Мир меняется, и это далеко не новость. То, что было новым и чуждым 20, 10 или даже пять лет назад, становится привычным и обыденным.
Дети сами выбирают, у кого учиться, голосуя за контент лайками, смайликами и просмотрами. Педагоги в свою очередь освоили онлайн-площадки, чтобы помогать школьникам постигать этот сложный мир. Удивительно, но это работает.
Можно активно сопротивляться, отрицать новые веяния и обрастать мхом, а можно использовать новые течения и инструменты для достижения своих целей.
В течение полутора лет весь мир учился удаленно, и это разделило общество на сторонников и ярых противников онлайн-образования. Однако самой большой мудростью будет не критиковать всех и вся, а найти консенсус и взять лучшее, что могут предложить эти два совершенно разных формата.
Учеба не заканчивается университетом. Подход Lifelong learning уже стал необходимым условием, чтобы не рисковать каждые три-пять лет остаться за бортом своей же профессии. Но постоянно ходить на курсы невозможно, поэтому альтернативой становятся онлайн-программы, усиленные самообразованием.
Онлайн-обучение — вещь непростая, требует усилий, самоконтроля и самодисциплины. Здесь нет коллектива одногруппников, перед которыми стыдно за несделанное домашнее задание. Каждый сам себе цензор, Цербер и журнал успеваемости. Нашему поколению, обучавшееся в классах без Google и Youtube, порой сложно удержать себя за монитором системно по несколько часов в день без внешних стимулов.
Еще тяжелее приходится детям, в которых бурлит энергия, тем более когда они в силу незрелости характера не до конца понимают слово «надо». С другой стороны, когда ребенок с младшей школы привыкает к тому, что можно получать знания не только в школе, но и у веселых педагогов на Youtube-каналах, его проще заинтересовать интересным контентом и без привязки к нашему взрослому «надо».
Во время пандемии стало появляться все больше онлайн-школ для детей, так как спрос рождает предложение. О чем это говорит? Дети «живут» онлайн, и учатся тоже онлайн. Подрастает поколение, для которого Lifelong learning становится не необходимостью, а естественным процессом. Конечно, это не исключает ценность социализации и живого общения, практической отработки навыков, поэтому подчеркну: онлайн и офлайн не исключают, а дополняют друг друга.
Невозможно выучиться на врача, проводя время лишь за монитором вместо клинической практики с пациентами. Здесь онлайн-образование может разве что дополнять основное, ведь когда медик усиливает свою теоретическую базу за счет лекций признанных в мире профессионалов — это бесценно. А вот программирование, финансы, экономику в большей степени можно изучать онлайн, прибегая к различным инструментам — от соцсетей до максимально реалистичных компьютерных игр.
Педагог и преподаватель — разные роли
Развитие онлайн-образования существенно расширяет возможности педагогов, даже если они работают в самых отдаленных от мегаполисов школах. Есть огромная разница в подготовке между профильными специалистами и педагогами, умеющими находить контакт с детьми и обучать их азам. Невозможно сравнивать по уровню знаний выпускника физтеха, работающего в Bosch, и выпускника педагогического вуза. Зато без хорошего педагога ученику сложнее вырасти до такого уровня, чтобы слушать и понимать более высокоуровневые лекции выпускника физтеха.
Так почему бы не использовать в обучении детей эти две роли — педагога и преподавателя, если мы хотим повысить уровень STEM-образования в школах?
К примеру, в сельских школах сложно найти сильного преподавателя математики. А вот прирожденные педагоги, способные налаживать контакт с детьми и объяснять им сложные вещи простым языком, есть везде. Вопрос лишь в том, чтобы дать педагогам возможность полностью управлять процессом обучения школьников без чрезмерных предписаний со стороны министерств, в частности, чтобы они могли дополнять свои программы контентом, который считают полезным для детей.
Можно внедрять в процесс обучения онлайн-модули, и тогда дети будут коллективно слушать в школах онлайн-лекции и получать дополнительные разъяснения от учителей. Вариантов множество, главное — дать зеленый свет этому процессу на самом высоком уровне или хотя бы не мешать.
Вот, к примеру, есть в Одессе учитель физики Павел Виктор. Он стал популярным благодаря своим информативным роликам, тысячи школьников с удовольствием слушают его и успешно готовятся к ЗНО. Его никто не утверждал на уровне МОН, на его лекциях не ставили грифов и печатей. Он просто интересен детям, а его лекции эффективны, и чем больше будет подобных каналов или ресурсов, тем лучше для украинского образования. А старшеклассникам можно помогать с разбором англоязычного контента, и тогда учителя английского будут пользоваться невероятной популярностью у школьников.
Об эффективности онлайна
Личное присутствие школьника в классе его дисциплинирует — так мы считали долгое время. Но прошлые полтора года показали, что в каждой школе по каждому предмету есть процент лучших, процент твердых «середнячков» и определенная доля отстающих, и это не сильно отличается в онлайне.
Если ребенок дисциплинирован и хочет учиться, он своего добьется. А если что-то идет не так, то вопрос не в форме, а в соответствии его предпочтениям, возможностям и правильно подобранной программе, которая его заинтересует.
Если контент интересен, ребенок будет его изучать. Конечно, невозможно превратить все в легкую игру, потому что учеба прежде всего — тяжелый труд, и к этому процессу нужно привыкать. И здесь роль талантливого педагога бесценна: он может найти подход ученику и мотивировать его превозмогать себя. Желание познавать окружающий мир каждому ребенку дано от природы, главное — не загубить его бездарными методиками.
Уверен, каждая школа со временем придет к своему оптимальному балансу онлайна и офлайна. Результаты мы увидим не через год-два, а через пять-семь лет, когда подрастет новое поколение выпускников.
Каждый ребенок должен иметь доступ к качественному образованию, но большинство сильных школ территориально расположено в мегаполисах. Но в каждой школе найдется педагог по призванию, способный стать «зажигалочкой», и, привлекая дополнительный контент от сторонних преподавателей, он может выровнять этот пробел. Дети чувствуют, когда педагог искренне заинтересован их научить, и готовы идти за ним к успеху.
Больше статей Эдуарда Рубина читайте по ссылке.