Да, есть google meet, — он значительно приятнее. Но и он идет отдельной сессией. А у меня дети на сервере живут — переспрашивают что-то, сбрасывают домашки и мемы, стримят друг другу домашки (и игры). Почти уверен, что они попросят меня оставить им сервер, когда я буду уходить из школы. Потому что это удобно и комфортно.

Это не о рекламе конкретного продукта, это к тому, что следует искать самое лучшее, а не обычное. И подбирать инструменты под свои задания, а не потому, что кто-то так велел.

Рано или поздно к такому придут все учителя. А те, кто не придет, — будут неконкурентными и сменят сферу деятельности. Это произойдет очень нескоро, но неизбежно.

Кстати, у детей цифровая грамотность — тоже серьезная проблема, потому что уроки информатики учат чему угодно, кроме действительно полезных вещей. Да, программа немного ушла вперед, в каком-то из классов даже появилась небольшая тема об облачных сервисах, но в целом все очень больно: дети, живущие со смартфоном в кармане, не умеют выполнять самых простых операций — перебросить файл, скопировать что-то, авторизоваться на сайте и т.п. О культуре работы в Сети вообще молчу. Хотя этому и научить сложно, обычно учит жизнь и набитые шишки.

Это не проблема дистанционного образования, но это проблема, непосредственно с ней связанная. И с этим надо работать. Системно, на уровне государства. Мотивировать учителей узнавать новое. Принципиально обновить программу по информатике в школе и сделать ее максимально независимой от учителей, подготовив качественные материалы для самостоятельного изучения.

Ну и в завершение позволю себе дать небольшой совет, который очень сглаживает все неудобства онлайна (и не только). Очень общий, но вместе с тем очень универсальный совет, который точно не повредит.

Итак, прежде чем что-то сделать, подумайте, как это повлияет на других. Да, возможно, это банально звучит, но если бы люди пользовались указанным правилом:

  • не было бы сообщений в мессенджерах в одиннадцать часов вечера;
  • не было бы сотни ненужных школьных чатиков;
  • не было бы обиды детей, на минуту опоздавших сдать работу (потому что учитель поставил жесткий тайминг, «чтобы не успели списать»);
  • не было бы заданий «прочитайте стр.N — стр.M».

И дистанционное образование стало бы немного комфортнее для всех.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме