Министерство образования и науки выставило на общественное обсуждение законопроект, который вносит изменения в Закон "О высшем образовании" относительно стипендий.
Предложенные им новеллы не коснутся уже обучающихся студентов - их почувствуют на себе только "новобранцы". Каких нововведений ожидать? Об этом ZN.UA расспрашивало, директора департамента высшего образования Министерства образования и науки Украины.
- Олег Игоревич, первое новшество - предлагается создать отдельный социальный фонд, из которого будут выплачиваться стипендии. Чем это лучше нынешней системы финансирования стипендий?
- Сейчас деньги на стипендию идут в высшие учебные заведения в составе общей суммы финансирования образовательной деятельности, размер которой, прежде всего, зависит от контингента студентов. После реформы размер этих ассигнований будет начисляться по формуле, которая будет учитывать результаты деятельности учебного заведения. Это означает, что студенческие стипендии могут попасть в зависимость от результатов деятельности коллектива вуза: например, от количества написанных преподавателями статей, результатов конкурсов и т.п. Вряд ли это справедливо. И чтобы этого избежать, предлагается отделить стипендиальный фонд от базового финансирования учебного заведения.- Слышала от студентов, что иногда преподаватели нарочно занижают оценки, чтобы было меньше стипендий. Таким образом, дескать, вузы экономят средства.
- Давайте воздержимся от таких оценок, поскольку в одних вузах говорят так, в других - наоборот, о завышении оценок. Мне кажется, что чаще сегодня завышают баллы, потому что не хотят терять студентов. Надеюсь, что не так давно принятый закон, позволяющий сохранять ставки преподавателей при определенном уменьшении контингента студентов, решит эту проблему.
- Идея создания отдельного фонда для стипендий не нова - об этом уже говорится в законе о высшем образовании. Только там этот фонд называется стипендиальным, а в обсуждаемом законопроекте - социальным. В чем разница?
- В законе заложен концепт, который мы и начинаем развивать. Кроме проблем со стипендиями, есть еще проблемы с содержанием общежитий. И мы хотим, чтобы содержание общежитий опять же зависело не от результатов образовательной деятельности высших учебных заведений, а от количества иногородних студентов. Это фактически персонализация льгот, поскольку затраты на содержание общежитий предлагается рассчитывать на одного зарегистрированного в них иногороднего студента дневной формы обучения.
- Содержание общежитий - это оплата коммунальных услуг? Или еще и ремонт, строительство?
- Было бы хорошо сегодня обеспечить хотя бы их текущее содержание. О финансировании ремонтов и тем более строительстве будем говорить в перспективе.
- Еще одно предложение законопроекта - ввести для студентов льготные целевые кредиты.
- В Законе "О высшем образовании" предусмотрены кредиты на получение высшего образования, но эта норма не реализуется. Нецелесообразно возобновлять кредитование по старой формуле, предложенной еще в 2000 г. Та система просуществовала до 2010-го, а некоторые "хвостовые" платежи осуществлялись даже еще в прошлом году. Эта модель кредитования просто не сработала, и ее надлежит изменить. Как именно? Нужно работать над этим вопросом. Но идею о кредитовании необходимо закрепить в законе.
- В общих чертах, что будет особенного в этих целевых льготных кредитах?
- Предлагаем, чтобы они предоставлялись не как кредиты на обучение. Возможно, это будут кредиты на проживание и социально-бытовые нужды. Например, если студент из семьи с невысокими достатками, но он не является сиротой, не из многодетной семьи, то выходом из ситуации могут стать такие целевые кредиты.
- Вы предлагаете ввести два вида стипендии: академическую (за успехи в учебе) и социальную (как помощь льготникам).
- У нас и сейчас два вида стипендии. В подавляющем большинстве случаев студент может рассчитывать на одну из них, но есть исключения.
- По закону о высшем образовании стипендии выплачиваются не менее чем двум третям студентов каждого курса. В законопроекте предлагается, чтобы при распределении стипендий учитывались не только результаты успеваемости, но и научная деятельность студента. Это означает, что, например, если у студента "тройки" по каким-то предметам, но есть успехи в научной деятельности, у него будет стипендия?
- Научная деятельность студентов может учитываться, если в этом есть смысл, и это должен решать каждый вуз самостоятельно. Сейчас стипендия назначается по среднему баллу за сессию. А было бы логично (по новому закону о высшем образовании) определять не по среднему баллу, а по рейтингу. И в этом рейтинге можно учитывать не только учебную, но и научную работу. Тогда из рейтинга берется две трети или три четверти первых фамилий, и именно этим студентам начисляется стипендия. Теоретически так. А чтобы это сделать практически, необходимо разработать необходимые подзаконные акты.
- Вопреки закону о высшем образовании стипендию до сих пор назначают по среднему баллу сессии, потому что еще действует постановление Кабмина, устанавливающее именно такой механизм.
- Здесь следует говорить не о нарушении закона, а о несовершенстве нормативной базы.
- Для тех, кто только поступил в вуз, закон о высшем образовании не предусматривает рейтингования, и все они будут получать одинаковую стипендию вплоть до первой сессии. В законопроекте предлагается дифференцировать стипендию сразу, ориентируясь на рейтинговый список поступающих.
- Да. У всех студентов должны быть равные права.
- От некоторых студентов я слышала опасение, что из-за создания социального фонда они могут вообще остаться без стипендий, поскольку в законопроекте сказано, что этот фонд будет финансироваться не только из государственного, но и из местных бюджетов. Они боятся, что с фондом произойдет то же самое, что и с финансированием ПТУ, на которые в местных бюджетах просто не хватало денег.
- Это вовсе не так. Знаете, было много разных рабочих версий нашего законопроекта, но предложения выплачивать все стипендии из местного бюджета не было ни у кого. В Украине есть и государственные высшие учебные заведения, которые финансируются из государственного бюджета, и коммунальные, финансируемые из местных бюджетов. Государство финансирует стипендии для студентов государственных учебных заведений, местные бюджеты - коммунальных.
- Предполагается ли повышение размера стипендии к прожиточному минимуму?
- Об этом все мечтают, но никто не знает, где для этого взять средства. К сожалению, минимальная академическая стипендия меньше прожиточного минимума. Но она остается чуть ли не самой большой на всем постсоветском пространстве. Уместно вспомнить напряжение в крымских вузах, когда осенью 2014-го там начали платить стипендию по российским законам, которая была меньше украинской.
Для справки: обсуждение законопроекта "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно финансирования высшего образования (относительно экономических отношений в сфере высшего образования)", который предусматривает изменения в финансировании стипендий, будет продолжаться до 7 мая 2016 г. Как указано на сайте МОН, предложения можно присылать на электронный адрес: olga.kryvoruchko.mon@gmail.com