На престижном интеллектуальном чемпионате среди представителей 97 стран украинские школьники заняли 16-е место в мире и третье в Европе (уступив лишь России и Англии). На шестерых участников у нас пять медалей. Катя Матвиив, получившая диплом, не добрала лишь один балл до бронзы.
Поощряла юных математиков корпорация "Рошен", пообещавшая оплатить самому успешному участнику обучение в престижном университете Великобритании.
С какими впечатлениями и планами на будущее вернулась наша команда с международного соревнования? Что беспокоит учителей и руководителей?
Команда. Они разные. Веселые и серьезные, говорливые и молчаливые. Дружные. В разговоре все упоминали о том, как поддерживали друг друга во время олимпиады. Как много и настойчиво работали, чтобы достичь успеха. Но, разумеется, о "потерянном детстве" речь не шла. Наоборот, каждый подчеркивал, что нисколько не жалеет, что так много времени и усилий отдал изучению любимой математики. Вспоминали, как ходили в вышиванках с надписью "Украина". И на церемонии награждения с гордостью поднимали флаг своей страны каждый раз, когда вручали медаль товарищу по команде.
Данил Хилько (серебро), выпускник лицея №208 (г. Киев):
- Мне всегда сложно
объяснять людям, не имеющим отношения к математике, почему я ею увлечен. Ведь они знакомы лишь со школьной математикой, которую я не люблю. Она и построена так, чтобы люди меньше любили этот предмет.
В математический класс я попал почти случайно: когда перед пятым классом передо мной и моими родителями стал выбор - выбрать филологическое или математическое направление.
Остановились на математическом, поскольку считать я умел лучше, чем писать. То, что математика красивая и увлекательная наука, открыл мне мой учитель - Тарас Дмитриевич Тимошкевич.
С нового учебного года
буду студентом мехмата КНУ им. Шевченко. Если хочешь по-настоящему изучать математику - больше просто некуда поступать.
Никита Щеглов (серебро), выпускник лицея №208 (г. Киев):
- Своим увлечением математикой я обязан школе. К олимпиадам нас готовили еще с пятого класса. И на уроках, и в кружках. Искренне признателен своим учителям - Виктории Александровне и Тарасу Дмитриевичу Тимошкевичам.
Буду поступать в КНУ им. Шевченко на мехмат.
Екатерина Матвиив (диплом), выпускница Луцкого учебно-воспитательного комплекса №26:
- Мне всегда нравилось играть с числами (особенно люблю задачи по теории чисел). Увлекает и геометрия. Полюбить математику мне помогли родители. Отец - преподаватель в университете, мама - учительница математики в школе. Еще с 6-го класса к олимпиадам меня готовила учительница математики Тамара Григорьевна Коць. Она всегда находила для меня время и на уроке, и вне уроков. При Восточноевропейском национальном университете им. Леси Украинки у нас сформировался кружок из учащихся, которые также живут математикой. Руководит кружком преподаватель университета, чрезвычайно интересный человек и замечательный математик Леонтий Иванович Филозоф.
В этом году я стала студенткой НТУУ "КПИ". Хочу быть программистом.
Андрей Рязанов (бронза), выпускник Киево-Печерского лицея №171 "Лидер" (г. Киев):
- Оригиналы моих документов к поступлению лежат в МФТИ. Почему я выбрал российское высшее учебное заведение? Потому что там качественнее образование, там трудно учиться, а меня это привлекает. Поступаю на факультет управления и прикладной математики. Здесь изучают больше чистой теоретической математики, чем, скажем, на мехмате. И это тоже мне нравится.
Евгений Диомидов (серебро), учащийся Русановского лицея
(г. Киев):
- Я перешел в 11-й класс, и у меня еще есть время подумать, где буду учиться после школы. Рассматриваю разные варианты. Уже получил письмо-приглашение из Сеульского университета (Северная Корея) и Сингапура. Но, скорее всего, это будет КНУ им. Шевченко. По крайней мере, первые годы обучения. Поскольку наше бакалаврское образование считается довольно сильным по сравнению с другими странами. В любом случае мой выбор будет связан с математикой.
Я затрудняюсь сказать, что повлияло на мое увлечение этой наукой. Кажется, она всегда была мне интересна. Как только выучил цифры, сразу же понял, какая это увлекательная вещь - математика. Логичная, красивая и совершенная.
Очень признателен своим учителям Григорию Борисовичу Филипповскому и Александру Анатольевичу Шамовичу, которые уделяют мне много внимания и времени, заваливают задачами, дают полезные советы (и не только по математике).
Вадим Калашников (золото), учащийся Харьковского физико-математического лицея №27:
- По поводу вуза, в котором я буду учиться, еще не решил. Время есть - я только перешел в 11-й класс. Признателен компании "Рошен" за предложение оплатить мое обучение в Великобритании, но все-таки решил отказаться. Уверен, что бакалаврат буду заканчивать в одном из ведущих российских вузов. При всем уважении к украинским университетам, топовые российские вузы - это качественное техническое образование, сильная математическая школа, широкий выбор магистратур с программами "двойных дипломов".
В любом случае будущее обучение будет связано с математикой, которую я очень люблю. И родители всячески поддерживают мое увлечение. Школьная математика скучна и однообразна. Настоящая же математика - это не стандартное решение шаблонных задач, а творческий процесс. Я понял это благодаря своим учителям Юлии Викторовне Еременко, Александру Лазаревичу Берштейну и руководителю математического кружка "Эврика" Елене Лазаревне Аринкиной.
Учителя. Преданные науке и своим ученикам, родные, скромные, старательные. Надежный тыл наших олимпиадников. Сколько теплых слов сказали о своих педагогах их звездные воспитанники! Мы встретились с одним из таких учителей.
Михаил Якир, учитель математики Киево-Печерского лицея №171 "Лидер" (г. Киев),народный учитель Украины:
- Мои ученики побеждали в международных олимпиадах 26 раз. Среди них, например, знаменитый Максим Федорчук. На международной олимпиаде 2000 г. этот школьник стал абсолютным чемпионом - набрал больше всех баллов. Семеро из моих выпускников преподают в университетах Америки. Они учились в США бесплатно, поскольку стали призерами международных олимпиад. А двукратного призера международной олимпиады Галю Добровольскую четыре года назад признали лучшей женщиной-математиком Соединенных Штатов.
Сам факт участия в международной олимпиаде - это уже замечательный результат. За ним стоит колоссальная работа ребенка. И не всегда - огромная работа учителя. Да, талантливых детей нужно поддерживать, направлять. Но прежде всего все зависит от них самих.
Ведь участник международной олимпиады должен за короткое время решить несколько нестандартных задач. И здесь, кроме знаний, нужны и спортивные качества - внимательность, психическая уравновешенность.
Что нужно для того, чтобы стать победителем международной олимпиады? Я бы определил такие условия. Прежде всего, большое значение приобретает среда обучения. Важно учиться в классе, где есть культ обучения, и в школе, где властвует культ олимпиад. Но при этом учебное заведение не должно превращаться в "спортивную математическую школу", где главным критерием успеха учащегося являются его победы в олимпиадах.
В конференц-зале нашего лицея "Лидер" есть галерея портретов выпускников, ставших межнаровцами. Возле каждого портрета - копия диплома победителя. Стараемся устраивать встречи школьников с нашими "героями". Например, Денис Дудка - мой первый ученик, ставший в 1992 г. призером международной олимпиады, - с удовольствием встречается со школьниками. Галя Добровольская, бывая на Родине, тоже нас не забывает. Представляете, как горят глаза учеников, когда они общаются с такими легендарными людьми? Дети собственными глазами видят, что самые смелые мечты могут стать реальностью, если очень захотеть и постараться.
Не жалко ли мне, что мои лучшие ученики учились и работают за рубежом? А вам не было бы жалко, если бы они остались здесь? У нас в стране больше внимания уделяют прикладным наукам. Тем, что применяются в экономике, конструировании пушек-пулеметов. А вот неприкладная математика - поэзия - остается без внимания, не финансируется. Потому что опережает время, и ее результаты могут понадобиться через 100 лет. В Америке, наоборот, финансирование очень хорошее. И приоритеты другие. И если талантливые молодые математики хотят заниматься этой поэзией, я понимаю, что Штаты подходят им больше. Да и наука, по большому счету, не имеет национальности и границ.
Некоторые из моих учеников, призеров олимпиад, остались в Украине. И со временем им пришлось оставить чистую науку, потому что нужно было кормить семью. Они стали хорошими программистами. И это хорошо. Но математика от этого проиграла.
Вообще у нас в стране призеров спортивных олимпиад уважают намного больше, чем призеров научных. Когда-то президент Леонид Кучма начал очень хорошую традицию - ежегодно встречался с призерами интеллектуальных соревнований. Все это происходило очень торжественно, в Мариинском дворце. И именно Дмитрий Табачник, тогда вице-премьер по гуманитарным вопросам, был инициатором этих встреч. Детям было очень приятно. Надо возобновить эту традицию.
Руководитель команды. Год назад мы писали о перипетиях, связанных с отстранением от подготовки к международной олимпиаде по математике ее многолетнего руководителя - профессора КНУ им. Т.Шевченко Богдана Рублева. ("Нематематическая логика", ZN.UA, №23, 2012 г.). В этом году он снова возглавил нашу делегацию на международной олимпиаде по математике.
Богдан Рублев:
- Обычно украинская команда занимает на международных олимпиадах от 14-го до
22-го места. Приятным исключением стал 2007-й - мы были шестыми в мире. Наши дети всегда демонстрируют хорошие знания. Потому что уровень наших всеукраинских олимпиад довольно высок. И при идеально организованной подготовке их победители могли бы на международных чемпионатах брать серебряные медали с закрытыми глазами.
Ежегодно опыт украинских олимпиад и подготовки к международным мы с коллегами-педагогами описываем в книгах, которые раздаем участникам из других стран во время международных соревнований. Там помещены все наши тренировочные и олимпиадные задачи от районных до всеукраинских турниров, авторские задачи и методы подготовки, которыми пользуется украинская сборная. Далеко не все страны так делают. Кто-то вообще ничего не привозит, кто-то ограничивается обычной распечаткой на пять страниц. А наши книги постоянно пользуются большим спросом. Мы издаем их собственными силами на двух языках - украинском и английском. Украиноязычное издание объемом 400 страниц содержит 600 задач. Подобные разработки имеют лишь около 20 стран, среди них - Италия, Россия, США.
Что мешает идеальной подготовке к международной олимпиаде?
Отбору учеников для участия в олимпиадах всегда уделяется большое внимание. А подготовке к интеллектуальным соревнованиям - нет. Подавляющее большинство учителей готовят воспитанников к независимому оцениванию. Это и деньги (репетиторство), и рейтинги. А тем временем ВНО так же отличается от олимпиады, как физкультура от большого спорта.
Существует огромный разрыв между "олимпиадниками" и теми, кто учится в школе на 12 баллов, но в олимпиадах не участвует. Особенно он ощущается на первом курсе, когда на одной студенческой скамье сидят и те, и другие. Это происходит потому, что со школьного курса математики выхолащивают задачи на доказательство, исследование, построение. То есть задачи, где ответом является не только конкретная цифра. Школьная математика - это ремесло. А олимпиада - настоящее искусство. Поэтому о студентах-олимпиадниках можно только мечтать.
Тема участия страны в международных олимпиадах не менее важна для ее престижа, чем ВНО. Нужно, чтобы к олимпиадному движению повернулись лицом и спонсоры, и вообще все общество. Ведь в интеллектуальные соревнования вкладывается намного меньше средств (особенно от частного капитала), чем в спорт. А достижений, влияющих на престиж страны, на порядок больше.
Спортивные таланты чаще остаются на Родине. Поскольку чувствуют, что нужны стране. И знают, что, достигнув определенных результатов, будут иметь помощь и поддержку. У юных талантливых ученых такой уверенности нет. Вот и едут учиться за границу.
Олимпиадному движения нужны меценаты. В этом году, как и обычно, нас очень выручили небезразличные спонсоры и выпускники нашего университета. Деньги нужны были не только на издание книги и какие-то организационные вопросы, но и на взносы за участие в олимпиаде наблюдателей с Украины. Они проверяют работы наших участников, отстаивают способы решения и оформление работ, объясняют языковые нюансы. Можно сказать, грудью защищают честь страны.
Существенным недостатком в подготовке является неопытность наших детей. Они должны чаще участвовать в международных турнирах. Один балл, которого не хватило до медали, и является следствием такой неопытности. Россия, например, организовывает для своих межнаровцев по четыре-пять выездов в год. А наши математики до этой олимпиады побывали лишь на турнире в Румынии.
Олимпиада закончилась, а мы начинаем подготовку к следующей. В сентябре под эгидой КНУ им. Шевченко начнется первая в новом учебном году олимпиада для школьников. К сожалению, только для киевлян. Но очень приятно, что популярность ее возрастает. В прошлом году в ней участвовали около 600 школьников. Позже начнутся и школьные олимпиады. И мы увидим новых талантливых детей, которые принесут славу нашей стране.
Наши усилия, проведение турниров, поездки на малые международные соревнования (хотя и не так часто, как хотелось бы) уже дают результаты. Большинство юных математиков остается в Украине. А ориентация на российские вузы означает лишь то, что дети недостаточно владеют иностранным языком и считают, что "переросли" Украину. На самом деле это не так. Но убедить их, а особенно их родителей, не всегда удается.
* * *
Еще весной президент Украины объявил о новых социальных инициативах, среди которых - программа для талантливых детей "Интеллектуальное будущее Украины". "Мы делаем стратегическую инвестицию в тех, кто будет строить и развивать Украину практически до конца XXI века", - подчеркнул В.Янукович.
Будет работать над программой Минобразования. Таланты посчитают осенью - будет создан специальный банк интеллектуальных достижений (изобретений, творческих проектов, научных работ) школьников. Отличать талант от "неталанта" будет специально созданный экспертный совет. 10 тыс. одаренных детей примут участие в работе ежегодных областных и всеукраинских летних школ, где будут преподавать ведущие специалисты и ученые. 100 самых лучших будут охвачены президентской программой. В чем она заключается конкретно, пока что не сообщается.
Обещают также увеличить количество олимпиад и турниров. И даже привлечь к этому делу крупные корпорации. Будут внесены и соответствующее изменения в Условия приема в высшие учебные заведения Украины.
Достаточно ли этого для того, чтобы в Украине оставались и работали на ее благо юные таланты, которые со временем станут гениальными учеными? Конечно же, нет. Эти мероприятия помогут, как таблетка плацебо слишком впечатлительному пациенту - нервы успокоит, но не вылечит. Потому что ничего в государственных приоритетах относительно науки не изменится. А значит, талантам в нашей стране, как и раньше, делать будет нечего. Взять их на учет - это, конечно, хорошо. А что делать дальше с этим списком? Мы не знаем. А другие страны знают. Вот, например, в прошлом году наша команда юных физиков, показавшая замечательные результаты на международной олимпиаде школьников, в полном составе выехала учиться в Россию.
А члены команды биологов, решившие учиться в родной стране и в сентябре прошлого года ставшие первокурсниками, до сих пор безуспешно борются против снижения почти вдвое, по сравнению с предыдущими годами, своей президентской стипендии ("Президентская стипендия как... наказание", ZN.UA, №34, 2012 г.). Пока что все затормозилось на уровне вялотекущей переписки с властью. Зато некоторыми нашими ребятами уже заинтересовалась американская программа USA/USA, помогающая украинским талантам стать студентами самых престижных вузов Америки.
Как показал опыт прошлого года, даже соблазнительное предложение от известной корпорации не является гарантией того, что молодые таланты останутся в Украине.