Ректора Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, академика НАНУ и УААН, профессора Дмитрия МЕЛЬНИЧУКА нет необходимости особо представлять читателям. Первые шаги в науку Дмитрий Алексеевич сделал в Институте биохимии им. А.Палладина Национальной академии наук Украины под руководством академика Максима Гулого. В докторской диссертации молодой ученый исследовал роль углекислоты в обмене веществ у животных. Ректорство его пришлось на непростое время. Это и застой последних лет советской власти, и полные материальных тягот первые годы становления независимости, и перипетии Болонского процесса…
— Для нас Болонский процесс начался, — рассказал Дмитрий Мельничук, — как только рухнул «железный занавес». Мы сразу же стали искать контакты с университетами ведущих стран мира. При этом избрали тактику — напрямую выйти на ректоров зарубежных университетов. Затем начали искать финансовую поддержку нашему учреждению через международные и общественные организации, диаспору…
Уже в 90-х годах была поставлена цель — сделать все возможное, чтобы наша система образования была официально признана ведущими университетами Запада. Не все получалось. Так, в Европе мы поначалу не нашли поддержки. Франция, Германия нас игнорировали, ориентируясь на Россию…
Тогда мы обратились к США. Там поддержка была оказана буквально с первого дня. Без особых проволочек ряд американских университетов заключил с нами договоры, и вскоре было составлено около шести совместных проектов. Университет штата Айова взялся помочь перестроить учебную систему. А в 1996 году этот университет подписал с нами меморандум о взаимном признании систем образования. В 1998 году такой же меморандум был подписан с Университетом Луизианы.
Тем временем ситуация начала меняться и в Европе. К середине 90-х годов в Германии уже поверили в то, что Украина состоялась. У нас быстро сложились прекрасные отношения с немецкими профессорами и учеными. И тут выяснилось, что за эти несколько лет мы успели далеко продвинуться вперед. Кое в чем даже дальше европейцев. Ведь когда мы говорим «Болонский процесс», по сути это означает, что мы, как и вся континентальная Европа, адаптируемся к системе, доказавшей высокую эффективность в США, Англии, Голландии, Японии…
Примерно в 2000 году мы подписали меморандум о взаимопризнании образования с Берлинским университетом, а чуть позже — с Гентским (Бельгия), и с Университетом прикладных наук Вайнштефан (Бавария). В официальных документах отмечены преимущества для студентов. Так, если украинский студент хотя бы один семестр практиковался в этом баварском университете и сдал там зачеты, или, наоборот, немецкий студент практиковался в Национальном аграрном университете Украины, то они имеют право на два диплома: наш и их.
Теперь наши студенты могут по Интернету найти профессора в США и поступить к нему в аспирантуру, как и выпускники американского университета. То есть им не нужно пересдавать какие-то дисциплины, доказывать, что они имеют достаточный для этого университета уровень подготовки. Это значит, что унизительный элемент дискриминации украинского диплома исчезает. Кроме того, такие договоры открывают нашим выпускникам возможности для работы в США. Если ваш диплом признал американский университет, этого достаточно, чтобы и европейские работодатели относились к вам соответственно.
Нас иногда упрекают в том, что около 300 наших молодых людей остались после обучения за границей. Мол, я готовлю кадры для заграницы. Но люди, оставшиеся там, большей частью не порвали связей с университетом. И у нас, благодаря этому, образовались точки, куда мы посылаем молодых людей на обучение. Поэтому, если кто-то сейчас там остается, мы не считаем это трагедией. Наоборот — будет еще одна точка содействия нашим планам.
Кстати, некоторые из уехавших в прошлые годы людей просятся назад. Это, как правило, ценные работники — со знанием языка, страны, заграничными связями. А в некоторых случаях мы даже сами приглашаем вернуться и предлагаем хорошие условия: принимай факультет, кафедру и раскручивай дело. Кто бы что ни говорил, я и дальше поддерживаю эту тактику. Она принципиально важна для столичного вуза, так как мы обязаны думать не только о сиюминутных проблемах страны. При этом мы не ведем себя как собака на сене — весь свой опыт разместили в Интернете, он доступен для всех.
Очень популярны поездки наших студентов к фермерам в Германию, Данию, Голландию, Великобританию и другие страны. Там они живут в семьях и, с июня до октября работают, а заодно и проходят практическое обучение. Понятно, наши студенты едут, в первую очередь, чтобы заработать. Это серьезное подспорье — у нас, как правило, учатся дети далеко не из богатых семей…
В заключение хочу сказать, что из 108 аграрных вузов, работавших в советское время, Национальный аграрный университет первым добился признания в мире. Первым быть, как и везде, в этом деле немаловажно!