Cтатус или признание?

15 января, 2016, 00:00 Распечатать Выпуск №1, 15 января-22 января

Чем же все-таки станет статус "национальный" — как всегда, пафосным орденом на грудь университетской администрации или реальным стимулом к качественной работе? Пробудит ли он чувство ответственности у развращенного коррупцией университетского сообщества? Очень хочется, чтобы этот вопрос был не риторическим.

Статус "национальный" украинские университеты будут получать и подтверждать по новому порядку. В соответствии с законом, его должно разработать Министерство образования и науки и представить на утверждение в Кабмин. А реализовывать нововведение на практике будет Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования (НАОКВО). 

МОН уже подготовило соответствующие предложения (проект постановления Кабмина "Об утверждении Порядка предоставления высшему учебному заведению статуса национального, подтверждения и лишения этого статуса") и обнародовало их для публичного обсуждения. 

Хотелось бы обратить внимание на некоторые узловые моменты этих предложений. 

Нужен ли вообще нашим вузам статус "национальный"?

Этот вопрос горячо дискутируется. "Я не представляю, чтобы Гарвард или Оксфорд боролся за присвоение ему звания национального", — сказал мне знакомый преподаватель вуза. 

У нас сегодня аж 116 национальных университетов (из них четыре — крымские). Традиционно статус национального давали тем, "кто достиг самых высоких показателей в своей деятельности по использованию интеллектуального потенциала нации, реализации идеи национального возрождения и развития Украины, введению государственного языка и является ведущим среди отраслевой группы заведений (учреждений) гуманитарной сферы". По крайней мере, так было записано в первом Положении о национальном заведении, утвержденном президентским указом Леонида Кучмы, подписанном, между прочим, Дмитрием Табачником, тогдашним главой АП.

По замыслу, таких передовых вузов должно было быть немного — не более трех в каждой группе университетов. Посчитаем: 17 групп (педагогических, классических, технических... и т.п.) по три вуза — это около пяти десятков на всю страну. Но каждый президент щедрой рукой раздавал своими указами эти статусы, не считаясь с нормами. Говорят, самым щедрым был Леонид Данилович. 

Но статус "национального" давал не только моральное удовлетворение — мы, дескать, самые лучшие. "С самого начала этот статус разрешал платить надбавки сотрудникам университета, — рассказывает Олег Шаров, директор департамента высшего образования МОН. — Если не из средств общего фонда, то из собственных поступлений. Но уже приблизительно лет 10 такое разрешение в целом никому не нужно, — есть у тебя деньги из спецфонда, так плати. Разве что предел возможных надбавок у национальных заведений немного выше. Дольше всего существовала норма, что все научно-педагогические работники и ректоры национального вуза выбирались на
7 лет, в то время как в других вузах — на 5. Новый же закон о высшем образовании установил одинаковый для всех срок — 5 лет. Если обычный вуз проходил аккредитацию, он получал сертификат на 5 лет, а национальный — на 10. Новый закон о высшем образовании установил также одинаковый для всех срок аккредитации. Следовательно, теперь из всех плюсов, которые давал статус "национальное учебное заведение", остается один, связанный с престижем".

Нужна ли университетам эта почетная орденская планка на грудь? Если нужна, то есть ли шанс наполнить обесцененный статус "национального" новым содержанием? Помогут ли в этом предложенные в проекте постановления Кабмина механизмы и критерии?

Критерии и механизм отбора претендентов 

Предлагается три группы критериев, по которым будут определять, достоин ли вуз называться "национальным". 

Первая группа — обязательные критерии. Это своеобразный "пропуск" к сонму солнцеликих. Только при условии соблюдения всех этих критериев вуз может подать заявку на получение статуса — или же, наоборот, потерять его. К этим критериям относятся: положительная оценка системы качества образовательной деятельности; наличие единой информационной среды; размещение на веб-сайте предусмотренной законодательством обязательной информации.

Вторая группа критериев — сравнительные. Ежегодно НАОКВО будет определять количество вакантных статусов "национальный", поэтому даже среди вузов, соответствующих обязательным критериям, может развернуться настоящая конкурентная борьба. Здесь сыграют важную роль сравнительные критерии. В них учитываются победы на студенческих олимпиадах, стажировка студентов и преподавателей за границей, индексы Хирша сотрудников университета, научные публикации в наукометрических базах, количество научных журналов, выходящих с ненулевым импакт-фактором, и т.п. 

Для сравнительных критериев НАОКВО будет определять специальные весовые коэффициенты.

Третья группа критериев — премиальные. "Они не вписываются в общую сеть. У кого-то они могут быть, у кого-то — нет. Но эти критерии могут стать дополнительным бонусом при решении вопроса о статусе национального для определенного вуза", — объясняет Олег Шаров.

Таких критериев всего два — место высшего учебного заведения в международных и независимых рейтингах и наличие иностранных и международных аккредитаций.

Изменится и порядок присуждения статуса "национальный". Предполагается, что в структуре НАОКВО будет создан специальный комитет по статусам. Основной упор будет делаться на прозрачности и публичности. Все документы, представленные вузом — претендентом на статус (самоанализ деятельности, стратегический план развития, соответствие критериям и т.п.), будут обнародованы не только на сайте самого университета, но и на сайте НАОКВО. И в течение двух месяцев будет проходить общественное обсуждение этих материалов. 

"Если какой-либо университет подаст недостоверную информацию, при общественном обсуждении это обязательно всплывет, — объясняет Олег Шаров. — Мы закладываем такой механизм: претензия к обнародованной вузом информации о собственной деятельности должна быть публичной, как и ответ на нее. Все это будет размещаться на сайте НАОКВО. Какими будут последствия, если вуз не даст ответ на критику или будет пойман за руку на лжи? По идее, НАОКВО должно предложить лишить это заведение статуса национального. Конечно, это уже вопрос к агентству. Хотя здесь, я думаю, может быть много интересного". 

Но лишение статуса — не единственное жесткое наказание для нечестного вуза. По предложению МОН, подать новое ходатайство о предоставлении статуса "национальный" он сможет не ранее, чем через пять лет после лишения статуса.

Тупик "НАОКВО"?

Определяющую роль в деле присвоения статуса "национальный" должно играть Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования (официальное название — НАЗЯВО). От его независимости, честности, справедливости, законопослушности будет зависеть успех дела. И не только этого, но и всех реформ. Но где же это агентство? 

Очевидно, недаром говорил капитан Врунгель: "Как вы яхту назовете, так она и поплывет". С работой нацагентства пока что получается полное "назяво". Выборы его членов начались со скандала (см. "Грязная метка", ZN.UA, №21, 2015 г.) и вызвали бурную реакцию общества. Ведь в состав независимого агентства, которое будет заниматься обеспечением качества образования, вошли и люди с далеко не кристальной репутацией. "Люди, попавшие под действие Закона Украины "Об очищении власти", не могут оставаться в системе образования", — заметила Лилия Гриневич на июльском заседании коллегии МОН. 

Кстати, тогда же коллегия утвердила решение: "Претенденты на членство в Национальном агентстве по обеспечению качества высшего образования не могут принимать никаких решений, пока Верховная Рада и Кабинет министров Украины не уточнят все обстоятельства выборов, этических и профессиональных требований к членам НАОКВО".

На этом заседании присутствовал и премьер-министр Арсений Яценюк. Он сказал: "Я прошу, чтобы парламент внес соответствующую инициативу, мы ее поддержим, и я готов вмешаться безотлагательно в этот вопрос".

Было все это в июле. Но до сих пор ни правительство, ни Верховная Рада никаких решений не принимали. НАОКВО так и не смогло начать работу. Вокруг него возник сложный клубок интересов, амбиций, ситуативных союзов и конкуренции. Кое-где даже приверженцы реформ разрываются между желанием изменений в образовании и стремлением вонзить палки в колеса команде МОН. Как это ни печально, иногда второе желание преобладает. Дело зашло в тупик. 

Но отсрочка запуска НАОКВО является только вершиной айсберга, считает Александр Смирнов, член аккредитационной комиссии, директор Учебно-методического центра по обеспечению качества образования: "Есть много вопросов в работе Нацагентства, которые должны быть законодательно определены. Например, необходимо построить внутреннюю систему сдерживаний и противовесов. Не может апелляционный комитет, рассматривающий жалобы на решения НАОКВО, состоять из его членов. По другому принципу должно проходить и формирование состава нацагентства. Это должен быть отбор экспертов и основных стейкхолдеров. Есть и другие примеры. Но это тема отдельного разговора".

Следовательно, когда и как начнет работать Нацагентство, точно не знает никто. В то же время в проекте постановления Кабмина относительно статуса "национальный" предусмотрен график, по которому высшие учебные заведения, у которых уже есть такой статус, будут подтверждать его. Первыми в 2017 г. процедуру должны пройти университеты, ставшие "национальными" в 1996, 2003, 2010 гг. 

Хотя в процессе обсуждения проекта постановления Кабмина время от времени звучат предложения — а не будет ли справедливым обнулить статусы всех национальных вузов и провести университеты через новые критерии и процедуры?

"Да вы хоть представляете, что начнется в таком случае? Какая очередь из ректоров и губернаторов выстроится в приемной министра образования, премьер-министра и даже АП? Университет может потерять статус, область — вуз национального уровня. Шкандаль! Кто же захочет осрамиться?" — развеселился знакомый ректор в ответ на мой вопрос: "А почему бы и не обнулить статусы?". 

Чем же все-таки станет статус "национальный" — как всегда, пафосным орденом на грудь университетской администрации или реальным стимулом к качественной работе? Пробудит ли он чувство ответственности у развращенного коррупцией университетского сообщества? Очень хочется, чтобы этот вопрос был не риторическим.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 4
  • Nedolya Nedolya 18 січня, 14:00 Природньо дотримуватися Закону про вищу освіту. Якщо внесли поняття Національний університет, тоді потрібно його використовувати. Інше питання "Навіщо вносили?" согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться Vasyl Moysiyenko Vasyl Moysiyenko 18 січня, 15:02 Статус національного ВНЗ закріплений у ст. 29 ЗУ «Про вищу освіту». Тому залишається розробити адекватний правовий механізм надання та підтвердження цього статусу. Але, окремі положення закону, зокрема п.2 ст.29 не може бути реалізовано без: 1) утворення Національного агентства із забезпечення якості вищої освіти; 2) розробки критеріїв для підтвердження чи позбавлення статусу національного; 3) визначення термінів підтвердження статусу (може обговорюватись норма про 7 чи 10 років). Якщо ж ми вважаємо, що статус національного має суто політичний вимір, то варто вилучити ст. 29 з ЗУ «Про вищу освіту», скасувати ряд підзаконних нормативно-правових актів що визначають цей статус, внести зміни до правовстановлюючих документів ВНЗ. согласен 0 не согласен 0 Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно