ДИРЕКТОРУ ГИМНАЗИИ МЕШАЕТ ДОСТОЕВСКИЙ...

14 сентября, 2001, 00:00 Распечатать

Подобного случая просвещенцы Ленинградского района столицы, пожалуй, и не припомнят. Учитель-мето...

1 сентября для Светланы Семенюк самый радостный день в году
1 сентября для Светланы Семенюк самый радостный день в году

Подобного случая просвещенцы Ленинградского района столицы, пожалуй, и не припомнят. Учитель-методист зарубежной литературы гимназии-интерната восточных языков №1 Светлана Семенюк на районной конференции отказалась от звания «Отличник народного образования Украины».

— Я отказываюсь от награды, — заявила она, — так как тот предмет, за преподавание которого мне ее дают, в нашей гимназии фактически уничтожается. Вместо отведенных Минобразования на зарубежную литературу в старших классах двух часов в неделю, директор гимназии оставил в учебном плане всего один. Кого мне вычеркивать из программы — Толстого или Достоевского?

 

Борьба с зарубежной литературой имеет в гимназии давние «традиции».

Еще шесть лет назад прежний директор решил вдвое сократить преподавание этого предмета в старших классах. Но тогда эксперимент не «прошел» — Светлане Ивановне удалось отстоять право детей на ознакомление с шедеврами мировой литературы.

Не так давно в гимназию пришел новый директор. Молодой и энергичный, он, казалось, начнет активно внедрять в учебный процесс передовые методики, займется усовершенствованием преподавания восточных языков. Однако вместо ожидаемого директор начал исподволь менять профиль учебного заведения. В первую очередь, за счет зарубежной литературы.

— Согласно типовому учебному плану (утвержден приказом министерства №342 от 25.04.01), — пояснил Анатолий Фурьяка, — с нынешнего года все учебные заведения имеют право вводить с 10-го класса специализацию. У наших детей специализация «Восточные языки», но далеко не все из них связывают свое будущее с восточной лингвистикой. Многие собираются поступать в юридические или экономические вузы и начали подумывать о переходе в другие учебные заведения. Мы пошли навстречу желаниям детей и с этого года решили создать три специализированных класса: гуманитарный, экономический и юридический. В первом на зарубежную литературу выделяется, как и раньше, два часа в неделю, в остальных — по часу. Ведь, помимо восточных языков, в них дети будут изучать основы экономических и юридических наук.

— Но ведь ваша гимназия гуманитарная, значит, зарубежная литература, как и восточные языки, является профильным предметом...

— Кто вам сказал, что наша гимназия гуманитарная? Такого слова на табличке у входа нет.

По всей видимости, кому-то невдомек, что экономика и правоведение, равно как и лингвистика, испокон веков относились именно к гуманитарным дисциплинам. Да и на каком основании будущие правозащитники и экономические реформаторы лишаются возможности в полном объеме изучить и главное, осмыслить, произведения титанов мировой литературы? И это в то время, когда идет активное формирование личности, нравственных идеалов и убеждений, осознание себя и своего места в обществе.

Тем более что лишать детей занятий со Светланой Семенюк просто грех. Ее уроки проходят живо и интересно, учитель добивается не пересказа мнений авторов учебников, а самостоятельного прочтения и осмысления произведений. Под ее руководством старшеклассники ставили спектакли по творчеству восточных писателей, ходили на экскурсии по местам, связанным с жизнью изучаемых авторов, активно обсуждали прочитанное на уроках. При том что произведения нынешней школьной программы нередко сложны для восприятия даже взрослого. Кто может похвастать, что прочитал и осмыслил «Перевоплощение» Кафки? А ученики Светланы Семенюк поражают не только знанием текста, но и умением нестандартно мыслить и анализировать прочитанное. Вот, например, отрывок из сочинения 11-классницы Ани Сломчинской: «Жизнь Замзы сера и монотонна. Мне хочется, чтоб на моем пути встретились рифы и предательские мели, лишь бы познать радость нечаянного, непредвиденного. Он не мечтает. А ведь именно мечты делают тебя владыкой времени и пространства. Грегор — тот герой из детской сказки, чью судьбу не хочется повторить. Но именно его образ остается в памяти как жуткое напоминание о зря прожитой жизни. Идя по его стопам, окажешься в тупике. Грегор Замза был обречен на гибель (таков замысел Ф.Кафки), но обрел бессмертие».

Или еще, из сочинения Димы Войтко: «Конечно, я мог бы написать о том, что после пробуждения увидел себя в виде льва, тигра или хищной птицы. Но проснувшись, я хотел бы увидеть себя прежде всего человеком. ...Большинство из нас — хамелеоны. Это единственное животное, которое я отождествлял бы с человеком, возможно, добавлю еще и гиену: часто я встречал людей, которые подло, за твоей спиной тебя осуждают или предают... Так что, проснувшись однажды, я хотел бы изменить не тело (я им доволен), а изменить взгляд на вещи, хотел бы глянуть на мир новыми глазами, не видеть плохого, просто жить и радоваться, общаться с друзьями, учиться, иметь всегда хорошие отношения с близкими. Так что подобного себе животного не нашел, но пока писал сочинение, нашел то, что должен изменить в себе».

А вот впечатление от экскурсии по булгаковским местам, проведенной перед изучением «Мастера и Маргариты». Пишет Витя Емец: «В последнее время школа почти не способствует формированию широкого кругозора учеников, не проводит внешкольные мероприятия, не развивает вкус. Возможно, кто-то считает, что без этого можно обойтись, но «тупое зазубривание» очень скоро надоедает. Из собственного опыта скажу, что это особенно остро ощущается в 11-м классе, когда реально заинтересовать учебой можно лишь вот такими мероприятиями... Что и сказать, все было на высшем уровне. И хотелось бы чаще проводить такие внеклассные мероприятия. Тогда, возможно, учиться будет действительно интересно, а ежедневная рутина украсится незабываемыми воспоминаниями, что также поможет в учебе».

 

Подобные рассуждения еще совсем юных граждан не удивительны: сегодня редко встретишь учителя столь эрудированного, начитанного и умеющего донести до детей материал, так как это может Светлана Ивановна Семенюк.

Удивляет другой факт. В городе масса учебных заведений экономико-юридического профиля, а гимназия восточных языков — одна. Не лучше ли было бы усилить именно востоковедческое направление — ввести, к примеру, отдельным предметом изучение литературы Востока, нежели пытаться подстроиться под изменчивую конъюнктуру рынка? Возможно, кто-то из ребят и уйдет из гимназии — значит, у него другие интересы. Зато придут другие, которые связывают свое будущие с изучением языка и культуры Китая, Японии или Ирана. Ведь пройдет еще пара лет, и, глядишь, уникальная, единственная в своем роде гимназия потеряет свой профиль, растворившись в море других, ничем не примечательных школ.

Между тем, гимназия-интернат №1 — заведение не частное, а государственное и, по идее, должно подчинятся решениям Министерства образования. Именно в это уважаемое ведомство мы и обратились с вопросом: «Насколько в данном случае правомочны действия директора гимназии?».

— Согласно приказу министерства №516 от 16.07.01 о типовых учебных планах специализированных школ с углубленным изучением иностранных языков и предметов художественно-эстетического цикла, — пояснила начальник отдела общественно-гуманитарного образования Неонила Шинкарук, — в учебных планах таких спецшкол может корректироваться количество часов лишь тех предметов, которые входят в вариативную часть (школьный компонент). Количество же часов, предусмотренное на изучение предметов общего цикла, в который входит и зарубежная литература, должно оставаться неизменным.

— Как же так вышло, что в министерстве утвердили школьный учебный план?

— Директор его составил на основе двух типовых планов: для спецшкол и для обычных общеобразовательных с украинским языком обучения. Здесь явное нарушение. Часы на изучение иностранных языков директор рассчитывал по плану для спецшкол, а на другие предметы — по плану для общеобразовательных. Чиновник, визирующий учебные планы, не разобрался и поставил печать.

— Каковы дальнейшие действия министерства?

— Обратимся в городское управление образования (гимназия непосредственно подчиняется именно ему) с просьбой повлиять на директора, чтобы он переработал план согласно статусу своего учебного заведения.

— Неонила Ивановна, но проблема, на мой взгляд, намного шире. Вопреки провозглашенной Минобразования тенденции на гуманизацию и гуманитаризацию образования, сами гуманитарные предметы, по сути, вытесняются из учебных программ. Ведь получается, что дети, которые обучаются в технических, математических и природоведческих спецклассах обычных общеобразовательных школ, лишаются возможности изучать как зарубежную, так и украинскую литературу в объеме, установленном министерством?

— Мы прекрасно понимаем: для того чтобы наши дети пошли в жизнь и свободно общались с миром, им необходимо знание отечественной и зарубежной литературы и культуры. Поэтому, несмотря на разрешенное с этого года корректирование учебных планов в спецклассах, Минобразования рекомендует оставлять на изучение литературы по два часа в неделю. Кроме того, в школах всегда есть возможность полностью выполнять программу за счет школьного компонента, то есть на факультативе.

Весьма скептически к подобным рекомендациям относится президент Украинской ассоциации преподавателей зарубежной литературы Юрий Ковбасенко:

— Нельзя не видеть, что сокращение часов на преподавание украинской и зарубежной литературы — это путь к интеллектуальной катастрофе нации. Особенно, если учесть, что в специализированные классы идут, как правило, лучшие, будущая наша элита. Кто будет управлять нами через 20 лет — технократы, умеющие рассчитать время подлета ракеты к цели, но ничего не слышавшие о Хиросиме? И кто сказал, что специализация за счет гуманитарных предметов даст рост качества знаний учащихся по точным наукам? В Японии, к примеру, на изучение литературы в школьной программе выделяется довольно много часов. Там понимают, что литература, как никакая другая учебная дисциплина, развивает все виды мышления — ассоциативное, образное, логическое и таким образом формирует гармонично развитую личность. Проводились эксперименты и в Европе, когда в технических лицеях вводили больше гуманитарных предметов. В результате резко улучшались показатели знаний по физике и математике.

У нас же в школах вместо изучения литературы и культуры зарубежных стран упор делается лишь на иностранный язык, причем в том объеме, чтобы, образно говоря, понять, «чего хочет хозяин». С каким багажом мы войдем в Европу?

Поэтому все те, кто думает о будущем своих детей, должны бить тревогу. Мы растим поколение людей прагматичных, бедных эмоционально, неспособных на глубокие чувства. Сокращение часов на гуманитарные предметы — серьезная общественная проблема, которую нужно обсуждать всем миром, а не решать циркулярами.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно