Жила-была на свете учительница Мария Ивановна Чумарная. Для души писала вирши. Дослужилась до высокого чина «член Союза писателей». Так бы себе и поживала, творческие хлебы жевала. Да подрастал у Марии сынок. И такой он был ладный. В годок и семь месяцев буковки все знал. И жалко ей стало отдавать в «старую школу» дитя родное. И решила Мария Чумарная свою науку учредить. Новую школу в княжем граде Львов зарегистрировали в одна тысяча девятьсот девяносто первом году от Рождества Христова. Школа та была непростая, а - авторская. И чудеса в той школе Мария творила дивные. Повелела сказки учить, научила малышей «летать» (медитировать), «прогнала соловья-разбойника» (звонок выключила)... А перво-наперво Мария выбросила оценки.
«Какую оценку можно ставить, - возмущается Чумарная, - когда ребенок работает? Только - «отлично!» Ошибки оценивать нельзя». В ее школе детям делают конкретные замечания. Вроде: «помни о...», «вот тут лучше бы...» Подход конструктивен. Познавательная инициатива ребенка не убивается. Что сделано не так - дорабатывается.
Правда, табу на привычные большинству из нас оценки в авторской школе действует только до определенного порога, до пятого класса. Среда в виде большинства высших учебных заведений требует от абитуриента «нормального аттестата» со знакомыми «пятерками-четверками».Оценки в школу вернулись, но где-то по дороге потерялись «двойка» и «единица».
Чумарная свято верит, что бездарных детей нет. Обычно под одаренностью понимается узкий спектр деятельности: умение рисовать, петь, решать сложные математические задачи. Мария Ивановна предлагает видеть талант ребенка в свободном проявлении его природы.
Часто «педагоги» способности ребенка определяют по скорости усвоения материала и, руководствуясь унификаторскими подходами, пытаются делать из ребенка-меланхолика ребенка-сангвиника, пытаются активизировать его, требуют от него качеств лидера. Что физиологически абсурдно. Ни ребенку, ни обществу такие трансформации не нужны. «Тихое дитя» в своей меланхолии, в своей замкнутости нередко способно обозреть намного больше, чем активные его ровесники. Потому что совершенно по-другому воспринимает мир. И нередко опыт, достигнутый такого типа людьми, бывает бесценен для мира.
Отсюда - генеральная задача школы: создать атмосферу, в которой бы ребенок свободно и радостно развивался в соответствии со своей собственной программой. Задача учителя - научиться выявлять истинную природу ребенка и с ней работать.
Наиболее полно авторская школа проявила себя в начальных классах. К слову, авторской она называется именно потому, что воспитание и обучение в ней полностью подчинены определенной концепции, разработанной конкретным автором. Таковой ее можно определить еще по одной причине: она в авторов стремится превратить всех учеников. Здесь рисуют постоянно и всё, даже такие абстрактные вещи, как «добро» или «настроение». В одной из аудиторий установлен «стул автора» (качалка у классной доски), усевшись в который любой желающий с утра может «сбрехать» любую историю, сон. Когда дети фантазируют, они раскрывают ту самую свою природу.
Для начальных же классов разработана программа целостных знаний «Світ малого українця». Она не разделяется на предметы. Но содержит предметные направления, отсутствующие в других программах. Фундаментально изучается «Украинская сказка», которую трактуют как самую большую и универсальную систему закодированных в символы знаний.
Космогонические представления познаются по источнику... «Курочка ряба», где «золотое яичко» - исходная точка возникновения Вселенной, «дед», который «яйцо бил-бил и не разбил», - Бог-творец, «мышка» - «символ суетного». Уточняют представления о мироустройстве расшифровкой «текстов», зафиксированных на пысанках, и символического письма орнаментов на вышивках... (А освоив пысанковый и вышиванковый алфавиты, дети играючи моделируют какие-то новые понятия, фразы. Зашифровывают свои имена, фамилии - «строят свои вселенные».)
Дополняют картину знакомством с «Велесовой книгой», с космогоносодержащими образцами обрядового фольклора (вроде колядки «А що там було з начала світу...»), фрагментами Ригведы, египетских и шумерских мифов, эпоса многих других народов.
Вся символика привязывается к обрядовому календарю, который является основой предметного направления «Світовид». Через него дети получают представления о закономерностях развития природы и человека.
Изучение предастрономических, предфизических, предгеографических и прочих «пред-» знаний сопровождается языковыми и математическими упражнениями. Под это дело Мария Чумарная в соавторстве с Богданом Чепурко создала оригинальный букварь с собственным названием - «На білому світі». Название - не единственное, чем он отличается от своих собратьев. «Традиционно буквари, - говорит Мария Ивановна, - имеют целью научить ребенка слагать и читать. А этот базируется на том, чтобы через корневую структуру языка ребенку гармонически раскрыть архетипную лексику, которая позволяет освоить язык в полном объеме».
Аллергия Чумарной на абстракцию обусловила то, что и математические (арифметические) понятия в букварике наполняются конкретным содержанием. Каждое число - от «единицы» (обозначающей «единое, содержащее в себе бесконечность») до «десятки» (в которой кроется «полноценность, абсолют, завершенность») - подается в символике как кодовая информация о Вселенной. Математика, в которой реставрируются системы религиозных и философских представлений, перед детьми предстает в развитии. Она превращается чуть ли не в гуманитарную дисциплину. Во всяком случае «холодному рациональному знанию сообщена духовная теплота, познание стало более привлекательным». Неприятие рационалистического подхода в познании (не путать с рациональным началом: Чумарная всячески способствует развитию у детей умения мыслить) нашло свое продолжении в убежденности, что математические навыки следует вырабатывать через развитие интуиции.
Еще одно оригинальное предметное направление «Живое слово». В нем синтезировано изучение грамматики и литературы как процесса творения.
В 1994 году программа целостных знаний «Світ малого українця» утверждена Министерством образования как авторская и рекомендована для внедрения в общеобразовательных государственных школах. Сейчас Чумарная со своими учителями практически завершила интегративную программу гуманитарного цикла для старших классов. Единым курсом будут идти древняя история, история последующих эпох и история религии, начала философии, мировая музыка и мировая культура. В последний предметный поток вводятся культуры народов доколумбовой Америки: майа, ацтеков, инков (включительно с драматургией инков).
Единый курс обещает быть не просто механическим соединением, а познавательным комплексом, который сможет выработать у ребенка целостное мировоззрение. Как? Скажем, во время изучения темы «Древнего Египта» педагог ведет детей в театр оперы и балета на «Аиду» Верди... Костюмы той эпохи, реквизит, «оживленные персонажи», сама атмосфера - все исключает отстраненное восприятие музыки. Дети получают возможность «увидеть эпоху».
Наряду с введением экзотических потоков корректируются учебные программы по украинской и зарубежной литературах. Многое из того, что в обычной школе дается на самостоятельное чтение, в авторской школе - на основное. И наоборот. Чумарная как литератор находит стандартные программы в общеобразовательных школах абсурдными. Они, «сработанные еще рабами Москвы», практически не претерпели изменений. Лучшее детям не дается. Дальше работает принцип «актуальности-неактуальности». Дальше от детей требуют однозначных оценок литературных произведений. И эти оценки обязательно должны совпадать с догмами старых учебников по критике.
Почти весь этот гуманитарный курс может вести один учитель. Умный учитель. Музыку должен вести специалист, но этот специалист обязан владеть нюансами, выходящими за пределы его ремесла. Кстати, авторская школа одновременно дает и музыкальное образование.
Глубинная проработанность гуманитарного аспекта вовсе не означает, что изучению дисциплин естественнонаучного направления здесь уделяется недостаточное внимание. Этот познавательный пласт также не остается без интегративной адаптации. Правда, эту часть школьной программы Чумарная сама сделать целостной не смогла бы - специалист-то она в гуманитарной сфере, закончила филологический. Поэтому она сотрудничает с Верой Ильченко, членом-корреспондентом АН, руководителем лаборатории «Интеграция содержания, форм и методов образования» АПН в Полтаве. Вера Романовна подарила Марие Ивановне программу «Довкілля», по которой пятый-шестой классы львовской авторской школы изучают начала биологии, физики, химии. (Количество предметов сводят к минимуму, при этом делая их более содержательными.)
В следующем году в авторской школе будет первый выпуск. Однако ее основательница не желает расставаться со своими выпускниками. Она намеревается опекать многих из них и дальше. Чумарная воплощает идею сквозного образования, когда дети прямо со школьной скамьи пересаживаются на вузовскую.
Таким этапом для данной школы станет открытый международный университет развития человека «Украина». Это новое высшее учебное заведение, получившее аккредитацию только в июле нынешнего года. Президентом молодого вуза является Петр Таланчук (первый министр образования независимой Украины). Школа Чумарной вошла в структуру университета, получила в нем свой лицензионный объем, определенное количество мест. Подобной привилегии дети школы заслужили не случайно. В результате прошлогодней проверки горотдела народного образования ученики Чумарной дали самый высокий из всех школ Львова срез знаний по базовым дисциплинам, математике и родному языку.
Чумарная как руководитель учебного процесса филиала, зная требования университета к тестированию, готовит своих детей конкретно на те направления, которые они для себя изберут (университет располагает 33 факультетами: от психологии и международного права - до маркетинга). Специализацию, определяемую склонностями детей, школа выявляет уже с 6 - 7 классов.
Мария Ивановна надеется, что ее опыт поможет новому поколению педагогов избавиться от «образования», прививающего ребенку комплекс неполноценности, рабскую психологию. Поможет отказаться от производства «винтиков для системы». Поможет становлению свободных духом людей, способных принимать решения, проявлять инициативу. А это в свою очередь позволит по-настоящему демонтировать саму старую систему.